Известный стилист Мади Бекдаир - о казахстанских имиджмейкерах, их клиентах, чувстве вкуса и любви к музыке
Мизерная зарплата музыканта в оркестре когда-то не устроила выпускника Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Основатель сообщества стилистов Казахстана, «ревизор гардероба», шопинг-специалист международного класса Мади БЕКДАИР окончил музыкальный вуз по классу виолончели и академическому вокалу, а свою судьбу связал с индустрией красоты и стиля.
Тем не менее, ему удается быть востребованным и там, и здесь: сегодня Мади Бекдаир известен не только как стилист, но и как эстрадный исполнитель и участник большого количества местных и международных вокальных конкурсов.
Мади всегда говорит, что к внешнему виду, моде и стилю не нужно относиться как к чему-то пафосному, гламурному, не имеющему отношения к жизни обычного человека. Потому что внешний вид в первую очередь является инструментом коммуникации с окружающим миром.
«Ночью деньги не зарабатываются»
– Мади, судя по тому, что ты поступил в консерваторию сразу на две специальности, ты уже тогда знал, что, скорее всего, не будешь связывать свою жизнь исключительно с виолончелью.
– Безусловно. Где-то в глубине души я всегда больше ощущал себя певцом, нежели виолончелистом. При этом я прекрасно отдавал себе отчет в том, что классическое образование мне необходимо. Лучше этого образования ничего нет. Я занимался и у Шахимардана АБИЛОВА, и у Ермека СЕРКЕБАЕВА, и даже брал несколько уроков у Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ.
- То есть ты был прилежным студентом и не был тусовщиком?
- Когда я учился в консерватории, в Алматы была развита клубная культура. Сейчас же она находится на стадии вымирания. Бум на тусовки прошел. В больших городах, таких как Астана, Алматы все больше людей понимает, что ночью деньги не зарабатываются. А все хотят быть успешными. Может быть, поэтому клубы уже не так популярны. Хотя тусовщики есть и по сей день. И в большинстве своем сегодня это студенты.
Лет пятнадцать назад в клубах можно было увидеть людей почти всех возрастов. Я не был исключением. Ночная жизнь меня тоже привлекала. Начал работать в клубе в шоу-балете. Там я пел и танцевал. Клубы – отличная возможность завести полезные знакомства.
– Ну а как произошло знакомство с индустрией красоты?
– Параллельно с развитием клубной культуры у нас шло развитие бьюти-индустрии. На каждом шагу открывались салоны красоты. Много людей, с которыми я познакомился в клубах, работали именно в бьюти-индустрии. Они же и посоветовали мне стать частью этой отрасли. Ведь она сулила хорошие деньги. Как в клубе, так и в салонах красоты тусовались все. Был бум на наращивание ногтей, волос, татуаж бровей. И я начал работать мастером в одном из салонов.
– И что делал в салоне красоты виолончелист?
– Изначально я работал в качестве нейл-стилиста – делал маникюр, педикюр, моделирование и дизайн ногтей.
Участвовал во всяческих конкурсах. После того как достиг определенных результатов, как и любой уважающий себя человек, захотел чего-то больше.
Так я обучился на визажиста, боди-арт-художника. Успел поучаствовать в центральноазиатских, международных чемпионатах. Немного попробовал себя в парикмахерском деле. В итоге мне захотелось еще больше расширить границы своих возможностей.
Так пришла идея заниматься созданием образа человека от «А» до «Я».
– И все это время ты совершенствовался, самообучаясь? У тебя нет учителей в бьюти-индустрии?
– Учителя были и продолжают появляться в моей жизни. Сначала моим проводником стала Джамиля ДОСКАЗИ, она первая, кто начал завозить в Казахстан в качестве байера работы российских дизайнеров. Джамиля пригласила меня в популярный на тот момент бутик «Мармелад» в качестве консультанта. Так я познакомился с фэшн-индустрией.
Примерно в это же время владелица одного салона красоты предложила мне обучиться на стилиста-имиджмейкера в Москве. В российской Ассоциации имидж-специалистов Personal Shopping я приобрел одновременно четыре профессии: шопинг-специалист, колорист, имиджмейкер и консультант по стилю.
После этого я прошел практику в Академии моды Милана, шопинг-практику в Париже, Амстердаме, участвовал в больших ивентах Лос-Анджелеса, Нью-Йорка. Сейчас собираюсь на первый Всероссийский съезд стилистов-имиджмейкеров в Сочи. Я и моя коллега в Астане Алия БИМАГАМБЕТОВА – единственные участники Всероссийского общества стилистов, живущие не на территории Российской Федерации.
«За один час работы клиент выкладывает от пяти до двадцати тысяч тенге»
– Интересно узнать, сколько стоят услуги имиджмейкера в Казахстане?
– В конце 2015 года я основал сообщество стилистов Казахстана. На тот момент нас было пять специалистов. В 2017 году таких профессионалов уже более 60. При этом каждый из них имеет свою клиентскую базу. Думаю, что в ближайшие пятнадцать лет наша сфера деятельности будет конкурентоспособна и востребована. Наши имиджмейкеры берут почасовую оплату. За один час работы клиент оплачивает от пяти до двадцати тысяч тенге в зависимости от запроса, квалификации специалиста, поставленных задач.
– А насколько востребована эта специальность?
– Людей, которые выглядят хорошо, в общей массе не более семи процентов. Достаточно выйти на улицы города и все это увидеть. Но могу сказать, что цифра растет с каждым днем. Все больше женщин и мужчин понимают, что успех в их жизнь придет в том числе и благодаря правильному внешнему виду. Как ни крути, встречают по одежке везде, тем более, в нашей стране.
– Тем не менее, резкий рост цен заметно отразился на требованиях людей к своему внешнему виду. Они стали много скромнее…
– Я скажу, что это касается не только Алматы. Это касается всего мира. Люди не стали одеваться хуже, просто мода стала несколько демократичнее. Восточные мигранты, заполонившие Европу, тоже дают определенные направления в стиле. Очень актуален милитаризм, военная тематика.
Тот же самый оверсайз, стиль, при котором превалируют вещи свободного кроя, являет собой последствие кризиса. Мода стала дружелюбнее и ближе к людям. Сегодня она больше разрешает, нежели запрещает. Сегодня она не такая нарядная, не такая помпезная, не такая вычурная. Она нейтральна.
– Ну а твой глаз стилиста не режет сегодняшняя анархия стиля, все эти демократические настроения?
– С одной стороны, это хорошо. Потому что пропасть, что существовала между гламурным миром моды и обычным потребителем начала исчезать. Сейчас любая абитуриентка, любой парень-студент может себе позволить выглядеть стильно с помощью масс-маркет марок. С другой же стороны, хотелось бы, чтобы развивалась этика внешнего вида...
«К стилистам обращаются женщины за 50 и мужчины за 20»
– Сколько стоит сегодня хорошо одеться в Казахстане?
– Для очень известного телевизионного и онлайн-проекта я одевал моделей, пользуясь одеждой, купленной как в наших торговых центрах, так и на барахолке. У проекта не было достаточно бюджета для того, чтобы мы могли подобрать одежду исключительно в популярных бутиках и торговых центрах.
Один образ с учетом украшений и аксессуаров и даже нижнего белья обходился в 30 тысяч тенге. Что же касается дизайнерских вещей и брендов класса люкс, здесь не существует границ. У дизайнеров можно одеться как на 100 тысяч тенге, а можно только обувь купить за 150 и выше.
– Кто в основном становится клиентом казахстанских имиджмейкеров?
– Эта категория женщин «сорок плюс», «пятьдесят плюс», те, кому в советское время не привили такое понятие, как этика внешнего вида. Но сегодня они понимают, что такие знания необходимы в современном мире. Мужчины, обращающиеся к стилистам, входят в категорию «двадцать плюс», «тридцать плюс». Это молодые предприниматели, которые считают, что хороший внешний вид необходим для начала их успешной карьеры.
«Я еще вернусь в шоу «Голос»
– Мади, помимо работы в индустрии стиля и красоты ты участвуешь в вокальных шоу-проектах, удивляешь всех песочным шоу…
– Помимо казахстанских вокальных шоу-проектов я был участником российского шоу «Голос». Дошел до телевизионных эфиров, но, увы, команды уже были сформированы. Думаю, что повторю эту историю в ближайшем будущем. Что же касается песочного шоу, то я никогда не стремился удивлять людей его новаторством, оно действительно очень популярно во всем мире, я просто стараюсь делать этот проект качественным.
– Какие цели ставишь перед собой, участвуя в вокальных проектах? Это известность, обретение славы, что-нибудь еще?
– Жажда славы и популярности осталась где-то там, в юности. На сегодня осталась любовь к сцене и потребность ощущать новые эмоции, находясь на сцене. На прошлых выходных я занял второе место на вокальном конкурсе «Той Казан дауысы» в рамках фестиваля национальной кухни и традиций народов Казахстана. На этом же конкурсе я оценивал в качестве члена жюри конкурс национальных костюмов.
«В моде мы идем за Россией и Украиной. Причем идем с опозданием»
– Возвращаясь к теме красоты и стиля: есть у нашей страны свой дизайнерский почерк?
– На мировой рынок пробиваются в основном аутентичные коллекции с этнической стилизацией. Что касается повседневного стиля одежды, уличной моды, идем по стопам наших соседей, а именно России и Украины. И идем со значительным опозданием. С одной стороны, меня это радует.
Потому что российские и украинские жители начинают следовать таким стилям, как нормкор (normcore), при котором отрицается мода, властвует абсолютная демократия выбора, присутствует неряшливость. Казахстанцы же все-таки пока еще придают достаточное значение внешнему виду.
Мы стремимся выглядеть нарядно и ухоженно. И меня это радует. Потому что куда лучше выглядеть хорошо на деловой встрече или званом ужине, нежели приходить туда с грязной головой и в спортивных шортах, как это позволяют себе сегодня делать европейцы.
– Могут ли стать конкурентоспособными и интересными наши специалисты в области стиля и красоты не только в стране, но и за ее пределами? Ведь нередко к нам приезжают гости из ближнего и дальнего зарубежья и устанавливают немалую цену на их мастер-классы и творческие встречи…
– Образование, которое дается в Академии креативных искусств и стиля в Алматы ничем не хуже, а в чем-то даже и лучше того, что дают образовательные центры наших иностранных коллег.
Российские специалисты сегодня придерживаются европейской технологии, где приветствуется творчество, но при этом наблюдается какое-то эфемерное, бестелесное понимание стилистики.
На своем курсе я старюсь больше давать пошаговую инструкцию работы с внешним видом человека. Поэтому базовое образование получить в Казахстане не только можно, но и нужно.
И оно будет даже более качественным, нежели в России и Украине. Но при этом Россия и Украина являются настоящими монстрами в области красоты и стиля и идут впереди планеты всей в фэшн-индустрии.
Я сам участвовал в организации приездов в Казахстан с мастер-классами именитых российских и украинских мастеров: Влада ЛИСОВЦА, Александра РОГОВА, Константина БОГОМОЛОВА. Всегда очень рад их визитам.
Стараюсь не пропускать их семинары. Если они являются авторитетами для какого-то процента нашей публики, то почему бы не пригласить их и не послушать их ценные советы?
Как говорится, нет пророка в своем отечестве.
Пока местные мастера пока не стали настолько авторитетными для своих соотечественников, пусть приезжие профессионалы развивают у людей чувство вкуса и стиля.
Фото из личного архива Мади Бекдаира.