
Кто поверит государству в области каких-либо измерений
На прошлой неделе, 20 августа, на совещании с участием премьер-министра РК, секретаря Совета безопасности РК, членов правительства и экспертов Александр АКСЮТИЦ, генеральный директор компании Salem Social Media, связанной с Евразийской группой, предложил новую систему медиа-измерений с тем, чтобы изменить условия размещения госинформзаказа, "оптимизировать государственные СМИ".
Напомним, что ежегодно в Казахстане выделяется свыше 150 млрд тенге на подготовку и публикацию пропагандистских материалов.
В медиа-среде предложение Аскютица вызвало неоднозначную реакцию.
Свое мнение по поводу системы медиа-измерений опубликовал на своей странице Шавкат САБИРОВ, президент ОЮЛ "Интернет Ассоциация Казахстана".
О национальной системе медиаизмерений
Я предлагал Александру Аксютиц свою помощь, но молча было отказано. Поэтому моя совесть чиста и могу высказаться публично. Кроме этого, так как уже 4-й год активно занимаюсь этим, то выскажу свои мысли. Имею реальный опыт, знания, видение проблем и как решить. Предложения не буду писать, они все равно никому не нужны, кроме самих медиа, с кем мы поддерживаем хорошие отношения.
1. Ни один проект в Казахстане с именем "национальный" не выживает (кроме нацкомпаний в виде "Казахтелекома" или "Казпочты"). Даже такой лакомый финансовый инструмент как "национальный процессинговый центр" помер, истратив при этом 1,5 ярда денег.
2. Если для этого проекта понадобилось согласие аж премьер-министра, значит, будет участие государства (ГЧП, например). Не знаю, кто поверит государству в области каких-либо измерений. Я не верю цифрам и тем более от государства. Проходили, знаем. Даже свои цифры по https://mediametrics.kz перепроверяем по тыщу раз, ищем ошибки, пока погрешность не станет менее 1%. Это я к тому, что даже свои цифры перепроверяю. А кто будет от государства искать честную статистику?! Вопрос риторический.
3. Помните систему мониторинга при министерстве? Где она сейчас? Мы знаем только из новостей сколько на нее потратили денег в ярдах тенге. И это проект в рамках одного министерства. А здесь по-нашему сразу "национальная", хотя любят ведь писать "первая", "единственная" и т.д. Что мы точно любим, так это красивые большие слова, кроме дела.
4. Система измерения — это очень серьезный проект, который требует нового и порой неизвестного понимания медиарынка. Для примера, мы думаем, что обычная новость живет день-два. Неверно. Проверили за месяц и обнаружили, что много новостей начинают "жить" через несколько дней. Поэтому приняли решение считать количество трафика по каждой новости за месяц. Кто в "национальном" проекте специалист, если мы три года не перестаем учиться на реальной системе? То, что наш опыт никому не нужен в итоге, не проблема. Наоборот, это наше преимущество. Ни копейки из государства мы не использовали, только частные.
5. Big Data для медиа-измерений - это факт и очень серьезный. Для обработки таких данных нужны мощности и персонал. Если интервал замеров составляет 5 минут, то это 288 файлов за сутки, не считая соцсетей и т.д. Наш интервал - каждые 10 секунд. Чтобы рассматривать как в течение суток распределяется трафик только одной новости, нужно использовать 5-минутную разницу по времени. Тогда картина становится понятной и доступной для аналитики.
6. Пандемия и карантин оказался для нас огромным преимуществом, поскольку единственным источником информации остался Интернет и, соответственно, онлайн-медиа. Трафик в апреле 2020, например, в Казахстане составил 72 0435 035 переходов. Даже в лучшем сне невозможно было представить эту цифру. Еще раз Казахстан подтвердил свою мощь и потенциал для казахстанского медиа.
7. Конфиденциальность данных может обеспечить только структура вне конкурентного рынка. В противном случае понятно, что данные станут предметом нечестной конкуренции.
8. Востребованность медиа. Одна публикация в медиа дает во много раз больше эффекта, чем в социальных сетях, например. Статистика рынка за год, два до пандемии и после, еще раз утвердили меня в мысли, что главным источником информации являются медиа, куда надо вкладывать деньги. Посмотрите, как взлетел стандартный телеканал Almaty. Его онлайн-публикации дают очень приличный трафик пользователей. Или, например, поселок Смирново Аккайынского района Северо-Казахстанской области имеет свой медийный сайт smirnovo.info со своей редакцией, новостями и постоянными пользователями?
Ну почему у нас любые благие намерения через задницу?
Update: Это еще ничего не написал про измерение телевидения, которое тоже можно и нужно считать в цифре
Источник: страница Шавката Сабирова в Facebook.