Почему римляне были против государственного регулирования цен
Читайте предыдущую статью экономиста Жараса АХМЕТОВА «От Аристотеля к Ибн Хальдуну».
Евгений ТАРЛЕ в монографии, посвященной НАПОЛЕОНУ, рассказывал, как великий полководец, еще до революции, будучи молодым офицером, оказался на гауптвахте, где ему попался забытый кем-то «Свод законов Юстиниана», который он, от нечего делать прочитал.
Уже позже, во времена консулата, Бонапарт поражал правоведов, которым он поручил разработку Гражданского кодекса, своими познаниями в области римского права.
Сам Наполеон считал разработку и принятие Гражданского кодекса своим самым выдающимся достижением: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах.
Но что не может быть Римляне, не смотря на довольно сложные экономические отношения, существовавшие в Римской республике, а за тем и империи, не оставили сколько-нибудь заметного следа в экономической теории. До нас дошли лишь работы по эффективному ведению хозяйства в поместьях.
Но это, скорее, практические наставления, чем попытки установить природу экономических отношений.
Почему римляне уделяли мало внимания занятию наукой – не только экономикой, но и физикой, астрономией, математикой, философией – трудно сказать. Йозеф ШУМПЕТЕР (Йозеф Алоиз Шумпетер (нем. Joseph Alois Schumpeter; 8 февраля 1883 года — 8 января 1950 года) — австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли - ВИКИПЕДИЯ) полагал, что вызвано это тем, что аристократы, которые могли бы двигать науку, больше интересовались политикой и войной, чем размышлениями о природе вещей.
Но разнообразная деловая практика требовала развитие таких понятий как собственность, товар, договор, цена, обязательства.
Надо полагать, что римляне были большими сутягами, потому что право, в отличие от других наук, получило свое развитие и своих выдающихся теоретиков.
Такие ученые-теоретики, как Марк Антистий ЛАБЕОН и Мазурий САБИН создали те правовые принципы, которыми мы руководствуемся, в модернизированном виде, до сих пор.
Понятие о собственности, дошедшее до нас от римлян, вполне отвечает современным представлениям. Право собственности по их воззрениям обладало следующими признаками: владение, пользование и распоряжение.
При этом римляне различали две разновидности владения: фактическое обладание и держание. Фактическое обладание подразумевает намерение относиться к вещи как своей.
Держание – фактическое обладание без такого намерения.
Коммерческое договорное право предусматривало возможность поставки в будущем, т.е. форвардные контракты.
Было регламентировано, в какой момент риски утраты товара переходят от продавца покупателю.
Римляне полагали, что договорная цена не может регулироваться государством, а устанавливается на основе добровольного согласия продавца и покупателя.
Правда, во времена империи предпринимались попытки введения государственных расценок, но они закончились неудачей.
Римское право – развитая и обширная тема. Приведенные примеры далеко не охватывают всех его аспектов, а лишь иллюстрируют его проработанность и современное звучание.
Раннее средневековье в Западной Европе характеризуется преобладанием натуральных форм хозяйствования, резким падением роли и значения товарного обмена. Соответственно, не было и нужды в теоретических представлениях об экономике.
Но факторы, игравшие на восстановление роли и значения товарного обмена оказались довольно сильными.
Византия и страны Востока сформировали у представителей первого сословия представления о роскоши и том образе жизни, к которому надо стремиться. Усилившаяся центральная, как правило королевская, власть открывала большие возможности состоящим при дворе, чем живущим в своих родовых замках. Пусть и медленный, но все-таки имевший место технический прогресс вел к развитию мореплавания, а значит и международной торговле, к интенсификации сельского хозяйства, а значит и возникновению излишков, которые можно было обменивать на другую продукцию.
Благодаря Крестовым походам в Европу вернулась эллинистическая литература, в том числе труды Аристотеля.
Товарный обмен, социальное расслоение, знакомство с древней литературой, развитие системы университетского образования, создали благодатную почву для нового рождения экономической теории.
Фому АКВИНСКОГО, Жана БУРИДАНА, Николая ОРЕМА, Антонина ПЬЕРОЦИ и других средневековых схоластов интересовали проблемы стоимости (в основном они повторили рассуждения АРИСТОТЕЛЯ), денежного обращения («порча» денег, которую они осуждали), ростовщичества, налогообложения.
Большого самостоятельного значения их труды не имели – в основном это были интерпретации учения Аристотеля и библейских сюжетов.
Но их обращение к экономической теории, дискуссии, чаще всего заочные, о проблемах общественной справедливости и общественного блага, проторили путь экономистам последующих времен.
Фото: 1000facts.com.