Несмотря на всю любовь ко всему восточному, у нас почему-то совсем не вспоминают этого выдающегося арабского ученого, историка, правоведа и экономиста
На снимке: Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадрами, более известный как Ибн Хальдун или Ибн Халдун — арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель.
Читайте предыдущую статью экономиста Жараса АХМЕТОВА «Все началось в Древней Греции».
Почему все-таки Древняя Греция?
Основу древних цивилизаций, как возникших намного раньше эллинистической, так и современных ей, составляли крупные хозяйства, либо принадлежащие государству, либо тем, кто был тесно связан с государством. Поэтому общественно-научную мысль этих цивилизаций в первую очередь интересовала эффективность бюрократического аппарата и системы перераспределения общественных благ.
Основу экономики Афин составляли домохозяйства. И от того, насколько они были успешны, зависело могущество города-государства, его способность противостоять многочисленным и могущественным соперникам. Такая зависимость от многочисленных самостоятельных хозяев породила и демократическое устройство самих Афин.
Поэтому проблемы организации эффективного хозяйства, рачительного управления им и оказались общественно важными. Собственно, первый труд по теоретической экономике – это наставление о том, как правильно управлять домохозяйством. Об этом мы говорили в прошлой публикации.
Экономическое процветание Афин основывалось не только на домохозяйствах, т.е. земледелии, но и на ремеслах и торговле. Афиняне, наверное, первыми поняли, что успешная торговля базируется на торговле не сырьем, а уже обработанной продукции. Поэтому основу ее вывоза составили вина, масла, ремесленные изделия. Сырье же при активной торговле эффективнее ввозить, чем производить самим. Поэтому в основе их сельского хозяйства лежало выращивание винограда и оливок, а не зерновых.
Забавно, но при такой экономической организации Афин КСЕНОФОНТ труд купцов и ремесленников считал менее благородным, чем труд земледельцев. И он совсем не уделил внимания торговле и ремеслу, денежному обращению, налоговой системе.
Отец отцов
АРИСТОТЕЛЬ, если и не создал все известные общественные науки, то первым их систематизировал и внедрил в изучении научный подход. Занимался он и теоретической экономикой. Он не оставил после себя отдельного труда по экономике, но изложил свои экономические воззрения в ряде произведений, таких как «Политика» и «Этика».
В сфере интересов Аристотеля, во-первых, был механизм ценообразования - его занимал вопрос «справедливости» меновой стоимости товара. По мнению Йозефа ШУМПЕТЕРА, Аристотель полагал справедливой ту цену, которая установилась в результате конкуренции. При этом Аристотель осуждал монополии и монопольные цены. Надо отметить, что Шумпетер прав в своей интерпретации Аристотеля - древнегреческий философ стоял на вполне рыночных позициях.
Во-вторых, Аристотеля интересовала сущность денег. Он полагал, что деньги обладают тремя функциями. Первая их функция – это средство обращения. Но для того, чтобы быть средством обращения, деньги сами по себе должны быть товаром, и это их вторая функция, а также обладать меновой стоимостью, не зависящей от их функции обращения. Третья функция – это запас ценностей.
Как только Аристотель, точнее его труды, вернулись в Европу, они оказались в центре внимания средневековых схоластов, пытавшихся интерпретировать его идеи к потребностям своего времени, а через них и на экономистов Нового времени, так или иначе использовавших его идею в своих работах.
Предшественник всего
Несмотря на всю любовь в нашей стране ко всему восточному, поиски собственной идентичности в трудах арабских ученых, у нас совсем не вспоминают – я во всяком случае не встречал таких отсылок – выдающегося арабского ученого, историка, правоведа и экономиста Ибн ХАЛЬДУНА.
Он родился в Тунисе в 1332 г. Служил при дворах правителей государств Северной Африки, выполняя различные функции, пока не осел в Каире и не занял должность верховного кади (судьи).
Труд, в котором он изложил свои основные идеи, называется «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Он первым попытался перейти от нарративного изложения истории к выявлению причинно-следственных связей исторических событий, влиянию экономических особенностей на общественную и политическую жизнь.
Ибн Хальдуна можно считать предтечей многих современных нам экономических теорий. Георгий ГЛОВЕЛИ в «Истории экономических учений» приводит перечень экономических воззрений арабского мыслителя и их современных аналогов.
Трудовая теория ценности РИКАРДО - МАРКСА, поскольку Ибн-Хальдун склонялся к мысли, что торговля основана на приравнивании в обмене количеств затраченного труда.
Теории экономического роста, так как Ибн-Хальдун указывал на взаимосвязь экономического развития и роста населения, подчеркивал значение совершенствования ремесленных умений и орудий («человеческого капитала и технологий»).
Кейнсианская «общая теория», поскольку Ибн-Хальдун указывал на кратность увеличения производства («мультипликатор») благодаря стимулам к дополнительному труду от спроса на предметы роскоши, а также на «недостаток побуждения к инвестированию» как ключевую проблему застойной экономики.
Экономика предложения, резюмированная в кривой ЛАФФЕРА, которая показывает, что повышение налоговых ставок сначала увеличивает налоговые поступления, но в конечном счете приводит к их уменьшению ввиду снижения активности производителей. Изобретатель» кривой А. Лаффер ссылался на Ибн-Хальдуна как на своего предшественника, указавшего, что в начале династии налогообложение дает высокие доходы при небольших поборах, а в конце династии — незначительные доходы при больших поборах.
Наконец, уже в XXI в. идеи Ибн-Хальдуна нашли применение при обосновании математических моделей циклической динамики обществ, учитывающих демографические, классовые и финансовые аспекты.
В следующей заметке рассмотрим влияние римского права на экономику, в том числе Средневековой Европы, теории меркантилистов и физиократов.
P.S. В качестве источников использовались «История экономического анализа» Й. Шумпетера и «История экономических учений» Г. Гловели.