
В буквальном смысле этого слова
Сегодня, 1 апреля 2025 года, судебный исполнитель департамента юстиции Алматы Шынгыс ЗАКЕШОВ, совместно с представителями коммунальных структур – “Алматы Су” (водоснабжение) и “АлматыЭнергоСбыт” (электричество), произвел третье, повторное и на сей раз кардинальное отключение ресторанов на Панфилова, 114 от воды и света.
Напомним, что это уже третья попытка исполнить решение суда. Первый раз судебный исполнитель отключил ресторанный комплекс из 7 ресторанов от коммунальных услуг 19 марта этого года. Однако буквально на следующий день в ресторанах “волшебным образом” снова появились и свет, и вода, и они продолжали работать все праздничные дни Наурыза вплоть до утра пятницы. Сотрудники ресторанов не смогли ответить на вопрос, каким образом у них появился доступ к коммунальным услугам. Вместе с тем инспекторов “Алматы Су”, которые направились на проверку инцидента, не допустили к системе водоснабжения.
Вторая попытка была 28 марта 2025 года, когда, спустившись в подвал, сотрудник “Алматы Су” обнаружил, что пломба, которую он установил 19 марта на кран водоснабжения, была размотана, и водой пользовались. Он установил новую пломбу. Тогда представитель коммунальной организации сообщил, что “нет никаких гарантий, что опять не сорвут пломбу” и пообещал, что если такое произойдёт, то в следующий раз рестораны будут отключать от водоснабжения путём видимого разрыва (демонтаж кранов и заваривание труб). В свою очередь, представители “АлматыЭнергоСбыта” отключили автомат-распределитель, отвечающий за подачу тока в ресторанный комплекс на трансформаторной подстанции, которая обслуживает дом. Они отметили, что установка пломбы на щиток не предусмотрена, однако ключи от подстанции есть только у них как у коммунальной службы. Как в таком случае рестораны смогли подключиться к источнику света – им неизвестно.
Судебный исполнитель сообщил, что не будет обращаться в полицию по этому факту, поскольку не имеет возможности “устраивать круглосуточные наблюдения” за должниками и тем более не правомочен вести разбирательства и давать юридическую оценку их действиям. Ближе к вечеру того же дня, 28 марта, жильцы дома на Панфилова, 114 сообщили, что рестораны вновь подключились к воде и электричеству и принимают посетителей. Игра в кошки-мышки с судебными исполнителями, приправленная явным игнором по отношению к законам страны, продолжилась.
Об этом всем вышла статья на сайте под названием “Очередная попытка судебных исполнителей отрезать рестораны на Панфилова, 114 от воды и света с треском провалилась. Болт, стратегически забитый на судебную власть, позволяет зарабатывать при любых условиях”, по всей видимости, оказавшаяся мощным орудием демонстрации социального напряжения. Как выяснилось, сегодня, 1 апреля 2025 года, по сообщению самого судебного исполнителя Закешова, он отключил комплекс от воды и света. Теперь уже, поскольку конфликт достиг своего апогея, дела обстоят серьёзно.
- От водоснабжения комплекс отключен путём среза водопровода, а свет – путём разболтирования кабелей. Теперь они никак не смогут заново подключиться, - сообщил Шынгыс Закешов.
По словам жильцов дома на Панфилова 114, чтобы отрезать кабели, в течение 50 минут не работал весь трансформатор, и электричество было отключено во всех близлежащих помещениях. Подключиться заново можно будет, только вызывая работников коммунальной службы. Они также отметили, что рестораторы, похоже, поняли, что дело серьёзно, и с некоторых точек общепита начали спешно вывозить вещи.
Насколько на самом деле продержится такой кардинальный “отруб” от воды и света – покажет время. А жильцы дома на Панфилова 114 ждут реакцию властей на незаконное подключение к коммунальным услугам и игнорирование решения суда.
Напомним историю противостояния жильцов дома на Панфилова, 114 с ресторанами, оккупировавшими первые этажи: всё началось более двух лет назад. Уставшие от проблем с канализацией, крыс, тараканов, шума, гвалта и порчи фасада здания стальными вытяжками и полупромышленными кондиционерами, жильцы стали обивать пороги всевозможных инстанций.
В январе 2024 года управление городского планирования и урбанистики Алматы выписало предписание собственнице ресторанного комплекса Екатерине САРСЕНОВОЙ об устройстве раздельной канализации, поскольку ресторанный комплекс был подключён к общедомовой системе канализации. Но это предписание никто исполнять не спешил. 21 июня 2024 года Медеуский районный суд обязал исполнить это предписание госоргана. Но ситуация всё равно не изменилась – собственники продолжали эксплуатировать чужую канализацию.
Между тем у судебных исполнителей были связаны руки: их полномочия ограничены законом, и максимум, что они могли сделать — штрафовать за просрочку исполнения судебного решения, что составляет около 35 тысяч тенге за каждый день просрочки. За месяц сумма превышает миллион тенге, что для такого прибыльного бизнеса — незначительно.
4 декабря 2024 года Медеуский районный суд удовлетворил заявление управления градостроительного контроля города Алматы об изменении способа исполнения судебного решения, в связи с тем, что владелица помещения не исполнила решение суда прежним образом. Суд постановил изменить способ исполнения решения суда на отключение от подачи коммунальных услуг. Такое “шевеление” во властных структурах началось после публикации Ratel.kz в ноябре 2024 года, которая вызвала широкий общественный резонанс.
4 марта 2025 года собственница помещения пыталась обжаловать этот судебный акт, однако потерпела поражение, и он вступил в законную силу.
19 марта 2025 года судебный исполнитель отключил ресторанный комплекс из 7 ресторанов от коммунальных услуг. Но, как мы видим, и это не помогло. Судебные тяжбы: иски, обжалования, а иногда и тупо “игнор” и даже “взлом” решения суда позволяли ресторанам в течение более чем двух лет продолжать незаконно работать.
Тяжбы не заканчиваются. В начале марта жильцы дома сообщили, что заметили подозрительные действия чиновников управления городского планирования и урбанистики Алматы.
Дело в том, что собственница помещения под рестораны всё же решила установить отдельную канализацию. Однако подала заявление по категории “новое строительство”, а не “реконструкция”.
Почему не было учтено мнение жильцов? По закону, если речь идёт о реконструкции уже действующего объекта, требуется согласие заинтересованных лиц, то есть жильцов дома. В случае же с новым строительством такое согласие не требуется. Жильцы опасаются, что их не ознакомят с проектом новой канализации, при строительстве будут допущены ошибки в уклонах труб, и все стоки вновь окажутся в общедомовой системе.
Фото и видео: © Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова, Роза Мекебаева.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!