Что нужно делать правительству Сагинтаева?
Постоянный автор Ratel.kz Жарас АХМЕТОВ предложил цикл заметок, в которых излагается его взгляд на состояние нашей экономики. Известный экономист полагает, что его рекомендации помогут правительству добиться экономического роста.
Сегодня мы публикуем часть 3. Читайте часть 1, часть 2.
* Порочный круг нищеты
* Как государство может разорвать порочный круг нищеты, и чем это грозит
* Ждем ли мы от государства чуда?
На прошлой неделе министр национальной экономики К. БИШИМБАЕВ презентовал новую версию Стратегического плана на 2015 – 2025 гг. Сам документ пока широкой публике не доступен и это не дает возможность его проанализировать. Но, надеюсь, эта серия заметок поможет разобраться с достоинствами и недостатками Стратегического плана после того, как его опубликуют.
Порочный круг нищеты
Многие экономисты, и не только экономисты, удивились, а некоторые даже возмутились предложением стимулировать экономический рост за счет увеличения государственных расходов, изложенным в прошлой заметке «Условия для экономического роста».
И, наверное, есть необходимость разобраться в этом вопросе по существу, прежде чем двигаться дальше.
Мы все знаем, что экономический рост – это рост производства и потребления. Подразумевается, что все, что было произведено, должно быть потреблено.
Но потребление – это всегда расходы. А для того, чтобы было что расходовать, должны быть и доходы.
Посмотрим на источники доходов населения – это расходы бизнеса (зарплаты), расходы государства (снова зарплаты, пенсии, социальные пособия, стипендии) и расходы внешнего мира (денежные переводы из-за рубежа и снова зарплаты, если физическое лицо экспортирует товары или услуги).
Какой из трех указанных источников может обеспечить рост доходов населения?
Бизнес не может – его источники доходов сократились и компенсировать их ростом кредитования он тоже не в состоянии.
Внешний мир – он большой и имеет возможности, да наше население ничего не может ему предложить, чтобы получить от него доход.
Остается только государство.
Теперь, посмотрим на источники доходов бизнеса, которые он мог бы израсходовать на рост доходов населения или на инвестиции в обновление основных фондов.
Расходы населения, как мы уже рассмотрели выше, к росту доходов бизнеса привести не могут.
Внешний мир после падения цен на нефть не склонен наращивать свои расходы, чтобы закупать товары и услуги нашего бизнеса - об этом говорит отрицательное сальдо по счету текущих операций.
И снова остается только государство.
Мы попали в так называемый «порочный круг нищеты». Его кейнсианская интерпретация отображена на рисунке 1.
И только государство, так уж получается, может его разорвать.
Как государство может разорвать порочный круг нищеты, и чем это грозит
Но какие у государства есть источники для роста его расходов? Ответ очевиден – налоги, государственный долг, эмиссия.
Рост налогов – это рост доходов государства за счет роста расходов бизнеса и населения. Я уже высказывал свою позицию по этому вопросу в статье «Повысить нельзя понизить» и сейчас ограничусь тем, что замечу: в условиях нашей стагнации рост налоговой нагрузки только ухудшит экономическую ситуацию в стране.
Наращивать государственный долг возможно только в том случае, если есть уверенность, что будущих доходов государства будет достаточно для его обслуживания. Я уже цитировал в заметке «Уроки Февральской революции. Часть V» В.С. СМИРНОВА: «Во имя "духа капитализма" США периода быстрого роста смело шли на дефицит внешнеторгового оборота, дефицит бюджета и наращивание государственного долга… За столетие 1858-1957 гг. США имели дефицит государственного бюджета 47 лет; при росте доходов государственного бюджета за полвека 1858-1907 гг. в 14,5 раза, государственный долг вырос за этот период в 25 раз. Нормой (в смысле фактического положения вещей) в период "дикого капитализма" было и отрицательное внешнеторговое сальдо…». Но то, что американцу хорошо, казаху может и не подойти.
Проблема в эффективности государственных расходов – если они будут неэффективны, то и будущих доходов не будет. И мы встанем не на американский, а на мексиканский или аргентинский путь – путь государственного банкротства.
Наконец, эмиссия. Здесь главная угроза – гиперинфляция. Если не обращаться вглубь веков, а вспомнить собственную историю, то в 1994 г. в Казахстане попытка за счет денежной эмиссии расшить неплатежи между предприятиями (так называемый «межзачет») привела к сумасшедшему скачку цен. При росте денежной массы (денежный агрегат М3) с 8 197 млн тенге в 1993 г. до 55 417 млн тенге в 1994 г. индекс потребительских цен вырос на 1977,4%, а индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 3020,4%. С другой стороны, а что можно было ожидать при росте денежной массы почти в 6,8 раза?
Если же посмотреть на этот год, то мы увидим, что при росте денежного агрегата М0 (наличные деньги) за 9 месяцев этого года на 26,2%, индекс потребительских цен за этот же период вырос только на 5,6%. Денежная масса выросла на 11,5%.
Можно было бы порадоваться умелому руководству кредитно-денежной политикой – рост денежных агрегатов не привел к росту инфляции – если бы не два соображения.
Первое – реальные доходы населения, если сравнивать 9 месяцев этого года с 9 месяцами прошлого, сократились на 4,3%. Это, а не умелая кредитно-денежная политика, объясняет низкую инфляцию.
Второе – «где деньги, Зин»? Денежная масса выросла, но не трансформировалась ни в рост кредитования экономики (кредитный портфель БВУ за 9 месяцев вырос на 0,1%), ни в рост доходов населения.
Такое ощущение, что мы попали в некое заколдованное царство, вывести из которого нас может только чудо.
Ждем ли мы от государства чуда?
А что нам остается еще делать? Только чуда и ждать, потому что государство на протяжении последних лет нам наглядно демонстрировало, что эффективно расходовать оно не умеет.
И эта неизбывная неэффективность загоняет нас в очередной порочный круг – только государство может дать импульс экономическому росту, но оно к этому принципиально неспособно.
И так как цикл называется «Что нужно делать правительству Сагинтаева», то первый совет будет: рвите порочные круги, Бакытжан Абдирович!
Тем более что это возможно. Западная Германия после войны ходила даже по худшим кругам (смотрите: «Как Германия восстала из пепла» и «Что полезного мог бы рассказать Людвиг Эрхард правительству Казахстана?»), но сумела вырваться из них, в том числе и за счет умелого использования государственных расходов.
Если смотреть правде в глаза, то сегодняшняя повестка дня выглядит так – что необходимо предпринять для того, чтобы государственные расходы трансформировались в доходы бизнеса и населения максимально эффективным образом?
Правительство, это надо признать, сейчас активно ищет способы повышения эффективности государственных расходов, обращаясь за советом, в том числе к независимому экспертному сообществу.
Первый канал «Евразия» опошлил лозунг «В интересах Родины», поэтому скажу: ради блага страны, те, кого называют независимыми экспертами, должны оказать максимальное содействие правительству в его поисках, отдавая себе отчетом в том, что не все предложения будут приняты. Надо пытаться найти лучшие решения в заданных обстоятельствах.
Из-за необходимости еще раз объясниться на тему роста государственных расходов, пришлось немного поменять порядок заметок. В следующий раз мы все-таки поговорим о дефектах рынка и о том, что надо сделать, чтобы государственные расходы были эффективными.