В книжную сеть “Меломан” поступила новая книга известного казахстанского журналиста
В книжную сеть “Меломан” поступила новая книга известного казахстанского журналиста, исследователя нефтегазовой отрасли, постоянного автора портала Ratel.kz Олега ЧЕРВИНСКОГО “Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева”. Интервью с автором книги стало поводом для разговора о сегодняшнем дне и будущем казахстанской нефтянки.
– Олег Чеславович, ваша первая книга, вышедшая осенью 2017 года под названием “Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Независимости”, стала, пожалуй, первой самой полной летописью нефтегазовой отрасли Казахстана после 1991 года. О чём же вторая книга?
– О том же, о нефти. Дело в том, что 19 марта 2019 года, после того как первый президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ объявил о своей отставке, фактически была закрыта большая глава казахстанской нефтянки “Эпоха Назарбаева”. Ведь Нурсултан Абишевич с первого дня руководства суверенным государством понимал, какие возможности сулит для страны и для него “чёрное золото”, что только оно способно стать локомотивом, который вытянет экономику Казахстана из постсоветского хаоса. И одновременно оно, при грамотном разделе нефтяного пирога, станет гарантом независимости страны со стороны крупных держав. Поэтому ни одно более-менее значимое решение в отрасли не принималось без личного одобрения Назарбаева.
Буквально за три года весь тираж первой книги, а он составил в итоге более четырех тысяч экземпляров, был полностью продан в книготорговой сети. И я начал получать письма и звонки с вопросом, где ее можно купить или не мог бы я поделиться авторским экземпляром? В итоге я решил переработать материал книги, которая заканчивалась событиями декабря 2016 года, дополнить ее следующим временным отрезком – до отставки Назарбаева, и еще раз взглянуть на нефтяную историю страны под углом влияния на нее первого президента Казахстана.
– И как вы оценили это влияние? Больше как положительное или как отрицательное?
– Ни мир, ни тем более люди не окрашены только в два цвета: чёрный и белый. Каждый управленец – это живой человек со своими сильными сторонами и человеческими слабостями. Со своими эмоциями и представлениями о том, как правильно и как справедливо. Так и в этом случае: Назарбаев очень много сделал для становления и развития казахстанской нефтегазовой отрасли. К примеру, первый крупный инвестор в экономику страны – американская корпорация “Шеврон” – рискнул вложить миллиарды долларов в молодое государство, только-только появившееся на карте мира, исключительно под личные гарантии президента.
Глава государства очень тонко проводил свою знаменитую политику многовекторности, раздавая контракты на добычу нефти и газа компаниям из Америки, Европы, Китая и России, чтобы они уравновешивали друг друга и выступали таким образом своеобразными гарантами суверенитета Казахстана.
Он в тяжелых условиях 1990-х буквально пробил дорогу казахстанской нефти на мировые рынки. Можно долго перечислять. Но были, конечно, и непродуманные, ошибочные решения…
– Какие, например?
– А вы посмотрите, какие проблемы сегодня испытывает отрасль и страна, и всё сразу станет очевидным. На сегодняшний день более 90 процентов экспорта казахстанской нефти осуществляется через территорию России. Назарбаев фактически отказался от участия в Транскаспийском маршруте, хотя и поставил подпись под соглашением о трубопроводе “Баку-Тбилиси-Джейхан”. Этот проект реализовывался под покровительством Соединенных Штатов и быстро политизировался. Он воспринимался как попытка перенаправить нефтяные потоки в обход России, а Нурсултан Абишевич только что подписал с Борисом Николаевичем ЕЛЬЦИНЫМ документ с помпезным названием “Декларация о вечной дружбе и союзничестве” и пойти на это не мог.
Четыре ограничения в течение прошлого года прокачки казахстанской нефти по КТК показали, насколько мы уязвимы и зависимы от соседа. В итоге только сейчас по поручению президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА правительство и “КазМунайГаз” в экстренном порядке занимаются организацией маршрута экспорта через “Баку-Тбилиси-Джейхан” как альтернативы нефтепроводу КТК.
Вторая проблема. Прошло уже 30 лет независимости, а страну до сих пор периодически лихорадит от дефицита топлива. Хотя при наших объемах добычи мы могли бы снабжать бензином и дизтопливом весь центрально-азиатский регион и Афганистан. А мы все три десятилетия, вместо того, чтобы развивать нефтепереработку и нефтехимию и зарабатывать на добавленной стоимости, гнали сырую нефть за рубеж и там же складировали шальные нефтедоллары.
Были ошибочные решения, которые, может, и не привели к столь глобальным последствиям, но которые аукаются нам до сих пор. Как, например, один росчерк президентской авторучки вверг Казахстан в длящееся годами противостояние с молдавским инвестором Анатолом Стати, в рамках которого уже арестовывались и средства Национального фонда Казахстана, и доля правительства в Кашаганском консорциуме. Не говоря уже о том, что это противостояние обходится бюджету в сотни миллионов долларов ежегодно, и конца ему не видно.
– Какие еще авантюрные события попали на страницы книги?
– О, можно долго перечислять. Многие из них еще ждут своих исследователей, когда откроются архивы. Перечислю лишь некоторые из них. Приватизация 1996-1997 годов, когда почти вся отрасль за неполные два года перешла в частные руки на не совсем прозрачных условиях. История банкира, интеллектуала, советника президента Казахстана и одновременно агента ЦРУ Джима ГИФФЕНА, получившая на Западе название “Казахгейт”. Создание Кашаганского консорциума и спор за выбор его оператора, когда решающее слово оказалось за казахстанской стороной. И многие другие.
– И когда эти архивы откроются, по-вашему?
– Трудный вопрос. Точно могу сказать, что не при нынешнем президенте. И уж точно документы будут под грифом “секретно”, пока живы люди, чьи подписи стоят под ними.
– И последний вопрос: как можно приобрести вашу книгу?
– Она продается во всех книжных магазинах сети “Меломан” или MARWIN в Казахстане. Если нет, её можно заказать на сайте Meloman.kz. Можно купить непосредственно в редакции журнала Petroleum или там же заказать доставку почтой в любой город страны или за пределы Казахстана.
Больше нефтегазовых новостей – в Telegram-канале Олега Червинского: t.me/oilgazKZ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!