Нефтяная эпоха Назарбаева: не чёрно-белая, не до конца исследованная

4520 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 05 Июл 2023, 10:00

В книжную сеть “Меломан” поступила новая книга известного казахстанского журналиста

В книжную сеть “Меломан” поступила новая книга известного казахстанского журналиста, исследователя нефтегазовой отрасли, постоянного автора портала Ratel.kz Олега ЧЕРВИНСКОГО “Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева”. Интервью с автором книги стало поводом для разговора о сегодняшнем дне и будущем казахстанской нефтянки.

Олег Чеславович, ваша первая книга, вышедшая осенью 2017 года под названием “Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Независимости”, стала, пожалуй, первой самой полной летописью нефтегазовой отрасли Казахстана после 1991 года. О чём же вторая книга?

Читайте также
Размежевание с российской пошло казахской нефти на пользу

– О том же, о нефти. Дело в том, что 19 марта 2019 года, после того как первый президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ объявил о своей отставке, фактически была закрыта большая глава казахстанской нефтянки “Эпоха Назарбаева”. Ведь Нурсултан Абишевич с первого дня руководства суверенным государством понимал, какие возможности сулит для страны и для него “чёрное золото”, что только оно способно стать локомотивом, который вытянет экономику Казахстана из постсоветского хаоса. И одновременно оно, при грамотном разделе нефтяного пирога, станет гарантом независимости страны со стороны крупных держав. Поэтому ни одно более-менее значимое решение в отрасли не принималось без личного одобрения Назарбаева.

Буквально за три года весь тираж первой книги, а он составил в итоге более четырех тысяч экземпляров, был полностью продан в книготорговой сети. И я начал получать письма и звонки с вопросом, где ее можно купить или не мог бы я поделиться авторским экземпляром? В итоге я решил переработать материал книги, которая заканчивалась событиями декабря 2016 года, дополнить ее следующим временным отрезком – до отставки Назарбаева, и еще раз взглянуть на нефтяную историю страны под углом влияния на нее первого президента Казахстана.

И как вы оценили это влияние? Больше как положительное или как отрицательное?

– Ни мир, ни тем более люди не окрашены только в два цвета: чёрный и белый. Каждый управленец – это живой человек со своими сильными сторонами и человеческими слабостями. Со своими эмоциями и представлениями о том, как правильно и как справедливо. Так и в этом случае: Назарбаев очень много сделал для становления и развития казахстанской нефтегазовой отрасли. К примеру, первый крупный инвестор в экономику страны – американская корпорация “Шеврон” – рискнул вложить миллиарды долларов в молодое государство, только-только появившееся на карте мира, исключительно под личные гарантии президента.

Читайте также
Президент Казахстана поручил экспортировать до 20 млн тонн нефти в обход России

Глава государства очень тонко проводил свою знаменитую политику многовекторности, раздавая контракты на добычу нефти и газа компаниям из Америки, Европы, Китая и России, чтобы они уравновешивали друг друга и выступали таким образом своеобразными гарантами суверенитета Казахстана.

Он в тяжелых условиях 1990-х буквально пробил дорогу казахстанской нефти на мировые рынки. Можно долго перечислять. Но были, конечно, и непродуманные, ошибочные решения…

Какие, например?

– А вы посмотрите, какие проблемы сегодня испытывает отрасль и страна, и всё сразу станет очевидным. На сегодняшний день более 90 процентов экспорта казахстанской нефти осуществляется через территорию России. Назарбаев фактически отказался от участия в Транскаспийском маршруте, хотя и поставил подпись под соглашением о трубопроводе “Баку-Тбилиси-Джейхан”. Этот проект реализовывался под покровительством Соединенных Штатов и быстро политизировался. Он воспринимался как попытка перенаправить нефтяные потоки в обход России, а Нурсултан Абишевич только что подписал с Борисом Николаевичем ЕЛЬЦИНЫМ документ с помпезным названием “Декларация о вечной дружбе и союзничестве” и пойти на это не мог.

Четыре ограничения в течение прошлого года прокачки казахстанской нефти по КТК показали, насколько мы уязвимы и зависимы от соседа. В итоге только сейчас по поручению президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА правительство и “КазМунайГаз” в экстренном порядке занимаются организацией маршрута экспорта через “Баку-Тбилиси-Джейхан” как альтернативы нефтепроводу КТК.

Читайте также
Кого назначат стрелочником блэкаута в Атырау

Вторая проблема. Прошло уже 30 лет независимости, а страну до сих пор периодически лихорадит от дефицита топлива. Хотя при наших объемах добычи мы могли бы снабжать бензином и дизтопливом весь центрально-азиатский регион и Афганистан. А мы все три десятилетия, вместо того, чтобы развивать нефтепереработку и нефтехимию и зарабатывать на добавленной стоимости, гнали сырую нефть за рубеж и там же складировали шальные нефтедоллары.

Были ошибочные решения, которые, может, и не привели к столь глобальным последствиям, но которые аукаются нам до сих пор. Как, например, один росчерк президентской авторучки вверг Казахстан в длящееся годами противостояние с молдавским инвестором Анатолом Стати, в рамках которого уже арестовывались и средства Национального фонда Казахстана, и доля правительства в Кашаганском консорциуме. Не говоря уже о том, что это противостояние обходится бюджету в сотни миллионов долларов ежегодно, и конца ему не видно.

Какие еще авантюрные события попали на страницы книги?

– О, можно долго перечислять. Многие из них еще ждут своих исследователей, когда откроются архивы. Перечислю лишь некоторые из них. Приватизация 1996-1997 годов, когда почти вся отрасль за неполные два года перешла в частные руки на не совсем прозрачных условиях. История банкира, интеллектуала, советника президента Казахстана и одновременно агента ЦРУ Джима ГИФФЕНА, получившая на Западе название “Казахгейт”. Создание Кашаганского консорциума и спор за выбор его оператора, когда решающее слово оказалось за казахстанской стороной. И многие другие.

Читайте также
Деньги не к Стати

И когда эти архивы откроются, по-вашему?

– Трудный вопрос. Точно могу сказать, что не при нынешнем президенте. И уж точно документы будут под грифом “секретно”, пока живы люди, чьи подписи стоят под ними.

И последний вопрос: как можно приобрести вашу книгу?

– Она продается во всех книжных магазинах сети “Меломан” или MARWIN в Казахстане. Если нет, её можно заказать на сайте Meloman.kz. Можно купить непосредственно в редакции журнала Petroleum или там же заказать доставку почтой в любой город страны или за пределы Казахстана.

Больше нефтегазовых новостей – в Telegram-канале Олега Червинского: t.me/oilgazKZ.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента