Настало время вернуться к переговорам с акционерами БТД по ставкам транспортного тарифа для казахстанской нефти в этой трубе
Суточная добыча нефти в Казахстане упала на четверть. Согласно данным Информационно-аналитического центра нефти и газа Республики Казахстан, по состоянию на 4 апреля в стране добывалось 192 тысячи тонн в сутки, что на 25% меньше показателей средних значений на начало марта.
Сообщивший об этом телеграмм-канал оценил финансовые потери в 43 миллиона долларов ежесуточно – именно на такую сумму сократилась экспортная выручка Казахстана от поставок по нефтепроводу "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Причиной стала объявленная 23 марта руководством КТК авария сразу на двух из трёх выносных причальных устройств, случившаяся в результате шторма в районе порта Новороссийск.
Последнее сообщение на сайте КТК датировано 28 марта, и в нем говорится, что "ремонтные работы на ВПУ-2 и ВПУ-3 ориентировочно продлятся не менее 3-4 недель".
На этом фоне более тревожным выглядит уточнение, что "основные иностранные поставщики комплектующих – компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. – уже заявили АО "КТК-Р" об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на авансовую оплату со стороны КТК в полном объеме еще в декабре 2021 года".
Руководство КТК с казахстанской стороны призывает не делать из этого трагедии – мол, все необходимые запчасти и ремкомплекты для консорциума в условиях антироссийских санкций будут закупаться его казахстанским акционером – АО "КТК-К", так что дефицит комплектующих не грозит.
Правда, заявления эти прозвучали еще до знакового интервью в Европе первого замруководителя администрации президента Казахстана Тимура СУЛЕЙМЕНОВА, в котором он недвусмысленно заявил: "Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС. Мы сделаем всё возможное, чтобы контролировать санкционные товары".
И российские, и казахстанские чиновники в один голос отвергают любую политическую подоплеку аварии на терминале КТК.
Возможно, так оно и есть.
Хотя немецкая газета Handelsblatt в опубликованной 5 апреля статье под заголовком "Как Россия с помощью придуманного шторма ограничивает поставки нефти в Европу" пишет, что,согласно мониторингу Немецкой метеорологической службы, погодные условия в дни аварии не были необычными для этого времени года в акватории порта: "Сила ветра достигала 20 марта, самое большее, 43 узлов, это соответствует 9-бальному шторму по международно принятой шкале Бофорта. Разрушительные ураганы – это 12 баллов и свыше 64 узлов".
Если учитывать, что акционерами Каспийского трубопроводного консорциума являются два государства – Россия и Казахстан – и пул международных нефтедобывающих компаний, то несложно увидеть, что в настоящее время "в шоколаде" осталась лишь одна сторона.
Во-первых, Казахстан самым прямым и грубым образом прочувствовал свою зависимость от главного экспортного маршрута через территорию России, по которому он транспортировал до 80% добываемой нефти.
Во-вторых, уменьшение сразу на четверть предложения на мировом энергетическом рынке более качественного сорта нефти из КТК – CPC Blend – поддерживает спрос на закупки российского сорта Urals в то время, как многие европейские потребители объявили о постепенном сокращении импорта нефти из России.
Ну и, наконец, ограничение загрузки на морском терминале КТК больше всего заставило сократить добычу на месторождении Тенгиз – сразу на 37%! Что резко ударило по бизнесу американских компаний "Шеврон" и "ЭксонМобил", которые ведут разработку этого гигантского месторождения, причем для "Шеврона" Тенгиз являются ключевым активом в мировом портфеле запасов.
Долгие годы маршрут "Тенгиз-Новороссийск" оставался основной экспортной артерией для Казахстана ввиду простой логистики и низких транспортных расходов. И это фактически похоронило альтернативные маршруты вроде "Баку-Тбилиси-Джейхан".
Возможно, настало время вернуться к переговорам с акционерами БТД по ставкам транспортного тарифа для казахстанской нефти в этой трубе?
Что касается логистики, то, как сообщил в эксклюзивном интервью Ratel.kz председатель наблюдательного совета нацкомпании "КазМорТрансФлот" Марат ОРМАНОВ, они уже тестируют танкерные перевозки тенгизской нефти через Каспий.
И если после состоявшейся 5 апреля встречи президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА с министром энергетики Болатом АКЧУЛАКОВЫМ министр поедет с визитом в Баку, это будет означать, что поиск альтернативных маршрутов в обход России активизировался.
Если не поедет – значит, можно в любой момент ждать нового шторма.
Фото: КТК.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!