43 млн долларов ежесуточно теряет Казахстан из-за аварии на КТК

7366 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 06 Апр 2022, 09:00

Настало время вернуться к переговорам с акционерами БТД по ставкам транспортного тарифа для казахстанской нефти в этой трубе

Суточная добыча нефти в Казахстане упала на четверть. Согласно данным Информационно-аналитического центра нефти и газа Республики Казахстан, по состоянию на 4 апреля в стране добывалось 192 тысячи тонн в сутки, что на 25% меньше показателей средних значений на начало марта.

Читайте также
Тенгизскую и кашаганскую нефть запрут в Казахстане

Сообщивший об этом телеграмм-канал оценил финансовые потери в 43 миллиона долларов ежесуточно – именно на такую сумму сократилась экспортная выручка Казахстана от поставок по нефтепроводу "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Причиной стала объявленная 23 марта руководством КТК авария сразу на двух из трёх выносных причальных устройств, случившаяся в результате шторма в районе порта Новороссийск.

Последнее сообщение на сайте КТК датировано 28 марта, и в нем говорится, что "ремонтные работы на ВПУ-2 и ВПУ-3 ориентировочно продлятся не менее 3-4 недель".

На этом фоне более тревожным выглядит уточнение, что "основные иностранные поставщики комплектующих – компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. – уже заявили АО "КТК-Р" об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на авансовую оплату со стороны КТК в полном объеме еще в декабре 2021 года".

Руководство КТК с казахстанской стороны призывает не делать из этого трагедии – мол, все необходимые запчасти и ремкомплекты для консорциума в условиях антироссийских санкций будут закупаться его казахстанским акционером – АО "КТК-К", так что дефицит комплектующих не грозит.

Правда, заявления эти прозвучали еще до знакового интервью в Европе первого замруководителя администрации президента Казахстана Тимура СУЛЕЙМЕНОВА, в котором он недвусмысленно заявил: "Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС. Мы сделаем всё возможное, чтобы контролировать санкционные товары".

Читайте также
Арабская нефть потеснит в Европе российскую и казахстанскую

И российские, и казахстанские чиновники в один голос отвергают любую политическую подоплеку аварии на терминале КТК.

Возможно, так оно и есть.

Хотя немецкая газета Handelsblatt в опубликованной 5 апреля статье под заголовком "Как Россия с помощью придуманного шторма ограничивает поставки нефти в Европу" пишет, что,согласно мониторингу Немецкой метеорологической службы, погодные условия в дни аварии не были необычными для этого времени года в акватории порта: "Сила ветра достигала 20 марта, самое большее, 43 узлов, это соответствует 9-бальному шторму по международно принятой шкале Бофорта. Разрушительные ураганы  это 12 баллов и свыше 64 узлов".

Если учитывать, что акционерами Каспийского трубопроводного консорциума являются два государства – Россия и Казахстан – и пул международных нефтедобывающих компаний, то несложно увидеть, что в настоящее время "в шоколаде" осталась лишь одна сторона.

Во-первых, Казахстан самым прямым и грубым образом прочувствовал свою зависимость от главного экспортного маршрута через территорию России, по которому он транспортировал до 80% добываемой нефти.

Во-вторых, уменьшение сразу на четверть предложения на мировом энергетическом рынке более качественного сорта нефти из КТК – CPC Blend – поддерживает спрос на закупки российского сорта Urals в то время, как многие европейские потребители объявили о постепенном сокращении импорта нефти из России.

Читайте также
Зачем "КазМорТрансФлот" продал танкеры и есть ли будущее у казахстанского флота

Ну и, наконец, ограничение загрузки на морском терминале КТК больше всего заставило сократить добычу на месторождении Тенгиз – сразу на 37%! Что резко ударило по бизнесу американских компаний "Шеврон" и "ЭксонМобил", которые ведут разработку этого гигантского месторождения, причем для "Шеврона" Тенгиз являются ключевым активом в мировом портфеле запасов.

Долгие годы маршрут "Тенгиз-Новороссийск" оставался основной экспортной артерией для Казахстана ввиду простой логистики и низких транспортных расходов. И это фактически похоронило альтернативные маршруты вроде "Баку-Тбилиси-Джейхан".

Возможно, настало время вернуться к переговорам с акционерами БТД по ставкам транспортного тарифа для казахстанской нефти в этой трубе?

Что касается логистики, то, как сообщил в эксклюзивном интервью Ratel.kz председатель наблюдательного совета нацкомпании "КазМорТрансФлот" Марат ОРМАНОВ, они уже тестируют танкерные перевозки тенгизской нефти через Каспий.

И если после состоявшейся 5 апреля встречи президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА с министром энергетики Болатом АКЧУЛАКОВЫМ министр поедет с визитом в Баку, это будет означать, что поиск альтернативных маршрутов в обход России активизировался.

Если не поедет – значит, можно в любой момент ждать нового шторма.

Фото: КТК.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.