43 млн долларов ежесуточно теряет Казахстан из-за аварии на КТК

7963 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 06 Апр 2022, 09:00

Настало время вернуться к переговорам с акционерами БТД по ставкам транспортного тарифа для казахстанской нефти в этой трубе

Суточная добыча нефти в Казахстане упала на четверть. Согласно данным Информационно-аналитического центра нефти и газа Республики Казахстан, по состоянию на 4 апреля в стране добывалось 192 тысячи тонн в сутки, что на 25% меньше показателей средних значений на начало марта.

Читайте также
Тенгизскую и кашаганскую нефть запрут в Казахстане

Сообщивший об этом телеграмм-канал оценил финансовые потери в 43 миллиона долларов ежесуточно – именно на такую сумму сократилась экспортная выручка Казахстана от поставок по нефтепроводу "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Причиной стала объявленная 23 марта руководством КТК авария сразу на двух из трёх выносных причальных устройств, случившаяся в результате шторма в районе порта Новороссийск.

Последнее сообщение на сайте КТК датировано 28 марта, и в нем говорится, что "ремонтные работы на ВПУ-2 и ВПУ-3 ориентировочно продлятся не менее 3-4 недель".

На этом фоне более тревожным выглядит уточнение, что "основные иностранные поставщики комплектующих – компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. – уже заявили АО "КТК-Р" об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на авансовую оплату со стороны КТК в полном объеме еще в декабре 2021 года".

Руководство КТК с казахстанской стороны призывает не делать из этого трагедии – мол, все необходимые запчасти и ремкомплекты для консорциума в условиях антироссийских санкций будут закупаться его казахстанским акционером – АО "КТК-К", так что дефицит комплектующих не грозит.

Правда, заявления эти прозвучали еще до знакового интервью в Европе первого замруководителя администрации президента Казахстана Тимура СУЛЕЙМЕНОВА, в котором он недвусмысленно заявил: "Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС. Мы сделаем всё возможное, чтобы контролировать санкционные товары".

Читайте также
Арабская нефть потеснит в Европе российскую и казахстанскую

И российские, и казахстанские чиновники в один голос отвергают любую политическую подоплеку аварии на терминале КТК.

Возможно, так оно и есть.

Хотя немецкая газета Handelsblatt в опубликованной 5 апреля статье под заголовком "Как Россия с помощью придуманного шторма ограничивает поставки нефти в Европу" пишет, что,согласно мониторингу Немецкой метеорологической службы, погодные условия в дни аварии не были необычными для этого времени года в акватории порта: "Сила ветра достигала 20 марта, самое большее, 43 узлов, это соответствует 9-бальному шторму по международно принятой шкале Бофорта. Разрушительные ураганы  это 12 баллов и свыше 64 узлов".

Если учитывать, что акционерами Каспийского трубопроводного консорциума являются два государства – Россия и Казахстан – и пул международных нефтедобывающих компаний, то несложно увидеть, что в настоящее время "в шоколаде" осталась лишь одна сторона.

Во-первых, Казахстан самым прямым и грубым образом прочувствовал свою зависимость от главного экспортного маршрута через территорию России, по которому он транспортировал до 80% добываемой нефти.

Во-вторых, уменьшение сразу на четверть предложения на мировом энергетическом рынке более качественного сорта нефти из КТК – CPC Blend – поддерживает спрос на закупки российского сорта Urals в то время, как многие европейские потребители объявили о постепенном сокращении импорта нефти из России.

Читайте также
Зачем "КазМорТрансФлот" продал танкеры и есть ли будущее у казахстанского флота

Ну и, наконец, ограничение загрузки на морском терминале КТК больше всего заставило сократить добычу на месторождении Тенгиз – сразу на 37%! Что резко ударило по бизнесу американских компаний "Шеврон" и "ЭксонМобил", которые ведут разработку этого гигантского месторождения, причем для "Шеврона" Тенгиз являются ключевым активом в мировом портфеле запасов.

Долгие годы маршрут "Тенгиз-Новороссийск" оставался основной экспортной артерией для Казахстана ввиду простой логистики и низких транспортных расходов. И это фактически похоронило альтернативные маршруты вроде "Баку-Тбилиси-Джейхан".

Возможно, настало время вернуться к переговорам с акционерами БТД по ставкам транспортного тарифа для казахстанской нефти в этой трубе?

Что касается логистики, то, как сообщил в эксклюзивном интервью Ratel.kz председатель наблюдательного совета нацкомпании "КазМорТрансФлот" Марат ОРМАНОВ, они уже тестируют танкерные перевозки тенгизской нефти через Каспий.

И если после состоявшейся 5 апреля встречи президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА с министром энергетики Болатом АКЧУЛАКОВЫМ министр поедет с визитом в Баку, это будет означать, что поиск альтернативных маршрутов в обход России активизировался.

Если не поедет – значит, можно в любой момент ждать нового шторма.

Фото: КТК.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента