Для чего управление строительства Алматы переиграло тендеры для ПКС на квартиры для очередников
С начала 2024 года Ratel.kz продолжил внимательно следить за тем, как алматинские чиновники без шума и пыли осваивают многомиллиардные суммы из бюджета на приобретение квартир для социально уязвимых слоев населения, работающей молодёжи и для создания переселенческого фонда.
В конце марта 2024 КГУ "Управление строительства города Алматы" на сайте госзакупок подвело итоги конкурса на закупку жилья для социально уязвимых слоев населения. Было выставлено пять лотов по 330 квартир в каждом и один лот на 350 квартир. Бюджет каждого лота составил более 10 млрд тенге, а вместе они потянули на 61,4 млрд тенге. Согласно технической спецификации, 2000 единиц одно-, двух- и трёхкомнатных квартир не менее ІV класса и общей площадью 140 тыс. кв.м должны закупаться исключительно на первичном рынке жилья города Алматы. Однокомнатные квартиры должны быть от 33 до 50 кв.м в количестве 660 штук, двухкомнатные – от 42 до 65 кв.м в количестве 670 штук, трехкомнатные – от 68 до 80 кв.м в количестве – 670 штук.
Лично для нас не было удивительно, что на такой большой кусок бюджета не нашлось желающих. Мы уже давно поняли, что роли между всеми участниками чётко распределены и кто попало в схему не залезет. Его попросту туда не пустят. Поэтому после нескольких попыток якобы поиска потенциального поставщика, приглашённым поставщиком на приобретение КГУ "Управление строительства города Алматы" квартир было вновь выбрано ТОО "Предприятие капитального строительства города Алматы" - ТОО "ПКС". Дважды на конкурс были поданы заявки только от этой "прокладки", и в итоге был сделан закуп из одного источника. Всё точь-в-точь, как в 2023 году. Разница лишь в том, что в 2023 году было выделено из бюджета 74,62 млрд тенге и закуплено 3050 квартир, а в 2024 года выделены из бюджета средства в сумме 61,4 млрд тенге на закупку 2000 квартир.
Однако в 2024 году не обошлось без сюрпризов. По заключённым в июле 2023 года договорам о государственных закупках №2-ПЖ, №3-ПЖ, №5-ПЖ, №6-ПЖ, №7-ПЖ на приобретение жилья для социально уязвимых слоев населения возникли спорные моменты. Общая сумма этих пяти договоров составила 47,355 млрд тенге. В итоге управление строительства подало иск в суд на ТОО "ПКС". Во время судебного разбирательства было установлено, что "со стороны ответчика в Управление было представлено всего 804 кадастровых паспорта на приобретение квартиры, тогда как по условиям договора ответчик должен был передать истцу 3050 кадастровых паспортов квартир". При этом в управление развития коммунальной инфраструктуры города Алматы данные кадастровые паспорта от управления строительства не были переданы и, соответственно, квартиры не приняты на баланс.
17 апреля 2024 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы вынес решение по иску КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "ПКС", согласившись с тем, что "прокладкой" должна быть выплачена неустойка в 931 млн тенге по невыполненным договорам. В признании ТОО "ПКС" недобросовестным участником госзакупок было отказано, так как сотрудники управления строительства пропустили сроки подачи иска.
ТОО "ПКС" решение суда решило обжаловать.
6 июня 2024 года в городском суде Алматы было вынесено определение судебной коллегии по гражданским делам по иску КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "ПКС": "Заслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, коллегия приходит к следующему. Сторона ответчика в ходе апелляционного рассмотрения ходатайствовала о приостановлении производства по делу, предоставлении времени для урегулирования спора, сторона истца не возражала урегулировать спор в порядке примирительных процедур".
4 июля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда вынесла постановление: "Решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения".
Уже 30 июля 2024 года было начато исполнительное производство, по которому ТОО "ПКС" должно государству 931 млн тенге.
Эта сумма указана и в аудиторском отчёте по итогам 2023 года. Очень интересно почитать в аудиторском заключении, как ТОО "ПКС" планирует расплачиваться по этому исполнительному листу: "Компания приняла решение начислить резервы, связанные с этим делом, в размере 200 млн тенге, отражённые как оценочное обязательства в виду процесса подписания мирового соглашения на указанную сумму".
И всё бы ничего, но в августе управление строительства неожиданно расторгает все неисполненные контракты с ТОО "ПКС" и объявляет новый тендер!
Согласно информации с сайта госзакупок, из шести контрактов частично исполнен оказался лишь один. Оплата была произведена чуть больше чем на 2 млрд тенге за поставку 68 трёхкомнатных квартир.
19 августа 2024 все договоры расторгаются по соглашению сторон, а уже 26 и 28 августа 2024 на сайте госзакупок появляются новые конкурсы: на закуп 1050 квартир двумя лотами по 525 квартир для работающей молодёжи на общую сумму 18,425 млрд тенге и на закуп 2032 квартир для социально уязвимых слоев населения шестью лотами на общую сумму 59,575 млрд тенге.
То есть увеличилось и количество закупаемых квартир, и, соответственно, сумма затрат из бюджета – до 78,182 млрд тенге вместо 61,4 млрд.
Но и это ещё не самое любопытное. Оба конкурса вновь выигрывает ТОО "ПКС". Однако не методом закупа из одного источника, а по состоявшемуся конкурсу. Дело в том, что по всем лотам поданы две заявки – от ТОО "ПКС" и ТОО "Таразстрой-2004".
Абсолютно по всем лотам ТОО "Таразстрой-2004" даёт цену, которая лишь немногим ниже заявки ТОО "ПКС". При этом ни у ТОО "ПКС", ни у ТОО "Таразстрой-2004" нет в наличии такого количества квартир в Алматы.
То есть налицо красиво сделанная постанова с якобы честным конкурсом.
Новые договоры были подписаны в конце сентября 2024 года, а уже в октябре по нескольким из них сделаны допсоглашения.
Если победителем вновь стало ТОО "ПКС", зачем было разыгрывать весь этот спектакль?
Ratel.kz решил попытаться понять это и покопался в конкурсной документации.
Первое, что сразу бросается в глаза - по прежним договорам срок поставки был обозначен октябрь 2024 года, а по новым – апрель 2025. То есть уже в августе участники схемы поняли, что исполнить контракты до конца октября они не смогут. Но только ради сроков переигрывать конкурсы – не совсем логично. Проще было отделаться "допиками", чтобы не привлекать внимание.
Но если внимательно ознакомиться с техспецификациями старых конкурсов и новых, то мы видим самое главное отличие – по всем новым контрактам предусмотрен аванс в размере 30% от суммы контракта! По прежним договорам никаких авансов не было – плата по факту поставки.
Но не будем забывать и другой примечательный момент: ТОО "ПКС" выиграло новые конкурсы, имея долг перед управлением строительства в размере 931 млн тенге.
Теперь самое время заняться подсчётами.
Общая сумма по всем договорам составляет 78,182 млрд тенге.
30% аванса – 23,45 млрд тенге. Именно такую сумму в ближайшее время перечислят на счета ТОО "ПКС".
По факту с октября 2023 по апрель 2024 года ТОО "ПКС" имеет полное право использовать эти средства на своих счетах, чтобы расплачиваться с поставщиками. Но вовсе не обязательно платить деньги сразу и всем. Компания вполне может положить их на депозит и иметь с них доход. Эффективная ставка сейчас достигает 14% годовых с ежедневным начислением процентов. То есть с депозита в 10 000 тенге ежедневно капает 3,58 тенге. А с 23,45 млрд тенге ежедневный доход составит уже почти 8,4 млн тенге. До апреля 2025 года ТОО "ПКС" накапает более 1,5 млрд тенге. При этом не будем упускать из виду, что менеджмент любого банка ещё и сделает "рахмет" за возможность распоряжаться такой суммой.
Можно предположить, что таким нехитрым способом, похоже, чиновники управления строительства не только дадут возможность ТОО "ПКС" выплатить 931 млн тенге по решению суда, но и немного заработать.
Кстати, в 2023 году заработная плата сотрудников ТОО "ПКС" заметно выросла. Если верить аудиторскому отчёта, расходы на зарплату увеличились по сравнению с 2022 годом почти вдвое. Экс-руководитель ТОО "ПКС" Руслан КАДЕСОВ, как мы знаем из приговора суда, получал 1,5 млн тенге в месяц. Непонятно только, за какие заслуги.
Ведь и в 2023, и в 2024 годах ТОО "ПКС" исполняло лишь роль "прокладки" в схемах освоения бюджетных средств. Похвастаться сданными в эксплуатацию домами, которые были построены под чутким руководством компании, не получится. Даже те единичные проекты, которые были реализованы в последние годы, обросли скандалами и судебными исками.
Что характерно, судя по тому, что вся эта информация по тендерам находится в открытом доступе, никто из контролирующих органов пока не обнаружил в действиях досаевских чиновников никаких признаков коррупции. Все эти манипуляции с десятками миллиардов тенге бюджетных средств проходят на виду у всех, но никто не задаёт вопросы.
Кстати, в судебной кабинете есть ещё одно гражданское дело между КГУ "Управление строительства города Алматы" и ТОО "ПКС", которое было рассмотрено в конце сентября 2024 года. Однако оно размещено с пометкой "Данное дело закрыто для публикации".
Что такое важное было рассмотрено в Алматинском городском суде, потребовавшее сокрытия от общественности – можно только догадываться. Но, учитывая, какие мутные схемы на десятки миллиардов тенге проворачивают досаевские чиновники, думаем, есть что прятать из публичного доступа.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!