До публикации Ratel.kz управделами акима ВКО планировали приобрести две машины, но затем аппетиты выросли
Чиновники Восточно-Казахстанской области подписали два договора с товариществом с ограниченной ответственностью "СарыаркаАвтоПром" на общую сумму 64 миллиона тенге без учёта налога на добавленную стоимость. Контракты заключены методом из одного источника.
В технической документации говорится о пяти седанах длиной не меньше 4,6 метра, шириной 1,8 метра, высотой 1,4. Это машины с передним приводом, автоматической коробкой передач, объёмом двигателя 1999 кубических сантиметров, мощностью не меньше 128 лошадиных сил и экологическим классом не ниже Евро 5. В автомобилях должна быть аудиосистема на шесть динамиков с радио, Bluetooth для подключения мобильного телефона, система помощи при трогании на подъеме HAC, система помощи при экстренном торможении BAS, антиблокировочная система тормозов ABS. Также должны быть предусмотрены: раздельный климат-контроль, приборная панель Supervision с монохромным дисплеем TFT3.5, мультимедиа с не менее 8-цветным дисплеем, с поддержкой Android Auto и Apple Carplay. Средняя цена за одну единицу техники 13 миллионов тенге.
Интересно, что первоначально в управлении делами аппарата акима Восточного Казахстана планировали закупить всего два таких автомобиля на сумму в 30 миллионов тенге. Об этом писал Ratel.kz. Но после выхода материала чиновники решили не стесняться и приобрести ещё несколько машин. Особенно интересно это на фоне заявления президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА о том, что акимам больше нужно ходить пешком. Складывается впечатление, что государственным служащим аппарата акима области не на чем ездить. Однако автопарк Даниала АХМЕТОВА самый крутой в регионе, даже в сравнении с соседними областями. Речь идёт о служебных авто.
Как уже писал Ratel.kz, количество, марки и даже регистрационные номерные знаки автомобилей, на которых чиновники акиматов городов Усть-Каменогорск и Семей ездят (как мы надеемся) по государственным делам, несложно узнать по ремонтным ведомостям, которые публикуются во время поиска станций техобслуживания, которые в течение года будут обслуживать автопарки. К примеру, аппарат акима Семея в прошлом году, ещё до разделения областей, предусмотрел десять миллионов тенге, не считая налога на добавленную стоимость, для поддержания имеющихся авто в работоспособности. Эта сумма не для ремонта, а на замену масла, антифриза, фильтров и прочие мелочи. Правда, и меняли часто, на некоторых машинах эта процедура была прописана до восьми раз за календарный год. Всего в автопарке акимата было указано восемь автомобилей. По одной Toyota Camry, Kia Mohave, Toyota Land Cruiser и Hyundai H350, по две Skoda Super B и Skoda Octavia.
Аппарат акима Усть-Каменогорска планировал пять миллионов тенге на ремонт авто на первое время. Но там было обслуживание посерьёзнее. Кроме аналогичных с акиматом Семея позиций требовалась периодическая переборка двигателей, коробок передач, замена многих автозапчастей, включая даже рулевую рейку, не считая привычной ходовой части, и прочее. Автопарк, к слову, меньше, чем у чиновников Семея, всего шесть автомобилей, среди которых Kia Mohave, два Kia Sorento, Toyota Camry, Skoda Super B и Skoda Octavia. Ни одной Toyota Land Cruiser на балансе не числится. Хотя внимательные горожане уже замечали акима города Жаксылыка ОМАРА за рулём дорогого внедорожника.
Впрочем, даже если объединить автомобили двух городских акиматов, то до автопарка областной администрации им будет далеко. В гараже управления делами аппарата акима Восточного Казахстана не меньше 36 единиц техники, среди которых Lexus LX 570 2017 и 2008 годов выпуска, Lexus LS 460 2010 года, четыре Toyota Land Cruiser 200 VX 2011 года выпуска (с соответствующей нумерацией госзнаков от 001 до 005). Остальные авто менее солидные, и государственные регистрационные знаки у них не всегда с двумя нулями впереди. Требуют ремонта четыре Skoda Superb B8, три Toyota Camry 55, две Toyota Camry 40, пять Skoda Rapid, три Skoda Octavia, две Chevrolet Сaptiva, четыре Toyota Old HiAce и так далее.
До этого обновление престижных авто в гараже акимата области проводили в 2017 году. В 2020 сотрудники управления делами акима Восточно-Казахстанской области разместили лот на приобретение иномарки отечественной сборки. Внедорожник с автоматической трансмиссией и объёмом двигателя до трёх тысяч кубических сантиметров обошёлся бы налогоплательщикам (среди которых и набивающиеся, как сельди в бочки, в автобусы люди) в 18 млн 540 тыс. тенге. По технической спецификации чётко видно, что находящийся внутри человек будет максимально социально дистанцирован от окружающих, ведь в машине есть стёкла с подавлением шума, трёхзонный климат-контроль с электронным управлением, комбифильтром, датчиком влажности и автоциркуляцией воздуха, контурная подсветка интерьера с возможностью выбора цвета, мультимедиасистема с цветным сенсорным дисплеем и слотом под SD-карту памяти. В дополнение - система синхронизации мобильного телефона с мультимедиасистемой автомобиля и голосовой ассистент. Но после публикации этого факта на Ratel.kz от затеи отказались.
Кроме того, огромные суммы бюджетных средств тратятся на полёты чиновников на вертолётах и поездках на авто представительского класса в столице. Поездки по Астане обходятся бюджету в рекордную сумму – почти пять миллионов тенге. Это самые большие затраты среди областей. Для примера - в 2021 году на аналогичные цели было выделено 2 миллиона 461 тысяча тенге. В 2020 году поездки по столице обошлись казне региона в 1 миллион 965 тысяч тенге, а в 2019 - 1 миллион 840 тысяч. В нынешнем году затраты выросли практически в два раза несмотря на то, что размер региона уменьшился примерно на столько же после выделения области Абай. Кстати, среди региональных акиматов администрация Восточно-Казахстанской области в лидерах по подобным затратам. Возможно, Даниал Ахметов бывает на правительственных совещаниях и встречах гораздо чаще других глав областей, а может быть - у него повышенные требования к комфорту. Ведь в прошлом году за два последних месяца поездок по столице его аппарат выложил дополнительно около двух миллионов тенге. Для сравнения: бюджет области Абай за передвижения своих чиновников по столице на авто представительского класса заплатит полтора миллиона тенге без НДС, Алматинской области 2,2 миллиона, области Улытау аналогичную сумму, Туркестанской 2 миллиона, Атырауской 2 с половиной, Мангистауской 300 тысяч тенге и так далее. В довершение всего Даниал Ахметов и его коллеги не желают ждать рейсы в общем зале аэропорта. Для них арендуют VIP-зал. При этом цены на те или иные услуги во время ожидания и обслуживания, а также конкретные пункты того, что именно подразумевается под этим понятием в контексте заключённого контракта, в открытом доступе отсутствуют. Есть лишь итоговая стоимость за вылет или прилёт. Например, оказанная услуга, датированная третьим апреля нынешнего года, стоила бюджету 75 тысяч тенге. Что вошло в эту стоимость – не поясняется.
Коллаж: © Ratel.kz / Малик Кумарбеков.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!