На земле, где похоронен Айтеке би, живут десятки тысяч казахов
На снимке: узбекское село Кенимех - настоящий казахский аул за пределами Казахстана.
По приезду в Узбекистан первыми журналисты начали искать представителей казахской диаспоры. Нам было интересно, как казахам живется в этой стране, и надеялись услышать от них что-то новое в отличие от того, что нам рассказывали местные узбеки.
Нашу группу путешественников сопровождал руководитель казахского культурного центра Узбекистана Хамза ХАЛМУРАТОВ. От него мы узнали, что в Навоийской области есть целые поселки, где проживают сотни казахских семей. Несмотря на то, что ехать туда предстояло несколько часов, мы отправились в путь.
Если честно, я ожидала увидеть казахов, полностью адаптированных к местности и практически не отличающихся от представителей титульной нации и внешне, и поведением. А насчет того, чтобы услышать чистый казахский язык в узбекском кишлаке и вовсе не строила иллюзий.
Знакомство с жителями села Кенимех (по-узбекски - Конимех) перевернуло все мои представления. Оказалось, что это настоящий казахский аул. Только за пределами Казахстана.
Больше половины тридцатитысячного населения в Кенимехском районе составляют казахи. Здесь работают 22 средние школы с казахским языком обучения. Причем обучают детей на кириллице, хотя Узбекистан давно перешел на латинский алфавит.
Районная газета «Кенимех таны» (Рассвет Кенимеха) выходит на казахском языке при поддержке районного хокимиата (акимата).
В Кенимехе проживает глава казахского культурного центра Навоийской области Торехан НАРЫНБЕТОВ. В этом регионе, как рассказал аксакал, сосредоточена большая часть казахской диаспоры в Узбекистане.
- Когда проводили границу между двумя странами, много казахских поселений осталось на территории Узбекистана (перевод с каз. яз - Д.Б.), - рассказывает Торехан-ата. – Сейчас есть четыре поселка, где большинство населения - казахи. Это Кенимех, Тамды, Ушкудык и Нурата.
Каждый из этих поселков казахстанцам, так или иначе знаком.
В Нурата захоронен один из трех казахских биев - Айтеке би, и там же находится его мавзолей.
В поселке Тамды известный казахский композитор Шамши КАЛДАЯКОВ в свое время встретил красивую девушку и, вдохновившись, посвятил ей знаменитую песню «Тамды аруы».
А Ушкудык-аул воспет в песне «Учкудук, три колодца» популярной группы «Ялла».
Казахской диаспоре, живущей в этих районах, удалось сохранить свой язык, культуру и традиции. Национальную принадлежность здесь любят подчеркивать - мы неоднократно встречали местных жительниц в казахских камзолах (жилетах).
Правда, быт местных достаточно скромный, как и доходы. К примеру, все владение Торехан-аты это небольшой сельский домишко с загоном для скота и кухней на улице.
Всю жизнь аксакал проработал педагогом в селе, много лет был школьным директором. И сейчас, даже находясь на пенсии, продолжает трудиться в школе.
Старшая дочь работает редактором того самого издания «Кенимех таны».
Торехан Нарынбетов с дочерью Гульданой.
Остальные дети Нарынбетовых переехали в Казахстан.
- Раньше в Кенимехском районе проживало более 30 тысяч казахов. Многие уехали на историческую родину, нас здесь с каждым годом становится меньше, - рассказывает Торехан-ата.
Торехан Нарынбетов с супругой Жаксыгуль.
Основное занятие казахов в Навоийской области – это животноводство. Здесь разводят каракулевых овец и производят ценный мех – бухарский каракуль. Особенно развиты по этой части районы Тамды и Ушкудык.
Примечательно, что в этой местности практически нет представителей узбекской национальности. И дело совсем не в национальных конфликтах. Просто Тамды и Ушкудык – это степные районы, где добыть воду очень сложно, а узбеки – по природе своей дехкане.
Зато непригодные для земледелия территории идеально подошли для каракулеводства.
В подтверждение своих слов, что детям с детства прививают любовь к родному языку, Торехан Нарынбетов показывает сельскую школу, где работал директором.
Надписи на дверях учебного заведения - на двух языках: сначала на государственном узбекском, как полагается, а затем на казахском.
Недалеко от школы - районная администрация.
В старенькой трехэтажной постройке работает аким района со своей командой. И в этом же здании выпускают казахоязычную газету.
На стенах акимата висят разного рода чиновничьи указы, а среди них пестрым цветом выделяется постер, где большими узбекскими буквами написано: «Будьте осторожны. Не попадите в рабство».
На мои вопросы о странном объявлении Торехан-ата коротко отвечает, что те, кто уезжает на заработки в Казахстан, нередко попадают в трудовое рабство. И после этого аксакал переводит разговор на другую тему.
Казахи в Узбекистане любят говорить о дружбе двух народов. Недавно в Навоийскую область, оказывается, приезжал аким Кызылординской области Крымбек КУШЕРБАЕВ. Это стало большим событием для диаспоры.
- Границу скоро откроют с Кызылординской стороны, - хвастается Торехан Нарынбетов. – С нашим хокимом соглашение подписали.
Воодушевляют местных казахов и частые встречи президентов Казахстана и Узбекистана. Когда они рассказывают об этом, в их голосе слышатся некие нотки надежды. И связано это с тем, что к власти здесь пришел новый человек.
- МИРЗИЁЕВ сейчас все меняет, теперь доллар можно купить в банке. Это поднимет экономику. Раньше такого не было… - говорит аксакал и тут же осекается. Не хочет критиковать предыдущую власть.
- А как вы относитесь к Исламу КАРИМОВУ? – спрашиваю я.
- Хорошо. Он многое сделал для страны, - мудро уходит он от ответа. – Он был отцом народа. Многие плакали, когда он умер.
- А вы плакали?
- Я – нет. Но переживал, - отвечает мужчина.
- Не хотели бы вы переехать на историческую родину? – спрашиваю у семьи Нарынбетовых.
- Я еще ни разу не выезжала за пределы Узбекистана, даже к детям своим еще не ездила, мой паспорт чист, - улыбается Жаксыгуль-апа.
Ее дочь в это время многозначительно молчит.
- Я не уеду отсюда, - уверенно отвечает Торехан-ата. – Моя родина здесь, как ни крути. Я люблю Казахстан, но родился и вырос в Узбекистане.
Фото автора.