Официальные перевозчики Костаная выступили против таксистов-обманщиков
Хотя бы автостанция
Автовокзал в Костанае открыли в августе 1984 года. Старожилы вспоминают: открывали помпезно, людей собралось тогда – тьма, проект здания был образцово-показательным.
Но годы перестроечные все распределили как-то не так. Здешний автовокзал перешел в частные руки. Много лет служил верой и правдой и горожанам, и приезжим гостям из ближнего и дальнего зарубежья. Хотя нет-нет да и накатывала волна слухов. Мол: “вот продадут его, что делать будем”.
День Х настал. В СМИ стали обсуждать новость – автовокзал владелица здания все-таки продает. Продала, конечно, не сразу. Но продала. И получилось так, что областной центр есть, а автовокзала в нем – нет.
В 2023 году стало известно – в этом здании откроют рынок. И тут началось… Склоняли новых владельцев автовокзального здания все кому не лень. Никто даже слушать не стал. А ведь собственник сразу заверил – свою функцию объект сохранит.
Обещание, кстати, сдержали. Правда, не все перевозчики согласились с таким раскладом. Так и получилось, что в городе сейчас несколько точек, откуда выдвигаются междугородние рейсы. Международные все-таки предпочитают “Саяхат”. Отсюда начинают свой путь и междугородние рейсы по области и республике.
Устаканилось?
Сегодня ОО "Автовокзал Саяхат" осуществляет ежедневные рейсы по маршрутам: Костанай – Рудный – Айет –Тобол – Лисаковск - Житикара; Костанай – Федоровка - Карабалык; Костанай – Мендыкара – Аксуат -Красная пресня – Звериноголовское – Курган - Тюмень; Костанай – Троицк –Южноуральск – Челябинск - Екатеринбург.
Пассажиропоток – более двух сотен человек в сутки.
И все было бы неплохо, если бы автовокзальные будни не стали омрачать участившиеся жалобы от пассажиров. То они не понимают, почему нет их рейса в списке актуальных, то - почему им надо так далеко идти на посадку, то - почему обещают перевозку на комфортном автобусе, а везут на минивэне.
- Сначала я не могла понять, почему некоторые наши пассажиры спрашивают рейсы, которых у нас и не было, - вспоминает директор автовокзала Ольга ТЕРЕХОВА. – Потом стала обращать внимание, что пассажиры из зала ожидания после телефонного звонка “срываются” и убегают на улицу вместе с багажом в то время, как у нас не отходит ни одного буса или автобуса. Стала разбираться, общаться с жалобщиками. Выяснилось, что существует ряд ИП, преимущественно с российской регистрацией, которые, прикрываясь нашим именем, занимаются частным извозом.
В поисках правды
Работают российские перевозчики, действительно, от имени костанайской автостанции. Покопавшись в интернете и пообщавшись с пассажирами, убеждаешься в этом лично.
- Работает схема просто: человек заказывает онлайн билет. Сервисов сейчас полно. Отправная точка – автовокзал. Он приходит сюда, ждет свой рейс. Ему звонят и говорят: “Вы выйдете за территорию станции, стоит бусик такой-то” или “Через пять минут на АЗС через дорогу от станции придет минивэн, ГРНЗ такой-то, пройдите на посадку”. И все. Мне не жалко, что люди не на холоде (зимой, я имею в виду) стоят, у нас зал ожидания немаленький. Но, во-первых, мы теряем прибыль, во-вторых, рискуем репутацией, - продолжает Ольга Терехова.
- При чем тут российские таксисты и репутация местного автовокзала?
- Как при чем? Вот у нас работает медик. Ежедневно все водители начинают свою работу с посещения медкабинета. Мы должны понимать, кого сажаем за руль. На нас лежит ответственность за пассажиров. У нас обязательно контроль через тахограф. На каждый автобус – актуальный техосмотр. Перед каждым рейсом проверяется транспорт. Опять же, повторюсь, на нас ответственность за жизнь пассажиров. А таксисты это делают? Большие сомнения. Вы читаете информационные сводки? Там разбился бус с людьми, там минивэн вылетел в кювет.
- Только вы так страдаете?
- Как оказалось – нет. Мы проводили встречу со всеми автопредприятиями Костанайской области, занимающимися перевозкой пассажиров и багажа по международному сообщению. У всех такая ситуация. Решили действовать сообща. Вышли с коллективными обращениями в официальные органы. Областного и республиканского масштаба.
- И что органы?
- Только отписки.
- Например?
- В Инспекции транспортного контроля на наш запрос ответили, что проводили встречи по поводу нелегальных перевозчиков, регулярно проводят рейды по их выявлению. Но, признаюсь честно, что-то ни разу я не видела, чтобы этот рейд провели у нас.
- В областном департаменте госдоходов на мое письмо ответили, что его направят коллегам в Челябинскую область, чтобы принять меры налогового контроля совместные. Сообщат дополнительно.
- Сообщили?
- Пока нет.
- А вы-то сами с этими перевозчиками разговаривать не пробовали? Пойти на компромисс, например, как-то договориться.
- Спрашиваете! И за бусами бегала, и в шпионские игры играла, следя за пассажирами. Никто даже разговаривать не хочет. Многие бусы, кстати, имеют казахстанскую регистрацию. А вот юридические лица зарегистрированы в России.
Признаюсь, несколько раз я попыталась сама поговорить с перевозчиками. Несколько раз со своими вопросами была послана в долгое эротическое путешествие, пару раз мой нос чуть не прищемили захлопывающийся дверью авто. Самый общительный перевозчик прокомментировал ситуацию афоризмично: “В рыночных отношениях выживает сильнейший”.
Соль проблемы
Нелегальные перевозки, говорят костанайские предприниматели, процесс нерегулируемый. Удивляются, почему на свои официальные письма не получили ни адекватного ответа, ни помощи.
- Вы, конечно, понимаете, что мы теряем прибыль. Нам, как предприятию, это и невыгодно, и неприятно. Но деньги – это лишь одна сторона медали. Другая, более важная – безопасность пассажиров. Ведь такие перевозчики не страхуют пассажиров на случай ЧП. А у нас, как у официальных перевозчиков, именно билет является гарантом страховки на время поездки. В случае причинения вреда здоровью или имуществу в ДТП пассажир незаконного перевозчика не получит страховой компенсации. Мы же гарантируем выплату материального ущерба или вреда, причиненного здоровью в результате ДТП. В случае, если авария произошла по нашей вине. Основание, повторюсь, - купленный у нас билет, именно в кассе автовокзала. То есть те, кому сейчас мы практически объявили войну, прикрываются нашим добрым именем, не подмоченной репутацией, - говорит Ольга Терехова.
- Ну, за деньги тоже обидно….
- Обидно. Легальные автопредприятия и автостанции теряют прибыль. А выручка наша облагается налогами, как вы понимаете. Налоги мы платим исправно. Выходит, что, в конечном итоге страдает и госказна.
Обидно и за позицию госорганов. Что значит, проведете круглые столы и обратитесь с запросами к российским коллегам? Ведь теневиков можно вывести на свет легко. Интернет просто пестрит объявлениями от частных перевозчиков. Нелегалы рекламируют себя активно и в социальных сетях. Может, рейды надо проводить не только на бумаге? Надо просто поработать. И реально, и виртуально. Все же вот – почти на блюдечке с голубой каемочкой. В рекламах вообще чуть ли не все явки и пароли: и время отправления, и время прибытия, и контактные номера телефонов, и марки минивэнов.
Мы ведь не против рыночных отношений. Мы просто за здоровую конкуренцию… Пока рынок перевозок остается стихийным.
Фото: © Ratel.kz / Ярослава Богатырева.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!