
Есть сведения о недрах, которые во времена СССР составляли особую тайну, и её знали только в Москве, и до сих пор знают только там
Дожили. На четвертом десятке независимости наш минпром обратился к Москве с просьбой рассекретить данные по нашим же недрам.
- Нет геологический информации, к примеру, по некоторым урановым объектам, - рассказал Ratel.kz заместитель председателя комитета геологии минпрома Маргулан БАЙБАТЫРОВ (на снимке). - Это данные по скважинам, данные по поисковым и другим геофизическим работам. У нас это все есть частично, сейчас хотим сопоставить - что у них есть, что у нас, как сопоставим, будем выборку делать - каких данных недостает.
- А почему мы не владеем этой информацией?
- Например, во времена Советского Союза были засекречены данные по редкоземельным элементам, которых, как известно, 17, они были только у Москвы. Лантаноиды, иттрий, церий были засекречены, потому что активно использовались в космической промышленности, а вся космическая промышленность была секретной. Но на самом деле у нас проблема не в этих секретах, а в недофинансировании современной геологоразведки в Казахстане. На нее сейчас в нашей стране тратится восемь долларов на квадратный километр, а в Узбекистане - 100, в Канаде - 300. Хорошо, что у нас у нас еще со времен Союза изученность большая, два миллиона квадратных километров, задача до 2026 года довести её до 2,2 миллиона. Это я говорю только о поисковых работах, а детальные разведочные работы ещё больше средств требуют. Сейчас у нас либерализация, открыли всю территорию, чтобы приходили инвесторы и проводили геологоразведочные работы.
- В том числе и секретные редкоземельные элементы можно искать?
- Нет, пока рассекретили только пять из них. К примеру, в 2023 году рассекретили литий, у нас девять месторождений лития, на них уже работают две отечественные компании, а еще на трех - немецкая компания "Бергбау" продолжает разведку. Государство берет на себя поисковые моменты, тем самым снижая риски для инвесторов. Мы уже внедрили цифровую платформу, 60 тысяч отчетов, накопленных с советских времен, там опубликовали. А еще есть индекс конфиденциальности - если недропользователь самостоятельно открыл месторождение, информация по нему пять лет является его собственностью, мы не имеем права ее открывать.
Фото: © Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!