
Наши бизнес-элиты влиятельны, но не имеют власти ни над политикой, ни над экономикой
В предыдущей заметке ("Качество элит и как оно влияет на развитие страны") было рассказано про Индекс качества элит, рассчитываемый швейцарским Университетом Сент-Галлена и о месте, которое занимает Казахстан в рейтинге. В этой заметке обсудим каким политическим влиянием (властью) обладают отечественные бизнес-элиты.
Напомним, что под элитами в рейтинге понимаются небольшие, скоординированные группы, которые используют крупнейшие в экономике бизнес-модели, приносящие доход, и которые успешно накапливают богатство.
Те элиты, чьи бизнес-модели создают ценности не только для них самих, но и ведут к росту общественного блага, называются "высококачественными". В свою очередь, "низкокачественные" элиты нацелены на присвоение себе общественных благ.
Рейтинг Университета Сент-Галлена "Качество элит. Устойчивое создание ценностей нациями" оценивает только бизнес-элиты, без политиков и бюрократов.
Казахстанские бизнес-элиты, по мнению авторов рейтинга, присваивают себе ценностей примерно столько же, сколько создают благ для общества. Наши бизнес-элиты влиятельны, но не имеют власти ни над политикой, ни над экономикой.
Сколько политической власти у казахстанских бизнес-элит
По уровню политической власти казахстанские бизнес-элиты с 48.3 баллами, при средней оценке 49.5, занимают 74 место. Напомним, что чем выше значение индекса, тем меньше власти у бизнес-элит.
Таблица 1. Место Казахстана по обладанию бизнес-элитами политической власти
Место | Страна | Баллы |
1 | Финляндия | 83.7 |
2 | Новая Зеландия | 83 |
3 | Нидерланды | 82.1 |
............................................................. | ||
72 | Кения | 48.7 |
73 | Ботсвана | 48.6 |
74 | Казахстан | 48.3 |
75 | Эквадор | 48.2 |
76 | Грузия | 47.9 |
........................................................... | ||
149 | Сирия | 23.1 |
150 | Афганистан | 21.8 |
151 | Туркменистан | 21.8 |
Отечественные бизнес-элиты, если судить по рейтингу, имеют значительное политическое влияние, но прежде, чем оценить размер власти, которой они обладают, есть смысл взглянуть на диаграмму 1.
Диаграмма 1
На диаграмме сопоставляются средние значения Индекса неопатримониализма за 2000-2024 гг. и Индекса качества элит. Между ними есть сильная корреляция, равная -0.849.
Под неопатримониализмом понимается режим, сочетающий в себе клиентелистские политические отношения, сильных и неограниченных президентов и использование общественных ресурсов для политической легитимации. Чем выше значение индекса, тем выше уровень неопатримониализма.
При том уровне неопатримониализма, который есть в Казахстане (индекс равен 0.877), у бизнес-элит не может быть реальной политической власти. Они лишь могут просить власть пойти в той или иной ситуации им навстречу, и власть, как правило, не отказывает им. С другой стороны, наши бизнес-элиты всегда выполняют любое пожелание власти.
Итак, у казахстанских бизнес-элит есть политическое влияние, но нет политической власти.
Политическое влияние бизнес-элит состоит, в свою очередь, из трех видов контроля бизнес-элитами:
- государства в целом,
- правил, регулирующих ведение бизнеса,
- отношений с наемными работниками.
Насколько казахстанские бизнес-элиты контролируют государство
В рейтинге Университета Сент-Галлена "Качество элит. Устойчивое создание ценностей нациями" контроль бизнес-элитами государства показывает, как распределительные коалиции контролируют государство и его ветви власти, например, посредством коррупции
По уровню контроля над государством казахстанские бизнес-элиты с 54.1 баллами, при средней оценке 49.8, занимают 49 место.
Таблица 2. Место Казахстана по уровню контроля бизнес-элитами государства
Место | Страна | Баллы |
1 | Финляндия | 84.9 |
2 | Новая Зеландия | 83.4 |
3 | Нидерланды | 82.4 |
.............................................................. | ||
47 | Венгрия | 54.9 |
48 | Сенегал | 54.5 |
49 | Казахстан | 54.1 |
50 | Тунис | 53.9 |
51 | Коста-Рика | 53.8 |
........................................................... | ||
149 | Сирия | 24.6 |
150 | Гаити | 24.6 |
151 | ЦАР | 23.8 |
На диаграмме 2 отображена связь между уровнем контроля бизнес-элитами государства и Индексом режимной коррупции, отражающим использование политическими деятелями своих должностей для личной или политической выгоды.
Диаграмма 2
Корреляция между уровнем контроля бизнес-элитами государства и Индексом режимной коррупции равна -0.8. Чем выше Индекс режимной коррупции, тем сильнее сама коррупция.
При том уровне контроля государства, который есть у казахстанских бизнес-элит, режимная коррупция в нашей стране должна была быть значительно слабее. Имеющиеся результаты можно интерпретировать как то, что власть имеющие получают от бизнес-элит больше, чем дают им взамен. Но бизнес-элиты такое положение дел устраивает.
Насколько бизнес-элиты контролируют правила, регулирующие бизнес
В рейтинге Университета Сент-Галлена "Качество элит. Устойчивое создание ценностей нациями" контроль бизнес-элитами правил, регулирующих бизнес, отражает в какой степени правила и регламентации, как с точки зрения процесса, так и с точки зрения результатов были зафиксированы заинтересованными группами.
По влиянию на правила, регулирующие бизнес, наши бизнес-элиты с 47.4 баллами, при средней оценке 48.2, занимают 67 место.
Таблица 3. Место Казахстана по уровню влияния бизнес-элит на правила, регулирующие бизнес
Место | Страна | Баллы |
1 | Нидерланды | 87.3 |
2 | Финляндия | 86.1 |
3 | Новая Зеландия | 85.1 |
......................................................... | ||
65 | Аргентина | 48.1 |
66 | Сербия | 47.5 |
67 | Казахстан | 47.4 |
68 | Армения | 47.2 |
69 | Сенегал | 47.2 |
........................................................ | ||
149 | Афганистан | 15 |
150 | Ливия | 15 |
151 | Туркменистан | 9.7 |
На диаграмме 3 отображена связь между уровнем контроля бизнес-элитами правил, регулирующих бизнес, и Индексом качества регулирования, отражающим представления о способности правительства разрабатывать и осуществлять разумную политику и нормативные акты, которые позволяют и стимулируют развитие частного сектора.
Диаграмма 3
Корреляция между уровнем контроля бизнес-элитами правил, регулирующих бизнесом и Индексом качества регулирования 0.933.
Судя по месту, которое Казахстан занимает в обоих рейтингах, наши бизнес-элиты влияют на принятие правил, регулирующих бизнес, и на контроль за их исполнением. При этом само качество регулирования довольно среднее.
Насколько казахстанские бизнес-элиты контролируют отношения с наемными работниками
В рейтинге Университета Сент-Галлена "Качество элит. Устойчивое создание ценностей нациями" контроль бизнес-элитами отношений с наемными работниками отражает власть тех, кто может внедрять дискриминационную практику, и влияние элитных бизнес-моделей на заработную плату и условия труда.
По контролю наемных работников наши элиты с 34 баллами, при средней оценке 50.4, занимают 130 (!) место.
Таблица 4. Место Казахстана по уровню контроля бизнес-элитами наемных работников
Место | Страна | Баллы |
1 | Новая Зеландия | 79.2 |
2 | Швеция | 78.9 |
3 | Финляндия | 77.2 |
........................................................ | ||
128 | Ливия | 35.2 |
129 | Беларусь | 34.7 |
130 | Казахстан | 34 |
131 | Экваториальная Гвинея | 33.8 |
132 | Египет | 33 |
......................................................... | ||
149 | Йемен | 18.6 |
150 | Сирия | 15 |
151 | Афганистан | 8.3 |
Небольшое отступление.
Есть такая правозащитная организация Walk Free, базирующаяся в г. Перт, Западная Австралия. Она поставила своей целью борьбу с современным рабством. Современное рабство – это такой род эксплуатации, от которой человек не может избавиться из-за угроз, насилия, принуждения, обмана и/или злоупотребления властью.
Walk Free раз в несколько лет публикует Глобальный индекс рабства. Индекс – это количество людей на 1000 человек населения, которые, как предполагается, находятся в современном рабстве. В таблице 5 показано место Казахстана в этом рейтинге.
Таблица 5. Место Казахстана в Глобальном индексе современного рабства
Место | Страна | Кол-во на 1000 человек |
1 | Швейцария | 0.5 |
2 | Норвегия | 0.5 |
3 | Германия | 0.6 |
........................................................ | ||
142 | Азербайджан | 10.6 |
143 | Пакистан | 10.6 |
144 | Казахстан | 11.1 |
145 | Беларусь | 11.3 |
146 | Албания | 11.8 |
......................................................... | ||
158 | Мавритания | 32 |
159 | Эритрия | 90.3 |
160 | Северная Корея | 104.6 |
Наша власть явно идет навстречу пожеланиям отечественных бизнес-элит в их отношениях с наемными работниками.
Фото: Depositphotos.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!