Как Маргарет Тэтчер оздоравливала британскую экономику
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА "Накануне Маргарет Тэтчер-2".
Застой
Крис ОГДЕН, автор книги «Маргарет Тэтчер. Женщина у власти», так описывает Англию первой половины 70-х прошлого века: «Для Англии это были тоже нелегкие годы. Правительство не владело ситуацией. Всю Северную Ирландию раздирало насилие. Страной правили профсоюзы (…) Положение настолько ухудшилось, что ХИТ (премьер министр Великобритании с 1970 по 1974 год, лидер консервативной партии с 1965 по 1975 год. – Ж.А.) был вынужден перевести работников сферы обслуживания на трехдневную рабочую неделю. В казначействе не было денег на оплату полной рабочей недели. Экономика прямо катилась к катастрофе».
Картина, нарисованная Крисом Огденом, довольно сильно гиперболизирована – ситуация была не такая уж и катастрофичная. Состояние экономики в 70-е годы, в сравнении с предыдущим десятилетием, действительно ухудшилось (смотрите график 1), но не настолько, чтобы можно было говорить об экономической катастрофе.
Общественные настроения того времени формировали общее ощущение застоя, того, что выбранная модель экономического развития ведет в тупик. К слову, такие же общественные настроения были присущи СССР этого же периода и современному Казахстану.
И в развитых капиталистических странах, и в социалистических странах, при всей разнице в политическом и экономическом устройстве, практически одновременно (с точностью до пятилетий) сложилась общая ситуация, когда темпы роста доходов населения превысили темпы роста производительности труда, что означало дестимулирование роста производительности труда и, соответственно, стагнацию и инфляцию – товарное предложение не соответствует росту доходов.
Мавр сделал свое дело…
Первая причина такого явления – убывающая предельная производительность основных фондов, это когда на каждой новой единице основных фондов, введенных в эксплуатацию, выпускается все меньше продукции.
Решить эту проблему можно, во-первых, за счет роста числа занятого населения и стимулирования спроса. При этом государство за счет специальных программ, гарантирующих занятость и обеспечивающих доступность социальных благ, стимулирует спрос со стороны домохозяйств. Также государство принимает на себя риски, частично или полностью, связанные с инвестициями в основной капитал. Этот способ после Второй мировой войны был применен как в развитых капиталистических странах, так и СССР. Поэтому же пути пошел и Казахстан с рубежа тысячелетий.
Однако, в конечном итоге, спустя годы экономического процветания мы все равно приходим к тому уровню, когда предельная производительность основных фондов стремится к нулю, а то и к отрицательным значениям.
Во-вторых, предельную производительность основных фондов можно повысить за счет технического прогресса, то есть инноваций. Инновации, создавая новые товары и услуги, а также снижая операционные издержки, стимулируют спрос и инвестиции.
Послевоенный период совпал с научно-технической революцией, созданием новых отраслей экономике и полной реконструкцией традиционных отраслей на основе научных открытий, совершенных как до войны, так и во время и после нее.
СССР тоже был не чужд технического прогресса в 50-е и 60-е годы прошлого века. И техническая и технологическая модернизация внесли свой вклад в развитие страны и рост качества жизни населения.
Но и этот источник роста был исчерпан на рубеже 60-х – 70-х годов прошлого века.
Вот как описывает ситуацию рубежа 60-х – 70-х применительно к США, но это описание можно распространить на страны Западной Европы и СССР, Эдвард ФЕЛПС в книге «Массовое процветание. Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений»: «Однако когда инновации отсутствуют или слабы, сбережения обеспечивают все меньший прирост производительности, так что экономике не удается перерасти богатство, созданное сбережениями. Причина спада и сопутствующего ему недовольства заключалась, следовательно, в устойчивом и по-прежнему превалирующем замедлении совокупной производительности факторов производства, известной также в качестве многофакторной производительности. И это замедление можно связать только с сокращением внутренних инноваций, поскольку низовые инновации, а не научные открытия, были главным источником инновационности в Америке с 1830-х годов до 1960-х годов. Спад в области инноваций сопровождался утратой тех выгод от вовлеченности в экономику, которые стали возможными благодаря инновациям. Когда в определенный регион приходит процветание, наибольшую выгоду от этого получают маргинальные работники и маргинальная собственность. Точно так же от депрессии больше всего страдают маргинализированные слои общества, а не богатые и привилегированные».
Требовался новый технологический рывок, а государство, да и крупные корпорации, просто не знали, в каком направлении двинутся. Наступила пора, когда государство больше не могло брать на себя инвестиционные риски – издержки для него становились слишком высокими. Государство должно было уступить дорогу в поисках нового частной инициативе. Мавр, т.е. государство, сделал свое дело – поднял уровень экономического развития и общественного благосостояния до такой степени, что частный сектор уже мог принять на себя риски инвестиций в инновации.
…Мавр должен уйти
Раз государство уже больше не справляется со своей ролью стимулятора экономического роста, оно должно уступить место частной инициативе. Именно с такой идеей и вступила на пост премьер-министра в 1979 году Маргарет ТЭТЧЕР. «Центральным пунктом экономической программы Тэтчер стал монетаризм, предполагавший строжайший контроль денежных потоков и всемерное сокращение затрат на общественную сферу — вместо того британцам предлагалось изыскивать пути для «самопомощи». Зато энергично приветствовались инвестиции и конкуренция между предприятиями. Монетаристская политика предусматривала также широкое развитие частного предпринимательства» (К. ДЭНИЕЛ. Англия. История страны).
Маргарет Тэтчер провела массовую приватизацию, закрыла убыточные предприятия, сократила налоги, попыталась сократить государственные расходы и получить при этом бюджетный профицит.
Это привело к определенному экономическому успеху – выше на графике 1 мы видим, в десятилетие Тэтчер (1981-1990 годы) среднегодовые темпы душевого роста ВВП были выше, чем в предшествующие десятилетия.
На ее же период премьерства пришелся и самый значительный рост личного подушевого потребления (смотрите график 2).
Но успех пришел не от сокращения налоговых поступлений - на самом деле они даже выросли, что видно на графике 3.
Успех пришел от поощрения частной инициативы.
Косвенными признаками роста частной инициативы может служить рост капитализации компаний, зарегистрированных на бирже: если в 1980 году она составляла 6,4% ВВП, то в 1989 году, когда Тэтчер ушла с поста премьера, капитализация составляла уже 87,9% ВВП.
Другой косвенный признак – рост внутренних кредитов частному сектору. Если в 1979 году этот показатель был равен 25,9% ВВП, то в 1989 году – 102,9% ВВП.
Но рост частной инициативы не трансформировался в рост инвестиций в основной капитал – расходы ВВП на образование капитала при Маргарет Тэтчер были ниже, чем в предшествующее десятилетие (смотрите график 4).
Во-первых, Великобритания уже не могла конкурировать в традиционных отраслях с «восточноазиатскими тиграми». Не могла конкурировать и в новых отраслях, таких как информационно-компьютерные технологии.
Великобритания стала специализироваться на услугах, в первую очередь финансовых. Подтверждением этому служит и рост капитализации зарегистрированных на бирже компаний, о чем писалось выше, и объемы торгов с акциями: если в 1979 году стоимость проданных акций составляла 5,83% от ВВП, то в 1989 году уже 34,25% от ВВП. Свою роль сыграла приватизация, когда акции государственных компаний продавались не в одни руки, а как-бы «распылялись»: акции мелкого достоинства распродавались широким слоям населения, причем преимущественным правом на их покупку пользовались работники приватизируемых фирм. С 1980 по 1987 год число акционеров увеличилось с 2 до 9 млн. человек (М.В. КОНОТОПОВ (ред.) Экономическая история мира).
Другое направление – это развитие малого бизнеса и поощрение самозанятости. При Тэтчер были приняты специальные программы поддержки малого и микро-бизнеса. Доля занятых в них составляет примерно 44% от общего числа занятых.
Годятся ли рецепты Маргарет Тэтчер для Казахстана, есть ли что-то полезное и применимое у нас? Об этом поговорим в следующей заметке.
Фото: Banco.az.