Впечатлившие меня в путешествиях заборы, арки и ворота
Написала недавно заметку про старые городские заборы.
И тут же прилетело от друзей-знакомых: "А почему ты не рассказала про каменные столбы Казанского собора? Почему не вспомнила другие старые заборы Алматы? И вообще – почему ты решила городом ограничиться? Что, в других местах интересные-старые заборы не водятся?"
Водятся, и еще как!
Исправляюсь. Попытаюсь вспомнить впечатлившие меня в путешествиях заборы, арки и ворота – это все ограда в той или иной степени.
Для начала показываю почти всем нам хорошо знакомый каменный столбик, который стоит сейчас в виде экспоната на территории Казанского собора Алматы. Но это сейчас экспонат. А когда-то столб был частью изгороди. В каменные пазы вставлялись деревянные жерди. Получалось "два в одном" - и изгородь, и коновязь. И красиво, и практично…
На снимке - предположительно Софийская церковь Больше-Алматинской станицы. Увидела эту фотографию с описанием у Владимира ПРОСКУРИНА. Здание это было перестроено из молитвенного дома, а 14 ноября 1858 обращено в церковь во имя Св. мученицы Софии и трех ее дочерей – Веры, Надежды и Любови: " ... в станице воздвигнут обширный каменный храм, на той же самой четырехугольной площади, окруженной рощею, где и была деревянная церковь. Некоторое время остававшаяся во время постройки внутри нового храма. Эта деревянная церковь перенесена теперь в Малую станицу... и названа Казанско-Богородской", - писал Павел Матвеевич ЗЕНКОВ, который был назначен руководителем переноса.
Забор вокруг Малостаничной церкви, видимо, установили такой же как на снимке. Фотографии этой церкви с забором я не нашла…
Но точно знаю, что в XIX веке территория церкви была гораздо больше, чем сейчас. В советское время ее сильно урезали, а старую изгородь снесли.
Куда делись каменные столбы – неизвестно.
Но подозрительно похожие я видела на заброшенном Малостаничном кладбище… Такой же камень, те же пазы, даже размерами похожие на пазы в столбах церковной ограды…
А теперь я "выхожу" за алматинские заборы – выхожу!
И отправляюсь в Жаркент. Расскажу сразу о нескольких исторических заборах.
Самый старый – это крепостные стены Жаркента. Точнее, то, что от них осталось. Этот "забор" - весьма убедительное доказательство древности города: такие глиняные оборонительные стены характерны для средневековых городов Центральной Азии. Город этот был известен еще в конце X века, здесь проходил Великий шелковый путь. И археологи время от времени находят тут курганы различных форм, остатки христианско-несторианских и мусульманских памятников, относящиеся к древней и раннесредневековой истории Семиречья, предметы быта X-XII веков.
Кстати, рядом с Жаркентом встречаются и другие сохранившиеся части крепостных стен, "заборов". Они уже осели под действием времени, заросли кустарником и деревьями, но разглядеть их можно…
А самый интересный "жаркентский" забор - вокруг знаменитой "китайской" мечети. Мечеть вызывает неизменный восторг и восхищение каждого, кто ее видит. Яркая конструкция, изящная, легкая. "Летящая" крыша напоминает о китайских пагодах. Искусная резьба и роспись, галерея с цилиндрическими колоннами без капителей, большой карниз… Сейчас здесь музей – все понимают, что это уникальная постройка и ее обязательно надо сохранить для потомков. Говорят, что в мире всего три таких - в Кульдже, в Шанхае и здесь, в Жаркенте. Немного похожа на жаркентскую (из того, что я видела) дунганская деревянная мечеть в Караколе (Кыргызстан), но та гораздо меньше. И еще есть мечеть Бэйгуань в китайской провинции Ганьсу – в ее архитектуру тоже вкраплены буддийские мотивы, которые так отличают Жаркентскую мечеть.
Построена мечеть была в 1892 году. Забор, западная его сторона, куда обращены были лицом молящиеся, тоже строилась в конце XIX века. Так что забор этот тоже историческая ценность, музейный экспонат. Жаль, что посетители музея, ослепленные и пораженные красотой уникального здания, на забор и не глядят. Им после насыщенной информацией экскурсии не до заборов. А если бы смотрели, то увидели бы витиевато-декоративное оформление цоколя, которое очень украшает глухую кирпичную кладку.
В поселке Узынагаш сохранился забор примерно 1892 года постройки. Ограждал он тогда первую узын-агашскую церковь. Точнее, вторую, первая была разрушена во время землетрясения 1887 года. Но кирпичный фундамент уцелел, и на нем в 1892 году был возведен новый храм. В советское время его закрыли, в 1970-е разрушили… Сейчас на месте церкви стоит школа. А вокруг нее – старый кирпичный забор. Старые в нем только столбы, конечно, "наполнение" уже современное. Но радует, что хотя бы они уцелели.
Этот забор в поселке Каргалы тоже помнит "царя Гороха". За забором со старыми железными воротами скрывается разрушенные цеховые помещения Каргалинского суконного комбината. Когда-то предприятие было известно на весь СССР, в 1980-х предприятие ежегодно выдавало 3 млн метров ткани, на нем трудились около 3 тысяч человек, для которых недалеко от производства была создана вся необходимая инфраструктура. Начало производства положили сыновья верненского купца Григория ШАХВОРОСТОВА (о нем вот тут – Хроники Верного. "Секретные материалы" из старой папки) в 1909 году. Ну, а конец этого производства мы видим прямо сейчас – завод не работает, здания ветшают…
Есть еще у меня небольшая коллекция заборов из города Петропавловска. Самый старый – кирпичный. Сейчас это уже не забор, а так – фрагмент. Хотя возможно это был и не забор, а дом – очень уж массивна кирпичная кладка... Стоит этот кирпичный фрагмент недалеко от храма Петра и Павла, а это самый старый из сохранившихся в Петропавловске храмов, он был построен в 1821 году. И с этим храмом связана одна "заборная" история, которую рассказал мне петропавловский священник Михаил Березин:
"Как рассказал нынешний настоятель собора, а тогда прихожанин и школьник - прямо за забором храма стояла пивная, куда в первую очередь завозилось пиво (видимо, с целью атеистической пропаганды). Место это было пристанищем для многочисленных, так сказать, отдыхающих со всей округи. Причём с ними, этими самыми отдыхающими, связывается обрушение части исторического забора собора (относящегося, кстати, к середине XIX века). Строение просто не выдержало массовое и систематическое удовлетворение "естественных потребностей" у своего фундамента".
Вот такая история, смешная и грустная одновременно. Исторического забора город, увы, лишился. Но получил новое здание: в 1990-х здание закрывшейся "пивнушки" было выкуплено собором и на его месте построена воскресная школа.
А вот эти расписные заборы – современные, но родом все равно из позапрошлого века. Целая улица в Петропавловске оформлена по мотивам сказок Петра Ершова, создателя "Конька-Горбунка".
В детстве он жил в Петропавловске, и, как считают краеведы, именно петропавловские яркие ярмарки, верблюды, скакуны и ослики стали основой для образа сказочного конька с двумя горбами на спине. А живость петропавловских ярмарок, с буйством красок и веселыми народными гуляниями вдохновили Петра Павловича на написание знаменитой сказки. А сказка вдохновила современных жителей города на создание ярких заборов и ворот в стиле ершовских произведений.
Кызылорда. Нежно люблю этот город. Люблю его за смелую яркость домов, за особенно сочный юмор жителей, за душевность и открытость. В городе много старых зданий, но не периода 1820 года, когда он был основан, а несколько позже, когда тут появилась железная дорога и вокзал.
Самый типичный забор и фасад дома того периода выглядит вот так – с псевдоколоннами и прочими архитектурными излишествами. Очень колоритно и основательно.
Но самый любимый мой кызылординский забор выглядит совершенно иначе – воздушно и изящно. Помню, как я была поражена, увидев эту арку – вход в парк железнодорожников. Я не нашла информации, когда и кем был создан парк. Но видела старое фото, где эти ворота уже стоят. Подозреваю, что арка – ровесница здания филармонии, рядом притулившегося. Этот исторический объект построен в 1924-м году. Филармония въехала сюда позже – в 1970-м, а до этого был клуб железнодорожников, один из самых распространенных в СССР рабочих клубов 20-х годов XX века. Построено из жженого кирпича. Ядром композиции и тогда, и сейчас является зрительный зал, в котором соединены фойе и различные клубные комнаты. Здание находится в Государственном списке памятников истории и культуры местного значения.
А покосившиеся ворота "Мамочкиного кладбища", что недалеко от Карлага в Карагандинской области, символизируют трагический период нашей истории. В нескольких километрах от Музея памяти жертв политических репрессий - здания бывшего управления Карлага - захоронены дети и их матери - узницы Карлага, умершие в 1930-1940-х годах.
Неподалеку в поселке располагался "мамочкин дом", где содержались дети репрессированных родителей. Мало кто из них выжил – условия содержания были ужасные. Некоторые дети и их матери умирали во время родов, от болезней в самих бараках. Количество умерших не известно до сих пор… "Мамочкино кладбище" - небольшое поле с маленькими железными крестами, воткнутыми в землю. Издалека их почти не видно. Только подъехав ближе, можно увидеть табличку с названием кладбища. Не прочитав ее, ни за что не догадаешься, кто здесь захоронен.
А вот за этой, казалось бы, обычной металлической оградой находится героическо-научная часть истории Казахстана и всего постсовесткого пространства. Это пусковая площадка на космодроме "Байконур", с которой 12 апреля 1961 года впервые в мире стартовал космический корабль "Восток" с лётчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем ГАГАРИНЫМ на борту.
Ее так и называют – "Гагаринский старт". Ну или Площадка № 1. Весной, когда проходил очередной ракетный запуск, мы были в Байконуре и нам повезло пройтись экскурсией по "космическим" местам. На саму площадку "Гагаринского старта" нас не пустили, она сейчас закрыта для посещений, но через забор мы ее все-таки увидели.
Уфф… Конечно, это не все памятные и интересные заборы, что встречались мне в жизни. Все можно поместить в разве что огромную толстую книгу. А эти заборы запомнились по поездкам и путешествиям прошлого года. И когда я вижу эти не очень качественные (простите!) фото, я вспоминаю не только свое путешествие и эмоции, с ним связанные, но и кусочек истории, имеющий отношение к самому забору.
Ну а напоследок - забор из ущелья Каргалы. История его мне неизвестна, а запомнился он добрым советом. "Сомневайся в ком угодно, но только не в себе, ага!".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!