Небольшие комментарии к совещанию по эпидемиологической ситуации в стране
В понедельник, 19 июля, глава государства провел совещание по эпидемиологической обстановке в стране. Справедливости ради надо признать, что выступление К.К. ТОКАЕВА было максимально откровенным и объективным. Было признано, что в стране складывается крайне неблагоприятная ситуация: "В последнее время число зараженных коронавирусом резко возросло. Ежедневно регистрируется более 5 тысяч больных. Неделю назад мы рассматривали этот вопрос на расширенном заседании правительства. Тогда правительство заявило, что мы держим ситуацию под контролем. Но, к сожалению, ситуация не улучшается. Наоборот, ситуация ухудшается. Особенно сложная ситуация в столице. Большая часть регионов находится в красной зоне. Число больных, находящихся в тяжелом и особо тяжелом состоянии, увеличивается с каждым днем. Самое печальное, что мы теряем своих граждан".
В своих предыдущих заметках (Казахстан провалил экзамен на тоталитаризм и Чем свободнее пресса, тем выше темпы вакцинации) автор обратил внимание на две проблемы: слабость, неадекватность сложившейся обстановке, системы государственной пропаганды и неэффективность системы государственного управления. Посмотрим, какое отражение нашли эти проблемы в выступление президента страны.
1. Слабость государственной пропаганды
Оценка главой государства ситуации с вакцинацией: "Первым компонентом привита почти половина подлежащего вакцинации населения – это чуть меньше пяти миллиона человек, 49%. Однако несмотря на хорошую динамику, в разрезе регионов ситуация неоднозначная – от 39-процентного охвата вакцинации в г. Шымкенте до 13-процентного в Мангистауской области. В Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях этот показатель составляет 23%. Следует говорить предельно откровенно – ситуация, как я уже говорил, крайне тревожная (…) В работе с людьми, нежелающими вакцинироваться, нужно применять дифференцированный подход. Эта группа далеко не однородна. Причины отказа от вакцинации самые разные. Среди таких людей много и колеблющихся. Надо всеми средствами, в том числе через социальные сети, убеждать их (…) Министерству здравоохранения совместно с министерством информации и общественного развития следует провести независимый социологический опрос в разрезе регионов. Нам нужно четко понять, кто такие антиваксеры, иметь их полный социологический портрет. Правоохранительные органы также должны подключиться к этой работе. Потому что слишком много конспирологии и откровенно антигосударственных действий. На этой базе нам нужно выработать соответствующие совместные меры по выправлению ситуации".
В целом все верно. Единственное, что непонятно, причем тут правоохранительные органы? К примеру, известный российский режиссер Н. МИХАЛКОВ запустил теорию о том, что в вакцине содержатся жидкие чипы для поддержания сети 5G. И нашлись у нас в стране люди, которые ему поверили. И что, теперь наши правоохранительные привлекут к ответственности его? Или тех, кто в силу собственной малограмотности и отсутствия критического мышления поверил ему? Тут уж скорее, систему образования надо привлекать к ответственности.
Много фейковых слухов о тяжелых побочных эффектах после вакцинации. Автор получил оба компонента вакцины. Но никто, ни разу, что после получения первого компонента, что после получения второго компонента, из системы здравоохранения не поинтересовался о том, какие осложнения вызвала вакцинация. Раз уж пошла об этом речь, скажу, что после первой прививки в течение двух дней была сильная слабость и легкое головокружение. После второй прививки вообще никаких осложнений.
Минздраву уже давно следовало провести поголовный опрос вакцинированных по осложнениям, с разбивкой по типам вакцин и регионам, и публиковать результаты ежедневно. Уже есть большая и репрезентативная база. Анализ данных мог бы стать сильных контраргументом против теорий фатальных побочных эффектов. Это простое, в том числе с технической точки зрения, решение. Но ничего не сделано.
Автор в предыдущих заметках говорил о том, что для продвижения вакцинации необходимы независимые СМИ. И не потому, что, если независимые СМИ опубликуют материалы о необходимости вакцинации, то им поверят больше, чем государственным. Во-первых, они и так публикуют. А во-вторых, что важнее, им все равно не поверят, потому что население не очень верит в их независимость. По-настоящему независимые СМИ необходимы для размещения позиции противников вакцинации. Прямо сейчас никто из популярных средств массовой информации на это не решится – сразу придут правоохранительные органы и прикроют издания. Но массовое и публичное изложение своей позиции противниками вакцинации важно, потому что тогда становится возможной открытая и честная дискуссия, когда каждая из сторон сможет привести свои аргументы. Надо верить в свой народ, в то, что он, несмотря на все пробелы в системе образования, сможет разобраться с аргументами и понять, какие из них весомые, а какие легковесные и фейковые. Но у нас нет независимых СМИ, готовых организовать такого рода дискуссии (никому не хочется быть закрытым).
2. Неэффективность государственного управления
Президент страны в своем выступление привел немало примеров решений государственного аппарата разных уровней. При этом, речь шла не о единичных случаях, а о системных и систематических недостатках.
По работе органов здравоохранения.
"Это проблема нехватки вакцин в регионах. В частности, в г. Алматы, по данным на 16 июля, остаток первой дозы вакцины зафиксирован на уровне однодневного объема вакцинации, то есть примерно чуть меньше 7 тысяч доз. При этом в ряде регионов при средних темпах вакцинации остатки в десятки раз больше алматинских".
"Выявлены многочисленные факты нарушения температурного режима хранения вакцин – примерно до 30% прививочных пунктов. Это стало причиной снижения эффективности ее действия".
"Денсаулық сақтау жүйесінің бір қалыпты жұмыс істеуін қамтамасыз ету қажет. Өкінішке қарай, осы мәселеде олқылықтар аз емес. Менің тапсырмам бойынша өңірдегі денсаулық сақтау нысандары тексерілді. Оның нәтижесі көңіл көншітпейді. Жаңадан салынған модульді жұқпалы аурулар орталықтары ғана стандарттарға сай келеді". (Необходимо обеспечить нормальное функционирование системы здравоохранения. К сожалению, пробелов в этом вопросе немало. По моему поручению проверены объекты здравоохранения в регионах. Результаты неутешительны. Только вновь построенные модульные инфекционные центры соответствуют стандартам).
"При приобретении оборудования не был предусмотрен закуп необходимых для их работы расходных материалов. В итоге высококлассное оборудование либо простаивает, либо работает с нарушением требований инфекционной безопасности".
"Нередки случаи, когда скорая помощь также приезжает без необходимого оборудования. В результате теряется драгоценное время на спасение пациента".
Внедрение системы Ashyq.
"Имеется информация о том, в частности, что включение объектов предпринимательства в списки, использующих Ashyq, достаточно долгий бюрократический процесс. Это несмотря на то, что оператором системы является палата предпринимателей "Атамекен".
Оценка региональных властей.
"Пандемия стала своеобразным экзаменом для руководителей регионов. К сожалению, этот экзамен, как минимум, половина акимов в лучшем случае сдают на "тройку".
"Несмотря на выявленные факты, регионы продолжают рапортовать о высокой оснащенности отделений для лечения тяжелых пациентов. Это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны акиматов и Правительства либо о желании приукрасить ситуацию. Такая ситуация недопустима".
Раз речь зашла о системных проблемах, то надо сказать, что в рамках Экономики как науки, Кибернетики, Теории информационных потоков и Теории систем уже давно создана научная база, объясняющая природу неэффективности государственного управления и дающая рекомендации, как ее исправить. Причем, речь идет о научной базе, потому что теоретические выкладки базируются на практическом опыте, многократно подтверждавшем верность теории.
Наука говорит, что в жесткой иерархической системе управления, как у нас в стране, действуя в условиях ограниченных ресурсов, органы государственного управления занимаются не поиском эффективного решения проблемы, а поиском способов переложить ответственность на другого. Вышестоящие органы дают распоряжение нижестоящим: выполнить во чтобы то ни стало, вы персонально отвечаете за решение проблемы. Нижестоящие отвечают: мы бы рады, но, во-первых, нам не выделено достаточно ресурсов, а во-вторых, есть и другие объективные причины, почему мы не в состояние решить проблемы.
Не решение проблемы, а умелое перекладывание ответственности, создание алиби на случай провала, является главным искусством бюрократа в таких жестких иерархических системах. И потому мы имеем те проблемы, которые привел в своем выступление президент страны.
Решение - большая самостоятельность органов государственного управления и политическое разнообразие. Большая самостоятельность лишает возможности отговориться объективными причинами, побуждает самостоятельно изыскивать дополнительные ресурсы, в том числе, прибегая к поддержке Общества. Призыв к Обществу помочь стране в трудные времена – это табу для нашей политической системы, потому что, когда Общество помогает государству, неизбежно появляются независимые от государства влиятельные общественные организации, которые будут обладать самостоятельной политической силой.
Поэтому, политическое разнообразие необходимо для того, чтобы иметь возможность обращаться за поддержкой к Обществу. Во-вторых, политическое разнообразие создает стимулы для бюрократов искать эффективные способы решения стоящих перед ними проблем. Дело в том, что политическое разнообразие расширяет возможности для карьерного роста, что и есть очень важный стимул.
3. Цена неэффективности управления
Президент страны честно озвучил цену, которую платит страна за то, что проблемы не решаются или решаются с большим опозданием: "С учетом перепрофилирования коек в ковидные упускается драгоценное время для проведения плановых операций. В результате растет число пациентов с запущенной патологией, увеличивается летальность. А это гораздо более низкие шансы на успешный исход лечения и большие ресурсы, затрачиваемые на лечение. По итогам первого полугодия сохраняется высокая материнская смертность. За 6 месяцев этого года скончались 57 женщин, за 6 месяцев прошлого года – 54 женщины. Почти на 30% выросла смертность от болезней системы кровообращения, в том числе от гипертонии умерло в 1,5 раза больше человек, от стенокардии – в 2,5 раза больше".
Но без решения фундаментальных проблем, о которых говорилось в этой заметке, дело, если и сдвинется с мертвой точки, то с большим трудом и очень медленно.
Фото: DW.