Не успели мы выйти из бензинового кризиса, как Минэнерго предупреждает о новом дефиците - на сей раз дизельного топлива
В среду, 8 ноября, в магазине «Меломан» в астанинском «Керуен Сити» я презентовал свою книгу «Чёрная кровь Казахстана», посвященную четвертьвековой истории нефтегазовой отрасли страны.
После небольшого вступительного слова модератор встречи объявил режим «свободного микрофона» и предложил всем желающим задавать вопросы о работе над книгой, её предыстории и героях.
Вопросы действительно посыпались один за другим. Но большинство их них были не об истории создания книги, а касались тем, которые волнуют сейчас всех и каждого.
Почему, добывая 80 миллионов тонн нефти, Казахстан уже в течение нескольких месяцев никак не излечится от лихорадки топливного кризиса?
Почему модернизация наших нефтеперерабатывающих заводов длится уже 9 лет и конца и края ей не видно?
Нужен или нет всё-таки стране четвертый НПЗ: глава государства говорит, что да, и поручает правительству его построить, а чиновники Минэнерго уверяют, что справимся и без него?
Почему мелким сетям АЗС в регионах фактически невозможно получить объёмы бензина и дизтоплива для реализации, минуя цепочку посредников, каждый из которых накидывает на оптовую цену свой тенге-другой?
Я, конечно, в пределах своей информированности попытался удовлетворить интерес пришедших на встречу людей, но тут же вслух предположил, что логичнее было бы задать эти вопросы не нефтегазовому журналисту, а хотя бы председателю правления национальной компании «КазМунайГаз» или министру энергетики.
Впрочем, если господину МЫНБАЕВУ сейчас не до того, то, может быть, на эти вопросы мог бы ответить кто-нибудь из его многочисленных заместителей, в число которых входят: четыре исполнительных вице-президента, четыре обычных вице-президента и один старший вице-президент?
Ровно год назад, отвечая на критику неэффективности работы национальной компании, ее шеф Сауат Мынбаев говорил в интервью одному из казахстанских интернет-порталов: «С начала 2015 года мы реализуем программу масштабных преобразований, основанную на лучших мировых практиках и касающуюся всех уровней системы НК «КазМунайГаз». Сегодня «КазМунайГаз» фактически представляет собой холдинговую компанию, имеющую в своём составе субхолдинги. Каждая из этих дочерних компаний работает в соответствии с собственной стратегией. Это неэффективный подход. В результате трансформации корпоративный центр КМГ будет иметь прямое влияние на деятельность дочерних и зависимых компаний, оперативно принимать решения, влияющие на результаты».
Походит к концу второй год трансформации «КазМунайГаза», и результаты этого процесса каждый казахстанец в последние два месяца ощутил на себе.
Не успели мы выйти из бензинового кризиса, как Минэнерго предупреждает о новом дефиците - на сей раз дизельного топлива.
За несколько часов до вчерашней презентации книги Министерство энергетики разослало в средства массовой информации пресс-релиз, в котором говорится: «По информации генерального директора Павлодарского НХЗ…, на заводе уже несколько недель не работает установка производства водорода, необходимого для выработки дизельного топлива. Её ремонт может затянуться до середины декабря, что за собой может повлечь дефицит дизтоплива в стране».
На сегодняшний день, несмотря на красивые лозунги о трансформации, над обычной маленькой заправкой под брендом КМГ стоит целая вертикально интегрированная структура кураторов и начальников: ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», над ним АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», еще выше – АО «Нацкомпания «КазМунайГаз» – и как венец человеческого разума – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
Летом всей этой ораве талантливых управленцев даже и не пришло в голову, что прежде чем останавливать на ремонт два из трёх нефтеперерабатывающих заводов в стране, стоит сделать хотя бы месячный запас топлива во избежание дефицита и ажиотажа на АЗС.
Примерно такая же вертикальная интеграция, исключая разве что из цепочки «ҚазМұнайГаз Өнімдері», девятый год согласовывает технические и финансовые аспекты модернизации наших НПЗ и курирует их воплощение в жизнь.
И пока весь этот вертикально интегрированный бардак не будет приведён в чувство, кризисы нас не покинут.
И, думается, тут не обойтись увольнениями обычных директоров НПЗ.
О других парадоксах нефтегазовой отрасли вы можете прочитать в книге Олега ЧЕРВИНСКОГО «Чёрная кровь Казахстана», которая продаётся в магазинах «Меломан» и MARWIN в городах Алматы, Астана, Актобе, Атырау и Актау, а также в интернет-магазине «Меломан» с доставкой в любой город республики.