Расследование Ratel: почему цены на автозаправках все последние годы движутся только в одну сторону – вверх
Один мой знакомый, автовладелец, научился безошибочно прогнозировать, когда на заправках будет дорожать бензин. Секрет прост: он заправляется не за наличные, а покупает в одной из крупных сетей АЗС талоны на 400-500 литров сразу. Те, кто практикует такой же метод, знают, что на каждый талон продавцом ставится штамп с предельной датой, до которой его надо использовать. Так вот, если талоны штампуют сроком на 2-3 месяца, говорит мой знакомый, значит, цены будут стабильными. А вот если срок действия талона сокращается до 30 дней – жди повышения.
Метода не подводила ни разу.
Мировой рынок нефти последние два года лихорадит, цены то срываются в крутое пике, то отыгрывают назад. Арабские шейхи и министры энергетики стран ОПЕК летят то в Доху, то в Вену, где ищут способы ограничить добычу и подтолкнуть цены вверх.
У нас же в Казахстане все тихо и стабильно: цены на бензин на заправках все последние годы движутся только в одну сторону – вверх.
Тем удивительнее новости, приходящие со Старого и Нового света.
В начале июня статистические органы Польши, практически на 100% зависимой от импорта нефти, зафиксировали снижение цены на бензин и дизтопливо седьмую неделю подряд.
В США в течение мая ценники на заправках меняли практически ежедневно, и каждое утро цифра была ниже, чем накануне вечером. А в январе прошлого года, когда мировые цены на нефть были на дне, в Америке случился и вовсе курьез: цена на бензин на одной из заправок в штате Мичиган упала ниже 10 центов за литр (что по текущему курсу составляло около 38 тенге). Это самая низкая цена за последние 10 лет, которую эксперты объяснили настоящей ценовой войной между местными заправками.
Нам подобная война не грозит. Причина – отсутствие конкуренции в сфере реализации ГСМ и блокирование доступа к ресурсам для малых и средних АЗС, уверен директор Ассоциации независимых реализаторов ГСМ Южно-Казахстанской области «Ынтымак» Арыстанбек ЖУМАБЕК, пришедший в редакцию Ratel.kz с увесистым пакетом документов. В толстой папке – многолетняя переписка с государственными органами и крупными реализаторами бензина и дизтоплива: обращения от ассоциации с требованием обеспечить доступ к производителям нефтепродуктов и полученные в ответ отписки.
125 субъектов малого и среднего бизнеса Южно-Казахстанской области, занимающиеся реализацией ГСМ в розницу, объединились в ассоциацию в 2011 году, поняв, что в одиночку победить систему невозможно. Заправки членов ассоциации «Ынтымак», как правило, стоят в шаговой доступности к потребителю, и в большинстве своем в сельской местности, в отдаленных аулах, а часто и в таких забытых и небом, и людьми местах, куда никакой «Гелиос» и «КазМунайГаз» никогда не пойдут по причине нерентабельности. Закрой такую заправку – и владельцам авто придется ездить за бензином за 200-300 километров.
Как известно, в Казахстане сегодня нефтепродукты производят всего три нефтеперерабатывающих завода: один на западе – в Атырау, другой на севере – в Павлодаре и Шымкентский – на юге. Так как одной из весомых составляющих в конечной цене бензина является железнодорожный тариф, практически единственным доступным источником ГСМ для всех АЗС в южном регионе является компания ТОО «Petrosun», торгующая бензином Шымкентского НПЗ.
Руководитель ассоциации Арыстанбек Жумабек уверенно заявляет: «На сегодняшний день на оптовом и розничном рынках Южно-Казахстанской области отсутствует добросовестная конкуренция, автозаправочные станции субъектов малого и среднего бизнеса испытывают давление со стороны монополистов и постоянный острый дефицит ГСМ».
По словам руководителя общественного объединения, на рынке существует сговор между оптовым продавцом ГСМ и узким кругом крупных игроков. Эти 4-5 компаний фактически устанавливают и держат согласованные цены на заправках в области, выдавливая мелких продавцов на «черный рынок».
«Мы от лица всех 125 членов Ассоциации не просим для себя каких-либо преференций в виде сниженных цен или каких-то квот, мы требуем просто цивилизованных отношений на рынке ГСМ и равного доступа к ресурсам для всех игроков, независимо от того, крупная это сеть или состоящая из 2-3 заправок, стоит за ней серьезный агашка или нет», – говорит Арыстанбек Жумабек.
Он уверен, что подобная ситуация – не только в южном регионе, но и в целом в Казахстане, и готов доказать это с цифрами и фактами в руках. По его словам, весь рынок ГСМ в стране поделен между несколькими крупными игроками, вступившими в картельный сговор и не дающими возможности ценам складываться по рыночным законам.
На мой вопрос, что стало побудительным мотивом такого «бунта» в отдельно взятой области, где не очень-то принято выносить сор из избы, Арыстанбек Жумабек отвечает просто: «Времена изменились. И мы изменились. Мы не хотим больше молчать! Ведь нам не все равно, в какой стране завтра будут жить наши дети: в государстве, где верховенствует закон, или где все «двигаются по понятиям». И мы не одиноки – в этой борьбе нас поддерживают коллеги из других регионов. Ведь это наша общая проблема, всех казахстанцев».
Итак, Ratel.kz начинает собственное расследование, в ходе которого мы выясним, кто же те «короли бензинового рынка», которые на протяжении многих лет «стригут капусту» с автовладельцев и бизнесменов? Кому мы обязаны растущими ценами на бензин? И каким образом можно изменить такую ситуацию?
Фото: GazetaIrkutsk.ru.