Выводы, которые необходимо сделать нам всем, начиная, конечно, с властей
"Мы, алматинцы, удивительно раздолбайский народ: живем в одном из самых сейсмоопасных городов мира и очень мало об этом думаем. Вспоминаем, когда видим чужие трагедии, недолго об этом говорим и снова забываем. И так десятилетиями" - почти год назад после турецкой трагедии написал я. И, к сожалению, оказался прав. От злости хочется кусать локти… Нас ведь и собственный опыт по большому счету практически не учит.
У меня сейсмофобия, ни что меня не доводит до такого ощущения ужаса, кроме ходящей ходуном квартиры. Но ведь так должно быть у всех, кто живет в сейсмоопасных регионах, это как раз пример, когда лучше пере…, чем недо… . Первые выводы, которые необходимо сделать нам всем, начиная, конечно, с властей.
Необходимо КАТЕГОРИЧЕСКИ запретить перепланировку помещений без очень серьезной, профессиональной и открытой экспертизы. Формально она есть и всегда была, но что на самом деле? Мой дом на толчки той же силы сегодня реагирует сильнее, чем это было лет тридцать назад, до Эпохи Великих Ремонтов. Знаю дом, хрущевку 1960-х, где в каждом подъезде на первом этаже прошла перепланировка под офисные помещения. Как назвать людей, которые в нем живут? Обреченными? Таких примеров полно. Прорубались двери в торцовых стенах, сносились хором стены в квартирах, делались бассейны… "Не несущие стены сносить не опасно!". Может, в одной квартире не опасно, а если они в половине квартир снесены? В этой сфере необходимо в первую очередь наводить порядок. Учитывая традиционную инертность населения, госорганы должны провести пиар-работу с разъяснениями: если у вас в подъезде соседи что-то курочат, у вас есть полное право обратиться в надзорный орган за разъяснениями. Может быть, делать результаты экспертизы доступными онлайн.
Подозреваю, что в сфере надзора за качеством перепланировки у нас те же кадровые проблемы, что и во всех остальных технических сферах. То есть острейшая нехватка профессионалов. Значит, это должно стать одним из направлений образовательной политики государства. А пока, может быть, с помощью онлайн методов привлекать зарубежных специалистов, привлечь к ускоренному обучению молодежи тех стариков, что еще "в строю". Но это НЕОБХОДИМО делать.
Естественно, необходим жесткий контроль за проектными работами, качеством строительства новых зданий и сооружений и используемых стройматериалов. Это что называется – само собой, но как у нас с этим на самом деле? Не знаю. Может быть, ввести практику некоей публичной отчетности компаний-застройщиков по конкретным объектам?
Нужно очень серьезно и открыто обсудить вопрос застройки сейсмоопасных городов Казахстана. Я имею в виду ее плотность и этажность. Естественно, я прекрасно понимаю экономическую и социальную важность строительной индустрии: строительным компаниям надо зарабатывать и так генерировать рабочие места, стимулировать смежные отрасли. Но на кону потенциальная угроза тысячам жизней и, без натяжки, безопасность государства. Плюю три раза через плечо и делаю все остальные ритуальные действия, чтобы не дай Бог не случилось, но – если сильное, разрушительное землетрясение в одном, а то и в двух крупных городах? Помните площадь, которую "накрыло" в Турции? А у нас ведь в сейсмоопасной зоне находится практически весь юго-восток, частично юг и восток Казахстана. Пятьдесят рухнувших хрущевок не принесут такой беды, как десять новых высоток. Которые еще и упадут на соседние строения. Если уж строить высотки, то нужно выносить их как можно дальше из районов старой застройки, от крупных дорог, дальше от мест, где проходят геологические разломы. Вероятно, это нужно учитывать в стратегии развития городов. Но суперплотная застройка опасна не только эффектом домино при разрушении домов, есть еще один фактор. Мы практически не задумываемся, почему в наших городах большие площади отводились под дворы, почему практически везде были немалые палисадники. Старые строители рассказывали, что это не от бесхозяйственного отношения к пространству, а от того, что при Союзе учитывались возможные массированные разрушения от военных или стихийных бедствий. И предусматривалось пространство для подъезда и размещения спасателей, техники, скорой помощи. Как и для того, где размещать раненых и погибших. Представим (опять же – не дай Бог!) рухнувший микрорайон из новых высоток – там ведь недели уйдут, чтобы спасателям только подобраться к середине завалов.
На мой взгляд, осознание угрозы возможности разрушительного землетрясения должно отражаться и на стратегических планах развития государства в региональном аспекте: разумно ли, что бОльшая часть населения и экономического потенциала концентрируется в уязвимых регионах? Хотя, конечно, это крайне сложный вопрос.
Эта же проблема должна учитываться при планировании крупных инфраструктурных задач: в первую очередь надежными электросетями, автодорогами и водоснабжением должны быть обеспечены сейсмоопасные регионы. Речь не о том, чтобы лишить других благ цивилизации, но в нашем случае у нас самые опасные, они же и самые населенные. Функционирующая инфраструктура в случае стихии - это залог спасения тысяч жизней.
Кстати, необходимо учитывать при оценке возможного ущерба от землетрясений нарастающие проблемы с водой: при сильных разрушениях страдает система водоснабжения, а русла наших рек, и так небольших, могут быть засыпаны или стать непригодными из-за попадания в них мертвых тел.
Дальше. Реакция и готовность населения к стихии. С этим у нас тоже плохо. Минувшей ночью одни прыгали из окон, а другие выходили на улицу и ходили прямо вдоль домов (хотя, справедливости ради, если весь район застроен "океанскими лайнерами", куда пойти-то?). Почему не объясняют профильные ведомства элементарные правила поведения? Мне довелось оказаться во время ощутимых толчков в Таджикистане и на Кипре, так вполне адекватно люди себя вели. Какая-то разъяснительная работа у нас есть, сам года два назад водил сына на семинар в алматинском департаменте ЧС, и организовано было все вполне эффективно. Но этого мало. Нужна служба продвижения этих знаний, специалисты должны ходить по организациям, школам, вузам и рассказывать это. А посещать эти лекции люди должны в обязательном порядке.
Не знаю, в каком состоянии в Казахстане кинологическая служба, тот ее сегмент, который касается этой проблемы. Надеюсь, что и количественно, и качественно она достаточна.
Сегодня существуют датчики землетрясений, говорят, они вполне эффективны. Он крепится на стене и улавливает уже первоначальные, еще слабые колебания, которые всегда идут по нарастающей. Говорят, что звуковой сигнал датчика дает короткое, но время, чтобы сориентироваться и занять то место в квартире, которое нужно занимать при толчках. Может быть, профильным госорганам изучить эту тему и при положительных результатах начать внедрять эту практику в казахстанских городах?
Еще в 1990-х известный казахстанский инженер, специалист по контролю за качеством строительства Сергей СТАРКОВ предлагал создавать склады строительного инструмента в алматинских дворах. Склад должен был стоять опечатанным, но в случае разрушений жильцы могли, не дожидаясь приезда спасателей, начать разбирать разрушения с помощью этих ломов, лопат, носилок. Тогда на эту идею все реагировали одинаково: "разворуют до толчков". Может быть, теперь стоит над этой идеей подумать?
Понимаю, что услышу в ответ от многих казахстанцев, что это все идеи, может, и правильные, но абстрактные в наших реалиях, что о традиции административной практики и инерционность населения разобьется что угодно. Для иллюстрации можно вспомнить слова алматинского градоначальника, сказанные в 2012 году: "Да, мы все помним землетрясение, которое произошло в прошлом году 1 мая. У некоторых оно вызвало определенную панику. И это можно понять, потому что мы находимся в сейсмоопасной зоне. У нас есть для этого необходимые запасы всего". Тогда же его подчиненный разъяснил, что такое эти запасы: "За счет средств городского бюджета приобретено палаток на 12 тысяч человек, для тех, кто останется без крова. Есть два мобильных госпиталя на 2 тыс. человек и аварийно-спасательные комплекты для раздачи населению. Поэтапно планируется увеличить это до 60 тыс. мест для населения, которое может оказаться в зоне землетрясения".
Надеюсь, за прошедшее время ситуация в этом улучшилась, но со скепсисом сложно спорить. Однако, ведь есть в истории примеры, когда даже в не слишком эффективных, коррумпированных системах и власти, и население в этой теме брались за ум. К сожалению, эта наука и до них доходила ценой больших трагедий. Наверняка, не будучи специалистом, а будучи только сильно боящимся землетрясений человеком, я что-то в этой статье оценил неверно, а что-то упустил. Но, наверное, в целом сказанное вполне очевидно. Все эти меры должны как бы "стоять у порога" государственной политики, как "тревожный чемоданчик" в наших квартирах.
Фото: Ratel.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!