Экономическая либерализация ведет к размыванию авторитарной системы. А именно это так сильно и беспокоит многих консерваторов
На снимке: новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Приговор атырауским активистам: в чем ошибка власти?».
* Игра на политическом контрасте
* Doing Business по-узбекски
* Приманка для инвесторов
* Ловушка модернизации
В воскресенье, 4 декабря, в Узбекистане прошли президентские выборы, на которых победил Шавкат МИРЗИЁЕВ.
Игра на политическом контрасте
Экспертов интересовал не столько сам избирательный процесс в Узбекистане, который изначально имел формальный и неконкурентный характер, а сколько то, что будет со страной, когда Шавкат Мирзиёев избавится от приставки «и. о. президента».
Большинство исходит из того, что ожидать от нового главы государства политических реформ, направленных на либерализацию политической системы, не стоит. Хотя в предвыборной программе Ш. Мирзиёев первым направлением своей деятельности обозначил совершенствование системы государственного и общественного управления. И до выборов он сделал то, что неплохо бы иметь и в Казахстане.
Речь идет о расширении полномочий парламента через предоставление ему права проводить собственные расследования для изучения фактов или событий, посягающих на интересы государства. Понятно, что, как и в Казахстане, узбекский парламент - лишь инструмент в руках исполнительной власти, поэтому рассчитывать на независимые парламентские расследования вряд ли стоит. Но интересен сам факт появления такого инструмента, пускай и формального, в руках парламента одной из стран Центральной Азии.
Максимум, на что Ш. Мирзиёев сейчас может пойти, – это игра в демократию для повышения своей легитимности в глазах международного сообщества. И этой игрой увлечено большинство стран Центральной Азии. Но Ш. Мирзиёеву повезло: он может играть на контрасте. Ведь по сравнению с правлением Ислама КАРИМОВА, где гайки закручивались до предела, любое послабление воспринимается как шаг вперед.
Это чем-то напоминает ситуацию в соседнем Туркменистане. Там восстановление в правах балета, цирка и оперы президентом страны Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВЫМ после запретов его предшественника Сапармурата НИЯЗОВА тут же поспешили назвать признаками «оттепели». Хотя он лишь чуть повысил градус в политической морозилке.
Кстати, Г. Бердымухамедов с успехом продолжает играть на контрасте, несмотря на 10 лет во власти. В этом году он инициировал принятие новой конституции, чтобы продлить свое пребывание на посту президента. В основной закон были внесены косметические изменения, которые должны немного улучшить его имидж в глазах международного сообщества. В частности, они касаются разделения власти, прав молодежи и политического многообразия. Более того, в стране даже вводится должность уполномоченного по правам человека, который должен будет бороться со злоупотреблениями чиновников. Впрочем, туркменская конституция не делает пост омбудсмена независимым от исполнительной власти. Но для игроков в демократию подобные детали обычно не так уж и важны.
Узбекская политическая система также относится к «гибридной форме авторитаризма», в которой формальные и неработающие демократические институты соседствуют с политической монополией правящей элиты. И эту монополию пока никто оспаривать не намерен, если она гарантирует стабильность в стране, хотя бы на среднесрочной основе. Единственное, что может измениться, так это баланс сил внутри узбекской элиты, где Ш. Мирзиёев хоть и избавился от приставки «и. о. президента», но пока не лишился звания «компромиссной фигуры», чьи позиции сильны за счет поддержки других игроков в элите. Но как долго продержится этот внутриэлитный консенсус - трудно сказать, особенно после того как со сцены сойдет уже довольно пожилой глава Службы национальной безопасности Рустам ИНОЯТОВ.
В Туркменистане, например, Г. Бердымухамедову понадобилось всего несколько лет, чтобы избавиться от большинства из тех, кто помог ему прийти к власти, включая влиятельного начальника службы охраны президента Акмурада РЕДЖЕПОВА.
Doing Business по-узбекски
Не меньше вопросов возникает и по поводу заявлений Ш. Мирзиёева об экономической либерализации. Здесь число оптимистов чуть больше, чем в случае с либерализацией политической. Ш. Мирзиёев уже озвучил шесть принципов экономического развития страны, среди которых - сохранение макроэкономической стабильности и высоких темпов экономического роста, обеспечение устойчивости национальной валюты, укрепление банковской системы, консервативный и рациональный подход к внешним заимствованиям, недопущение чрезмерной долговой нагрузки на государство.
Кроме того, продолжится реализация программ по углубленной переработке редких и цветных металлов, развитию пищевой и химической промышленности. Также говорилось о необходимости расширения производства конкурентоспособной продукции и повышения экспортного потенциала как отраслей реального сектора, так и регионов республики.
Упоминалось и обеспечение надежной защиты интересов частного предпринимательства и субъектов малого бизнеса, а также создание новых рабочих мест в стране. В октябре этого года Ш. Мирзиёев даже подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».
Деловой и инвестиционный климат в Узбекистане, менее благоприятный, чем в Казахстане, долгое время позволял нашей республике лидировать в регионе. В рейтинге Всемирного банка Doing Business - 2017 Узбекистан занял 87 место, опустившись по сравнению с прошлым годом на пять позиций. А Казахстан занял 35 строчку, наоборот, повысив свой рейтинг на 16 пунктов.
На снижение рейтинга Узбекистана повлияло ухудшение таких индикаторов, как «Регистрация предприятий», «Получение кредитов», «Обеспечение исполнения контрактов» и др. В 2015 году Heritage Foundation даже причислила экономику Узбекистана к «несвободным» (160 место) из-за доминирования государства в экономике страны, коррупции и проблем с исполнением договорных обязательств и защитой прав собственности. К тому же в последние годы республику регулярно потрясали скандалы, связанные с деятельностью иностранных инвесторов, которые теряли собственность и вложенные инвестиции.
Впрочем, всё относительно. Например, известный экономист Эрик РАЙНЕРТ считает: «Из всех стран СНГ только Белоруссия сумела сохранить прежний экономический уклад и хороший экономический рост. Ее пример подтверждает простую и непреложную истину: лучше иметь не самое эффективное промышленное производство, чем не иметь промышленности вообще. А потому мой совет странам СНГ - не уничтожайте свою промышленность, даже если она недостаточно эффективна».
По такому пути пошел и Узбекистан, который сумел частично сохранить под контролем государства промышленный потенциал. Другой вопрос, что, пока «большой мир» живет в условиях четвертой индустриальной революции, в Узбекистане еще немало родимых пятен советской плановой экономики. То же самое касается и финансовой сферы.
По мнению Fitch Ratings, несмотря на кредитоспособность узбекских государственных банков, они находятся под давлением из-за ограничений на конвертацию валюты, директивного кредитования, слабого корпоративного управления и повышенных кредитных рисков, связанных с ограниченной финансовой прозрачностью большинства корпоративных заемщиков.
Приманка для инвесторов
Попытка сократить присутствие государства в экономике была предпринята еще при Исламе Каримове. В частности, еще в 2015 году для привлечения инвестиций власти начали приватизацию стратегических предприятий. Тогда инвесторам предложили разные льготные условия. Интересно, что в 2014-м Каримов даже предлагал продавать госдолю в таких предприятиях, в том числе по нулевой выкупной стоимости, с принятием инвесторами обязательств по созданию на их базе современных мощностей.
Также в Узбекистане был упрощен визовый режим для иностранных инвесторов и введен принцип «одного окна» при регистрации предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Предусматривалось право зарубежных инвесторов оставаться на территории республики на весь период существования их долей в ПИИ; получать многоразовую визу; после уплаты налогов свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности.
Узбекское руководство рассчитывало заинтересовать в первую очередь инвесторов из России, Японии и Китая. В стране уже работают 455 предприятий с участием китайцев, в том числе 70 - со 100-процентным китайским капиталом.
Все эти попытки улучшить деловой климат в стране предпринимались, когда Шавкат Мирзиёев был премьер-министром. Поэтому его нынешние инициативы - продолжение уже начатой политики. Отличие заключается лишь в том, что в этот раз серьезный акцент делается на поддержке малого и среднего бизнеса, а не только иностранных инвесторов.
Согласно указу, с 1 января 2017 года отменяются все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства. Также устанавливается запрет на уголовное наказание в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью. Более того, как и в Казахстане, в Узбекистане должен появиться бизнес-омбудсмен. А новым предприятиям с иностранным участием предоставляется право использования в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. То есть речь идет о гарантии налоговой стабильности. Все это чем-то напомнило усилия Казахстана по улучшению инвестиционной привлекательности страны, предпринимаемые с 2014 года.
Если новому руководству Узбекистана удастся хотя бы частично реализовать свои планы, это позволит ему составить реальную конкуренцию Казахстану. (Ведь даже Кыргызстан умудрился обогнать нас в развитии легкой промышленности только потому, что были созданы благоприятные условия для МСБ.) К тому же население Узбекистана почти вдвое превышает казахстанское. И рабочая сила дешевле, что также может привлечь инвесторов.
Один представитель западной нефтегазовой компании, работающей в Казахстане, несколько лет назад отметил: «По сравнению с некоторыми соседними странами Казахстан действительно более привлекателен для иностранных инвесторов. Однако если рассматривать Казахстан как конкурентоспособную единицу всего мирового сообщества, то существуют, конечно, гораздо более привлекательные и политически предсказуемые страны, которые «тоже быстро развиваются».
Пока в их число не входят наши соседи по Центральной Азии. Но если кто и способен бросить экономический вызов Казахстану в регионе, так это только Узбекистан. К тому же он более или менее спокойно переживает транзит власти, в то время как мы всё еще стоим на пороге этого периода, который многие инвесторы рассматривают как дополнительный политический риск.
Ловушка модернизации
Декларируемая в Узбекистане защита бизнеса не на словах, а на деле потребует изменения прежних правил игры между чиновниками и предпринимателями, где коррупция была способом кормления первых за счет вторых.
Конечно, Ш. Мирзиёев поручил до конца года подготовить закон о противодействии коррупции. Но коррупция в Узбекистане, как и в большинстве государств региона, обеспечивает лояльность бюрократического класса к правящей элите. И полноценные экономические реформы не получится провести без системной перезагрузки всего номенклатурного аппарата Узбекистана. Чтобы достичь его прозрачности и подотчетности обществу.
И если власть ставит перед собой задачу модернизировать страну, вывести ее на путь эффективной экономики, то главный ее союзник в этом продвижении и есть бизнес, который больше других заинтересован в некоррумпированном государстве и политической стабильности.
Экономисты КИФЕР и ШИФЛИ на основе анализа экономик 84 государств сделали вывод: «Лучше развиваются не те страны, которые богаты природными ресурсами, и не те, которые проводят правильную экономическую политику, а те, где существует устойчивая и прозрачная система правил».
Сегодня в Узбекистане есть риск нарастания противоречий между требованиями экономической модернизации и неспособностью политической системы их удовлетворять.
Ведь очень часто, хотя и не всегда, экономическая либерализация ведет к размыванию авторитарной системы. А именно это так сильно и беспокоит многих консерваторов. И пока неясно, чего больше в новом президенте Узбекистана - консерватора-популиста или реформатора-реалиста?
Фото: tass.ru.
***
Совсем не мелочь
В четверг, 8 декабря, в Национальной библиотеке РК частный фонд Досыма САТПАЕВА проводит презентацию новой книги Ермека ТУРСУНОВА «Мелочи жизни», главы из которой с марта этого года публикуются по субботам на сайте Ratel.kz.
Автор ответит на вопросы читателей и подпишет вам экземпляры своей книги, которая будет продаваться в фойе.
Вход бесплатный. Начало в 19.00.
Адрес: Алматы, Национальная библиотека РК, пр. Абая, 14 (уг. пр. Абылай хана), актовый зал, первый этаж.
Контактный телефон: 8 705 184 64 41.