У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успеет прижиться
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Латиница и тюркоязычный альянс».
В понедельник, 5 марта, на совместном заседании палат парламента президент озвучил несколько социальных инициатив, целью которых является попытка снизить рост социальной напряженности в обществе. Вот только жевать эти «пряники» довольно тяжело, когда во рту практически не осталось крепких «зубов».
Индикатор напряжения
После активной чистки публичного политического поля от оппозиционно настроенных движений, активистов и СМИ власти попали в ловушку собственной иллюзии полного контроля ситуации. Но протестные настроения никуда не делись. Они просто трансформировались либо в «диванную оппозицию», либо перешли в социальные сети, либо толкнули некоторых казахстанцев в объятия экстремистских и террористических групп. Иногда протестные всплески снова выходят в offline, как это было в 2016 году с «земельными» митингами.
А в последнее время популярным местом для проведения акций протестов стали отчетные встречи акимов с населением, которые оказались одними из индикаторов существующей социальной напряженности. Например, на недавней встрече акима Астаны Асета ИСЕКЕШЕВА некоторые его участники прямо в зале устроили маленький митинг. Аналогичная ситуация наблюдалась и на отчете акима ЮКО Жансеита ТУЙМЕБАЕВА. Вполне закономерный тренд. Всё чаще граждане пытаются использовать эти встречи для выражения своего протеста по тому или иному поводу. Их понять можно. При отсутствии возможности выражать свои настроения публично в других местах, без риска загреметь в каталажку, при отсутствии оппозиционных партий, общественных движений и СМИ, эти мероприятия остались единственным местом для прямого контакта населения и власти. И это несмотря на то, что в большинстве своем они уже давно трансформировались в театр победных реляций, с заранее одобренными речами и согласованными вопросами из зала. У большинства граждан других возможностей для прямого контакта с акимом, кроме таких встреч, практически нет (не считая попыток записаться на личную встречу). Но даже здесь они не вписываются в уже согласованный сценарий.
Новый протестный слой
Кстати, в этом году исполнится 10 лет с начала острой фазы финансово-экономического кризиса 2008 года. И за это время уровень жизни многих казахстанцев серьезно упал. Более того, некоторые из тех, кто до кризиса даже входил в средний класс, опустились на уровень уязвимых слоев населения, влившись в ряды многомиллионной армии «самозанятых», которых власть сейчас пытается легализовать.
«Контрольные выстрелы» в социально-экономическое благополучие граждан также нанесли несколько девальваций национальной валюты и рост инфляции, которая только в официальной статистике держится в коридоре 6-8%, а в реальности его размер намного шире. Именно поэтому новые социальные инициативы, по мнению властей, должны были реабилитировать «верхи» в глазах «низов», чтобы количество людей, считающих себя чужими на этом празднике жизни, сократилось.
Но проблема в том, что некоторые инициативы - как мертвому припарки без эффективной государственной политики, направленной на рост уровня жизни населения и его материального благосостояния. Без этой политики даже объявленная президентом инициатива увеличения доступности жилья за счет удешевления ипотеки не поможет тем, кто живет от зарплаты до зарплаты или перебивается случайными заработками. И таких очень много.
К тому же значительная часть населения уже подсажена на иглу потребительского кредитования, в том числе с увеличением доступа к онлайн-кредитованию. Можно согласиться с известным казахстанским экономистом Рахимом ОШАКБАЕВЫМ, который считает, что набирающая популярность модель онлайн-микрокредитования позже может привести к серьезным социальным потрясениям, так как грабительские проценты лишь ухудшат финансовое состояние более полумиллиона казахстанцев, которые уже воспользовались такой формой займа. И, по мнению эксперта, в будущем это чревато появлением нового протестного слоя.
Налог для бедных
Что касается инициативы по развитию микрокредитования для поддержки малого предпринимательства, которое в этом году хотят увеличить на 20 млрд тенге по сравнению с прошлым, то идея не нова. Она активно продвигается последние несколько лет. Но процесс микрокредитования тормозился либо на уровне областных акиматов, либо на уровне банков второго уровня, которые неохотно дают кредиты на развитие малого бизнеса.
Не меньше вопросов по поводу еще одной инициативы по снижению налоговой нагрузки для граждан, получающих небольшую зарплату. Формально она звучит привлекательно. Но дьявол кроется в деталях, так как в действительности даже такое снижение не повысит благополучие людей с низким заработком (менее 25-кратного размера МРП в месяц). Ведь главный враг всех уязвимых слоев - это инфляция, которую не зря называют «налогом для бедных».
Кстати, одним из факторов, который толкает цены вверх, является так называемая «коррупционная рента», которая закладывается в цену товаров, как импортируемых, так и производимых внутри страны.
В общем, по поводу новых социальных инициатив вспоминается афоризм польского писателя-сатирика Хенрика ЯГОДЗИНЬСКОГО: «У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успеет прижиться».
Макроэкономика и микромир рядовых граждан
На этом фоне хоровод различных стратегий так же далек от интересов простых казахстанцев, как соседняя галактика - от нашей Солнечной системы. Программу развития страны до 2030 года сменила Стратегия-2050, внутри которой стали отпочковываться подпрограммы, как, например, Стратегический план развития Казахстана до 2025 года для «стремительного рывка» в список 30 развитых стран мира за счет четвертой промышленной революции. Кстати, он уже одобрен и вступил в действие.
При этом обращает на себя внимание ряд странностей в этой стратегии по сравнению с первым ее черновым вариантом прошлого года. Экономист Захар КУЗМЕНКО в своей статье «Стратегия-2025: цели скорректировали, но опять промахнулись» указывает на то, что из ключевых национальных индикаторов «Стратегии-2025» исчезли планы по Глобальному индексу конкурентоспособности (ВЭФ) и Индексу человеческого развития (ООН).
«Как это вообще можно понимать?! – вопрошает эксперт. - Оба рейтинга являются ключевыми международными комплексными показателями уровня развития страны, и Казахстану в первую очередь нужно ориентироваться на них».
Может, это связано с тем, что в отсутствие четких индикаторов эффективности легко манипулировать цифрами, исходя из текущей конъюнктуры, будь то уровень инфляции, количество безработных или рост ВВП.
Кстати, в прошлом году на Астанинском экономическом форуме президент Казахстана предложил изменить мировую методику расчета показателей, измеряющих богатство стран и благосостояние их граждан.
«ВВП на душу населения не показывает реального благосостояния граждан, не учитывает расслоение населения по доходам. Традиционный ВВП создает ложное восприятие в экономическом процветании», - считает глава страны. Но в обновленном варианте «Стратегии-2025» одним из важных индикаторов экономического развития опять указан мифический «рост ВВП на душу населения». Одним словом, всё как всегда. Макроэкономика всегда интересовала наши власти больше, чем микромир рядового казахстанца.
Фото: inform.kz.