Сколько нефтепроводов нужно Казахстану

3203 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 19 Авг 2024, 09:00

Администрация президента и антимонопольное ведомство не пришли к единому мнению

В конце июля президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ утвердил Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года. Документ должен стать руководством к действию для правительства, всех центральных и местных органов власти. Пару дней спустя Агентство по защите и развитию конкуренции опубликовало отчёт, в котором фактически дезавуировало один из приоритетов развития, обозначенных в утвержденном главой государства документе, а именно – развитие дополнительных экспортных коридоров.

Читайте также
Заменит ли "Баку-Тбилиси-Джейхан" нефтепровод КТК

"Ключевым дополнительным экспортным маршрутом является срединный международный транспортный коридор через Каспий, – говорится в Национальном плане развития. – В среднесрочной перспективе планируется увеличение транскаспийских перевозок нефти в пределах существующих мощностей порта Актау (до 7 млн тонн в год). Также будет рассмотрена возможность реализации проектов по строительству нефтепровода Ескене-Курык, морских терминалов на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, а также специального крупнотоннажного танкерного флота для дальнейшего увеличения транскаспийских перевозок до 20 млн тонн в год и более".

Речь идет о разработанном еще в 2007 году, в ожидании начала коммерческой добычи на Кашагане, проекте Казахстанско-Каспийской системы транспортировки (ККСТ). Предполагалось, что система будет состоять из трубопровода Ескене-Курык, нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспия, танкеров и судов вспомогательного флота, нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и трубопроводного соединения с системой "Баку-Тбилиси-Джейхан". В 2008 году в Баку национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали даже соглашение о совместной реализации ККСТ.

Однако к 2017 году Каспийский трубопроводный консорциум завершил реализацию Проекта расширения нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, благодаря чему мощность прокачки по нему выросла до 67 млн тонн в год. И таким образом, помимо тенгизской нефти, место в трубе нашлось и для кашаганской. К тому же КТК дал грузоотправителям с Кашагана весьма привлекательный тариф, чем напрочь отбил у них охоту вкладывать миллиардные инвестиции в строительство ККСТ.

Читайте также
Как рождался KEBCO

Сейчас КТК реализует очередную инвестпрограмму – устранения узких мест, что увеличит мощность трубопровода до 82 млн тонн в год, при том, что в 2023 году все нефтедобывающие предприятия Казахстана экспортировали в сумме всего 70,5 млн тонн нефти и газоконденсата. И единственной причиной, по которой в одобренный главой государства документ попало поручение реанимировать проект ККСТ, стали геополитические риски.

Буквально спустя несколько дней после публикации Национального плана Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликовало на своем сайте результаты анализа товарного рынка транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта.

По данным ведомства, в 2023 году фактическая загрузка мощностей национального нефтетранспортного оператора АО "КазТрансОйл" по направлению "Атырау-Самара" составила 9,2 млн тонн в год, при проектной мощности 17 млн тонн в год (фактическая недозагрузка – 7,8 млн тонн в год). В этом же периоде фактическая загрузка ТОО "Казахстанско-Китайский трубопровод" по направлению "Атасу-Алашанькоу" составила 11,2 млн тонн в год, при мощности 20 млн тонн в год (недозагрузка – 8,8 млн тонн в год).

По системе Каспийского трубопроводного консорциума в прошлом году было прокачано в порт Новороссийск и далее на экспорт - 56 млн тонн нефти от казахстанских грузоотправителей (при общем объеме прокачки в 63,5 млн тонн). В начале августа 2024 года генеральный директор КТК Николай ГОРБАНЬ побывал в Казахстане, где встретился с руководством Тенгизского и Кашаганского проектов. В ходе встреч руководитель КТК подтвердил, что система, с учетом роста добычи на Тенгизе после завершения в будущем году Проекта будущего расширения (примерно на 12 млн тонн) и на Кашагане после завершения строительства газоперерабатывающего завода, способна прокачать из Казахстана порядка 72,5 млн тонн добытой нефти.

В этих условиях антимонопольное ведомство страны приходит к выводу, что "появление новых магистральных трубопроводов экономически нецелесообразно, поскольку направления привязаны к конечному потребителю (импортеру продукции) и действующие направления охватывают основные страны-импортеры нефти (Европа, Китай)".

Остается надеяться, что публикация такого заключения – это всего лишь ведомственная несогласованность, а не эпатажная фронда.

Фото: kazpravda.kz.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как карагандинская судья может навредить судебным реформам
И вправе ли она незаконно удерживать у себя автомобиль Lexus GX 460 и два айфона, принадлежащие частному автопарку
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как судья Мекемтас лишал имущества возлюбленную учёного мирового уровня
В суде, возглавляемом оскандалившимся судьёй, женщину-профессора объявили простой лаборанткой, которая не может владеть 400 тысячами долларов
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинский бар заплатил клиенту моральный вред за то, что видеокамере заведения не понравилось его лицо
Суд оценил страдания мужчины в 250 тысяч тенге
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Житель Семея атаковал водителя автобуса во время движения и отправился за решётку
Это стало возможным благодаря тому, что выходку горожанина запечатлели и опубликовали в соцсетях
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
В акимате Петропавловска дачников послали в полицию
Мытарства людей, чьи участки разрушили перед паводком, продолжаются
Зачем фермеров собирают под палящими лучами солнца в одном месте – на поле
Помогает ли такое мероприятие развитию аграрного сектора?
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.