Непосредственные участники событий поделились с Ratel.kz эксклюзивными подробностями
Фото: АО "КазТрансОйл". Нефтепровод "Атырау-Самара".
Исполнилось два года с момента появления нового сорта нефти, признанного всеми мировыми трейдерами и получившего название KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oi). Собственный, казахстанский бренд на нефтяной карте мира – это не только престижно, но и выгодно. Сегодня покупатели из разных стран Европы выстроились в очередь за KEBCO и готовы платить за неё дороже, чем за бренд Urals (российская экспортная марка высокосернистой нефти), под которым на протяжении десятилетий торговалось сырьё из Казахстана.
Республика, закрытая в глуби Евразийского континента, имеет возможность поставлять на экспорт добытую в западном регионе страны нефть по двум транспортным маршрутам. Один из них – нефтепровод "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (и тогда на выходе в порту Новороссийска наша нефть получает бренд CPC Blend). Второй – существовавший еще с советских времен нефтепровод "Атырау-Самара", по нему прокачивается нефть с месторождений Эмбы, Озена, Каламкаса и др. В Самаре эта нефть смешивается с российской, превращаясь в Urals, и оттуда может пойти по любому из трех 3 маршрутов: в терминал Шесхарис на Черном море, в порт Усть-Луга на Балтике или в систему нефтепроводов "Дружба" и далее в Европу. Арифметика здесь простая: сколько нефти пришло в Самару, столько поставщик получил смеси Urals на выходе.
Фото: dzen.ru. Нефтепровод "Дружба" был построен для экспорта советской (в том числе казахской) нефти в Европу.
Схема работала безотказно. Проблемы начались в мае 2022 года, когда Евросоюз в качестве санкций против РФ за боевые действия в Украине ввёл запрет на поставки Urals в Европу (за исключением нескольких стран). Хотя еще годом ранее, в 2021-м Евросоюз покупал 105 млн тонн российской нефти и конденсата, что составляло около одной пятой всей добычи РФ. В один момент все эти объемы оказались запертыми внутри страны, что сразу же отразилось на цене Urals – средняя скидка на неё по отношению к мировому эталонному сорту Brent достигла 20-25%.
Специфика нефтяного бизнеса такова, что как раз в мае в трубу "Атырау-Самара" и далее – в Шесхарис и Усть-Лугу – пошла законтрактованная месяцами ранее нефть с оплатой по цене на день поставки, а значит, значительно дешевле, чем предполагалось в момент заключения контракта. В первую очередь под удар попал "Озенмунайгаз" – он получил за поставленную на экспорт нефть примерно на 200 долларов дешевле на каждой тонне. При продаже 10 млн тонн нефти под брендом Urals государственные нефтедобывающие компании (а на Эмбе, Каламкасе и Озене работают "дочки" "КазМунайГаза") недополучили бы 2 млрд долларов! Ощутимый удар по экономике КМГ.
Тогда возникла идея продавать свою нефть под собственным брендом. Непосредственные участники событий поделились с Ratel.kz эксклюзивными подробностями процесса.
Возглавлявший в то время "КазМунайГаз" Магзум МИРЗАГАЛИЕВ, обладавший прямым доступом к главе государства, в срочном порядке подготовил и представил Касым-Жомарту ТОКАЕВУ план выхода из кризисной ситуации. Получили одобрение президента, и началась работа. В первую очередь известили всех покупателей и Platts – американское информационное агентство, которое специализируется на публикации ценовых котировок на нефть, нефтепродукты, природный газ, продукты нефтехимии, торгуемые в различных регионах мира.
Опубликованные в Platts котировки признаются всеми мировыми трейдерами и используются для определения контрактных цен при сделках купли-продажи нефти. Но теперь нужно было каким-то образом определить и зафиксировать цену нового сорта KEBCO – да так, чтобы её признал Platts. Для этого дочерняя компания КМГ "Ромпетрол" купила в июле 2022 года у "Озенмунайгаза" для переработки на НПЗ в Румынии первую партию нефти по цене на 20 долларов за баррель дороже сложившейся на тот момент цены Urals.
Сделка едва не сорвалась из-за возражений румынского правительства, которое настаивало на покупке более дешевой российской нефти или же казахской по цене Urals. Их интерес понятен: чем дешевле завод купит нефть, тем на большие налоги может рассчитывать румынский бюджет. Пришлось убеждать чиновников – что, если KEBCO не закрепится на мировом нефтяном рынке, НПЗ ждет в условиях эмбарго дефицит сырья, как следствие – резкое падение объемов производства и, соответственно, налогов. Убедили! Первая сделка прошла, все подтверждающие документы ушли в Platts, и ценовое агентство известило весь мир, что бренд KEBCO дороже, чем Urals!
Благодаря этому, сегодня казахстанским нефтедобытчикам удалось избежать падения доходов, а их нефть свободно экспортируется в Европу. В прошлом году "КазМунайГаз" поставил около миллиона тонн на НПЗ в немецком городе Шведт по системе нефтепроводов "Дружба". Представители германского правительства настойчиво просят увеличить эту цифру до двух миллионов тонн.
Партии казахстанской нефти уходили в этом году на принадлежащий "ЛУКОЙЛу" завод в Бургасе, после того как в марте болгарский парламент ввел эмбарго на покупку нефти из России. Просят нефть Венгрия и Хорватия.
Увы, удовлетворить все заявки Астана не в состоянии. И дело даже не в падающей добыче на месторождениях "КазМунайГаза". Как уже упоминалось, нефтепровод "Атырау-Самара" эксплуатируется с 1980-х годов. Сегодня его техническое состояние таково, что он может пропустить до Самары не более 10-12 млн тонн нефти в год. Вот это и есть та квота KEBCO, что Казахстан может поставить на мировой рынок. В приоритете, естественно, обеспечение сырьем "казмунайгазовских" заводов в Румынии, ну а оставшиеся объемы можно продавать на свободном рынке.
Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".