Заменит ли "Баку-Тбилиси-Джейхан" нефтепровод КТК

4593 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 18 Мар 2024, 11:00

Нефтяной экспорт Казахстана и Россия: связанные одной цепью

Одним из итогов государственного визита президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА в Азербайджан, состоявшегося на минувшей неделе, стало подписание соглашения между нацкомпаниями двух стран – "КазМунайГаз" и SOCAR – о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджанской Республики и Меморандум о стратегическом сотрудничестве по купле-продаже казахстанской нефти.

Читайте также
43 млн долларов ежесуточно теряет Казахстан из-за аварии на КТК

Традиционно, на протяжении многих лет основные экспортные пути нефти из Казахстана проходили через Россию – в отдельные годы по нефтепроводам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Атырау-Самара отгружалось около 90% всего добытого в стране сырья. Весной 2022 года, после начала военных действий в Украине, КТК периодически приостанавливал приём нефти от казахстанских грузоотправителей, а украинские морские дроны всё чаще обнаруживались в непосредственной близости от Морского терминала КТК в Новороссийске на Чёрном море, которое стало зоной боевых действий.

В этих условиях президент Токаев поручил правительству и КМГ проработать альтернативные маршруты доставки нефти на мировые рынки, в первую очередь - реанимировать Транскаспийский маршрут, предполагающий морские поставки из порта Актау в Баку и далее – в нефтепровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД). Раньше этот маршрут практически не был задействован по причине высоких транспортных затрат и отсутствия танкеров у "Казмортрансфлота".

В том же 2022 году "КазМунайГаз" и SOCAR заключили соглашение о транзите полутора миллионов тонн нефти ежегодно по маршруту "Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан". Новое соглашение, подписанное на минувшей неделе в присутствии лидеров двух стран председателем правления КМГ Магзумом МИРЗАГАЛИЕВЫМ и президентом SOCAR Ровшаном НАДЖАФОМ, предусматривает поэтапное увеличение объемов по этому маршруту до 2,2 млн тонн в год. А чтобы сделать прокачку по БТД более коммерчески привлекательной, "стороны продолжат обсуждение вопросов снижения тарифов на транспортировку по маршруту "Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан", а также транспортировки казахстанской нефти по маршруту "Баку-Супса", – говорится в пресс-релизе КМГ.

Читайте также
Чем грозят Казахстану атаки на Новороссийск

Второй документ, меморандум о стратегическом сотрудничестве по купле-продаже казахстанской нефти, определяет общие условия и принципы купли-продажи сырья из Казахстана для дальнейшей переработки на нефтеперерабатывающих заводах Группы SOCAR, также последующего трейдинга на региональном и глобальном рынках. А как известно, Группа располагает не только перерабатывающими мощностями в Азербайджане, но и современным заводом SOCAR Star в западной Турции мощностью 10 млн тонн в год.

В 2023 году по "Баку-Тбилиси-Джейхан" было прокачано чуть более 1 миллиона тонн казахстанской нефти. Всего же из порта Актау, в обход России, отгружено 3,37 млн тонн – это в три раза больше, чем годом ранее (в 2022 году – 1,1 млн тонн). Трёхкратный рост выглядит вроде бы выигрышно – и если особо не вникать в цифры, можно отчитаться наверх, что поручение главы государства выполняется. Однако специалисты понимают, что БТД в ближайшее время не станет, при всём желании и политической воле, реальной альтернативой КТК. Ведь весь вопрос в цене.

Сегодня тариф на прокачку нефти по КТК составляет 38 долларов за тонну. Транспортировка в Германию по нефтепроводу "Дружба" обходится в 29 долларов, в Китай – 45 долларов. А за поставку по Транскаспийскому маршруту до Джейхана грузоотправитель должен заплатить 113 долларов за тонну!

Но и это еще не всё. Компания BP – оператор азербайджанского участка БТД – неофициально ограничила объемы казахской нефти в трубе тремя миллионами тонн. Дело в том, что азербайджанская нефть, прокачиваемая до Джейхана – средняя по плотности и малосернистая, в итоге из трубы "выходит" сорт Azeri Light, который высоко ценится на мировом рынке. Если смесь в трубе разбавить более чем тремя миллионами легкой высокосернистой тенгизской нефти, качество Azeri Light изменится, и цена, соответственно, упадет.

Вот и ответ на вопрос: может ли Транскаспийский маршрут заменить нефтепровод "Тенгиз-Новороссийск".

Фото: aa.com.tr.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии". Бесплатная подписка!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента