Опыт Бильбао интересен тем, что здесь потратили большие деньги не только на строительство зданий от дорогостоящих архитекторов, но и на создание культурного кластера
На снимке: паук «Маман» рядом с музеем Гуггенхейма в Бильбао.
Досым САТПАЕВ побывал в Бильбао, чей опыт превращения некогда периферийного города на севере Испании в одну из европейских культурных столиц, как ему показалось, может быть полезен и для Казахстана.
Премия от Ли Куан Ю
В течение многих десятилетий Бильбао считался одним из многих заштатных испанских городов, с устаревшими предприятиями, где основную экономическую роль играла судоверфь. Классический вариант промышленного моногорода, каких и в Казахстане немало.
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1983 году Бильбао был сильно разрушен наводнением. Здесь царила депрессия и недовольство на фоне кризиса традиционных отраслей промышленности, которые когда-то кормили город.
Кстати, в тот же период свою активность проявляла и сепаратистская организации ЭТА, имевшая большую популярность в Стране басков. Впрочем, и сейчас сепаратистские настроения никуда не делись, но один из лучших способов снизить радикализм - дать людям надежду. И такая надежда появилась, когда в умирающий город стали вкладывать средства, творческие силы и креативные идеи, чтобы он не только возродился, но и частично поменял свою профессиональную нишу на культурный туризм и высокие технологии.
Была разработана грамотная и эффективная программа развития современной инфраструктуры, где основной акцент делался не на дорогостоящие понты, а на удобство для самих горожан и туристов. В застройке города принимали участие такие известные архитекторы, как Норман ФОСТЕР, Заха ХАДИД, Сантьяго КАЛАТРАВ и другие. В результате в 2010 году этот город был даже награжден почетной премией Lee Kuan Yew World City Prize. То есть если у нас больше любят цитировать ЛИ Куан Ю, в Бильбао уже получают сингапурские премии за успехи в развитии городской инфраструктуры.
На снимке: музей Гуггенхейма в Бильбао.
Эффект Гуггенхейма
Опыт Бильбао интересен тем, что здесь потратили большие деньги не только на строительство красивых зданий от дорогостоящих архитекторов, но и на создание культурного кластера, который и стал тем самым конкурентным преимуществом, позволяющим городу выделяться даже на фоне раскрученных Барселоны и Мадрида. Это интересный пример того, как грамотная стратегия регионального развития позволила когда-то депрессивному региону Испании вступить в конкуренцию с регионами-донорами.
В Казахстане также не первый год звучат призывы к различным областям страны искать ту самую «фишку», которая позволила бы им повысить свою конкурентоспособность. Но воз и ныне там. Максимум, на что хватает фантазии, - это строительство очередного завода для перерезания ленточек, после которого его судьба уже мало кого волнует.
Отчеты чиновников о строительстве новых предприятий и открытии технопарков напоминают советские передовицы о количестве чугуна, произведенного на душу населения. А строительство торговых центров у нас куда приоритетнее, чем создание новых библиотек, театров и музеев.
На снимке: картины Марка Ротко в музее Гуггенхейма.
В Бильбао, конечно, тоже были построены новые заводы и проведена модернизация верфи. Но с 1997 года десятки тысяч людей едут в этот город не для того, чтобы поглазеть на заводы или покататься на метро Нормана Фостера, а посетить музей ГУГГЕНХЕЙМА, открывшийся ровно 20 лет назад как филиал одноименного всемирно известного музея в Нью-Йорке.
Кстати, его посещение и было главной целью нашей поездки в Бильбао: здесь собрана прекрасная коллекция современного искусства, от Пабло ПИКАССО и Марка РОТКО до Василия КАНДИНСКОГО и Пауля КЛЕЕ.
Только благодаря появлению этого музея туристический поток в Бильбао увеличился за два десятилетия в 20 раз. Но самое главное, в этот музей ходят местные дети и молодежь, которые составляют тот самый человеческий капитал, о котором у нас так любят говорить, но мало что делают для его роста и развития.
На снимке: музей изящных искусств в Бильбао.
Культурный кластер
Мне могут возразить, что опыт Бильбао нам не подходит. Ведь этот испанский город развивался вместе со всей страной, где процент людей, принадлежащих к среднему классу, на порядок выше, чем у нас, даже несмотря на последствия кризиса. Но в «Концепции культурной политики в Республике Казахстан», которая обсуждалась несколько лет тому назад, черным по белому было написано: «Сфера культуры становится важным фактором экономики, привлекательной инвестиционной сферой для бизнес-инициатив, что позволяет вывести отдельные виды искусства и организации культуры на экономически прибыльный (рентабельный) уровень».
Хорошо, что речь идет лишь об отдельных, потенциально рентабельных видах искусства, так как объединять понятия культура и прибыль - то же самое, что пытаться скрестить слона и муху. Что касается экономической выгоды от культурных организаций, то и здесь возникает замкнутый круг. Ведь отдельные сферы культуры только тогда станут рентабельными, когда работающие в них люди будут иметь высокий социальный и материальный статус. В свою очередь, этот статус тогда будет высоким, когда некоторые сферы культуры уже станут рентабельными. При этом в концепции не забывают и про формирование конкурентоспособной культурной ментальности. В результате даже отдельные культурные сегменты называются кластерами, которые должны успешно повлиять «на развитие экономики и формирование позитивного международного имиджа страны». Вроде красивые слова. Но конкретных дел не видно.
На снимке: один из мостов Бильбао.
Не только бытие определяет сознание
У нас любят экспериментировать с зарубежными моделями развития, особенно в сфере экономики. Но проблема в том, что большинство из них напоминают дорогостоящие декорации без качественного содержания. Как показывает практика, заморские диковинки, вроде чилийской пенсионной системы, в Казахстане не приживаются. А если приживаются, то сильно мутируют, как в случае с Национальным фондом РК, которому пытались норвежскую схему деятельности, не принимая в расчет разные политические условия, в которых фонды создавались, а главное - их различную степень прозрачности.
Но ни разу за все годы независимости у нас даже не попытались применить зарубежный опыт по созданию культурного кластера. Затевая Международный финансовый центр в Астане, наши чиновники взяли за образец опыт Дубая, так как любят всё время что-то копировать. При этом никто не объясняет, почему копия должна быть лучше оригинала, если только за этим не стоят меркантильные интересы местной элиты. Мне кажется, более полезным для нас был бы опыт Абу-Даби, где решили открыть не очередной мега-торговый центр, мега-отель или копию Нью-Йоркской биржи, а такой же филиал музея Гуггенхейма. Ведь инвестиции в культуру могут иметь более долгосрочный позитивный эффект, чем многим кажется. И это особенно важно, если учитывать стратегию Эмиратов, направленную на постепенное снижение зависимости от добычи сырья в сторону развития несырьевых сфер, в том числе культурного туризма.
На снимке: судоверфь Бильбао.
Удивительно, что наши власти не могут понять простую вещь: не только бытие определяет сознание, но и сознание формирует образ жизни! Невозможно в Казахстане построить инновационную экономику с людьми, которые искренне верят, что в науку или искусство идут одни только неудачники. Бессмысленно разглагольствовать о человеческом капитале, если социальный статус учителей не соответствует той роли, которую они играют в создании этого самого капитала. Глупо говорить о повышении конкурентоспособности страны, в общественном сознании которой - культурный кризис. И эта ситуация будет продолжаться, пока в сфере культуры доминируют чиновники и агашки.
Выход один - культурная и интеллектуальная революция. Во всех гуманитарных сферах - от науки до искусства. При наличии политической воли многих наших олигархов уже давно надо не просить, а заставлять вносить свой вклад в культурное развитие страны, отдав им на баланс театры, музеи, библиотеки и т. д. В любом случае это не Чукотка, которую когда-то дали «в нагрузку» Роману АБРАМОВИЧУ. Кстати, в России давно уже используют добровольно-принудительный метод «раскрутки» нуворишей на меценатство. По крайней мере, Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ открыл частный музей ювелирного искусства Карла ФАБЕРЖЕ, Алишер УСМАНОВ выкупил и подарил государству фонд «Союзмультфильма», подруга Романа Абрамовича Дарья ЖУКОВА курировала центр современной культуры «Гараж» и т.п.
На снимке: легкорельсовый транспорт Бильбао.
Культурно-интеллектуальная революция
Важно понять, что культурно-интеллектуальная революция - в интересах самих властей. Конечно, всегда есть соблазн управлять невежественной толпой. Но это мина замедленного действия, так как в этой толпе всегда появятся свои деструктивные герои и радикальные псевдопророки, за которыми пойдут молодые люди, которые не нашли в жизни других ориентиров и кумиров. И они уже пошли. Активность различных террористических групп в Казахстане это хорошо подтверждает.
Понятно, что не всё так просто. Ведь важным элементом культурного развития общества также является рост количества образованных людей со средним достатком не только в Алматы или в столице, но всех регионах страны, где необходимо ликвидировать социальное и территориальное неравенство в доступе к культурной инфраструктуре.
И, конечно, не будем забывать о таких институтах социализации, как семья, школа, религиозные учреждения, высшие учебные заведения и т. д., которые с самого рождения формируют человека и его культурный уровень. К сожалению, все эти меры требуют не только красивых государственных программ, а десятилетия целенаправленной и, самое главное, результативной работы всего госаппарата в сотрудничестве с обществом.
Алматы – Бильбао - Алматы.
Фото: Досым Сатпаев.