Фундаментальная причина топливного кризиса – чрезмерная монополизация рынка ГСМ
На снимке: бывший вице-министр энергетики Асет Магауов.
Буквально пару дней назад Ratel.kz предсказывал, что правительство, дабы сбить накал страстей, вызванный отсутствием бензина на АЗС, вынуждено будет назначить стрелочников и показательно выпороть их.
Вопрос заключался лишь в том, кого из чиновников от нефти назначат на роль жертвенного барашка.
Во вторник, 10 октября, интрига благополучно разрешилась: на заседании правительства премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ публично уволил вице-министра энергетики Асета МАГАУОВА и дал поручение председателю правления фонда «Самрук-Казына» досрочно прекратить полномочия заместителя председателя правления нацкомпании «КазМунайГаз» Данияра БЕРЛИБАЕВА.
Судьба чиновничья у нас в стране сродни игре в русскую рулетку. Никогда не знаешь: завтра тебя представят к ордену или распнут под рев толпы. Тот же Асет Магауов еще месяц назад занимал шестую позицию в отраслевом рейтинге влиятельности, составленном информационно-аналитическим журналом KAZSERVICE.
И оценка эта была дана независимыми отраслевыми экспертами, подчеркивающими, что Асет Маратович, выпускник легендарного Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина по специальности «экономика и управление в областях топливно-энергетического комплекса», стажировавшийся в Международном валютном фонде и Азиатском банке развития, и сделавший карьеру с самих низов, с должности экономиста в производственном объединении «Тенгизнефтегаз», является действительно грамотным специалистом, находящимся в министерстве на своем месте.
Вторым уволенным за бензиновый кризис является Данияр Берлибаев, в разные годы возглавлявший нацкомпании «Казмортрансфлот», «КазТрансГаз», АО «Торговый дом «КазМунайГаз». Соответственно, новичком в бензиновом вопросе его назвать сложно.
Судя по всему, в ближайшие дни топливный кризис пойдет на спад. И в первую очередь, поспособствуют этому экстренные импортные закупки ГСМ, которые поручило осуществить крупным сбытовым сетям министерство энергетики.
Так, как сообщил накануне своей отставки Асет Магауов, «примерно 20 тысяч тонн бензина должна компания «Газпромнефть» импортировать, «КазМунайГаз» уже подписал контракт на 10 тысяч тонн, дополнительный контракт на 20 тысяч тонн уже в стадии подписания. Сегодня-завтра, я думаю, уже его подпишут. Кроме того, «Гелиос», «Синоойл» обсуждают поставки по 20 тысяч тонн с заводов Уфимской группы».
С крупными поставками российского бензина удивительным образом совпало неожиданное падение курса доллара в Казахстане, что позволит понизить цены на импортное топливо и приблизить их к ценникам на АЗС.
В общем, как обычно – пожар залили бензином.
Однако не устранены фундаментальные причины кризиса, а это значит, нет никаких гарантий, что спустя какое-то время, ситуация не повторится еще в более уродливых формах. Ведь одна из основных причин – чрезмерная монополизация рынка ГСМ, который делят между собой несколько крупных оптовиков.
Одним из них является дочерняя компания «КазМунайГаза» – ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», которая создавалась 8 лет назад как раз для проведения государственной политики на рынке ГСМ и предотвращения рыночными методами ценовых скачков и дефицита бензина в стране.
Ради этого ею было приобретено и построено с «нуля» более 300 автозаправочных станций по всей стране, нефтебазы в регионах, на которых, по идее, должен храниться стратегический запас горючего перед остановкой нефтеперерабатывающих мощностей на ремонт.
Чего и не было сделано нынешним летом.
Так, может быть, доктору стоит не только произвести жертвенное заклание двух топ-менеджеров Минэнерго и КМГ, но и дать оценку всей вертикали, снабжающей бензином казахстанцев?