Насколько обоснованы опасения того, что что-то со строительством и эксплуатацией АЭС пойдет не так
На необходимость строительства АЭС у нас в стране смотрят с двух различных ракурсов: необходимости наращивания энергетических мощностей и страха того, что что-нибудь обязательно пойдет не так.
Про взгляд с позиции необходимости строительства АЭС читайте в статье "Наш энергетический переход: два ракурса строительства АЭС".
В этой заметке обсудим, насколько обоснованы опасения того, что что-то со строительством и эксплуатацией АЭС пойдет не так.
Спойлер: если бы в стране шли реальные институциональные изменения, то общество гораздо спокойнее отнеслось к строительству АЭС и никакие референдумы не понадобились бы.
Коррупция
Первое, чего боится общественность – это высокий уровень коррупции в нашей стране. Опасения, надо признать, обоснованные - если посмотреть на карту Индекса восприятия коррупции (рисунок 1), то можно увидеть, что Казахстан входит в число стран с высокими коррупционными рисками.
Рисунок 1.
Самое безобидное, к чему может привести коррупция – это постоянный рост сметы расходов на строительство АЭС, что в конечном итоге отразится на тарифах и, соответственно, наших кошельках.
Но что гораздо хуже - коррупция может привести к отступлениям при строительстве от проектной документации и норм безопасности, что повысит риски возможной аварии.
Разумеется, можно отмахнуться от этих опасений, назвав их надуманными, что, собственно, и происходит. Но мы все знаем, что коррупция случается при строительстве важных объектов в Казахстане, например, ЭКСПО или ЛРТ.
Можно сказать, что у нас в стране успешно борются с коррупцией. Есть закон, есть концепция, в Национальном плане прописаны мероприятия по противодействию коррупции. Справедливости ради надо отметить, что начиная с 2012 г. значение Индекса восприятия коррупции растет (уровень коррупции снижается), что отображено на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Но мы не можем быть уверены, что тенденция сохранится, а не повернет вспять, как это происходит со свободой СМИ (диаграмма 2). А свобода СМИ - важнейший инструмент противодействия коррупции.
Диаграмма 2.
Качество рабочей силы
В нашем обществе вызывает опасение низкое качество рабочей силы – сможет ли она обеспечить устойчивую безаварийную работу АЭС?
Качество рабочей силы в нашей стране действительно невысокое. В Концепции развития рынка труда Республики Казахстан на 2024-2029 годы прямо говорится, что "сегодня рынок труда характеризуется неудовлетворительным качеством рабочей силы как текущей, так и будущей. (…) Проведенный в 2021 году по методике PIAAC (Международное исследование компетенций взрослого населения) анализ навыков рабочей силы показал трехкратную разницу в навыках между молодым и старшим поколением. Будущая рабочая сила, прибытие которой на рынок труда ожидается в ближайшие 3-10 лет, находится в неудовлетворительном состоянии. Например, по качеству знаний у школьников (рейтинг PISA для оценки успеваемости по чтению, математике и естественным наукам) Казахстан находится на 69 месте из 79 стран".
Успехи Казахстана в четырех последних обследованиях PISA отображены на диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Картина, конечно, нерадостная. Особенно удручают оценки по "Навыкам чтения": наши школьники плохо понимают прочитанный текст и испытывают проблемы с изложением его сути.
Всемирная организация интеллектуальной собственности в рамках проекта Глобальный индекс инновационности дает оценку уровню знаний рабочей силы (диаграмма 4).
Оценки Казахстана близки к средним, что только укрепляет опасения, связанные с эксплуатацией АЭС: человеческий фактор один из самых важных, и от квалификации операторов зависит очень многое. Конечно, можно возразить, что АЭС планируют строить и в Бангладеш, где оценки знаний рабочей силы намного ниже, чем в Казахстане. Но пусть Бангладеш решает свои проблемы сам.
Диаграмма 4.
Но проблема даже не в том, что качество рабочей силы у Казахстана невысокая. Проблема в том, что об этом говорят не один год, а дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
Еще раз процитируем Концепцию: "Основной проблемой текущей рабочей силы является низкая доля охвата программами повышения квалификации работников. За пять лет (2018-2022 годы) снижена доля охвата программами повышения квалификации работников. При этом идет снижение как процентной доли наемных работников, повышающих квалификацию за счет работодателя, с 8 до 6 %, так и в абсолютном выражении с 586 тысяч в 2018 году до 539 тысяч в 2022 году".
В условиях искаженной конкурентной среды, где преимущество у обладающих административным ресурсом, расходы на повышение качества рабочей силы не являются необходимыми. Если есть доступ к административному ресурсу, то нет необходимости заботиться о качестве рабочей силы – в любом случае будешь в выигрыше. Если нет доступа к административному ресурсу, то тем более нет смысла заботиться о качестве рабочей силы, потому что все равно будешь в проигрыше.
Резюме
Строить АЭС можно, но только после того, как проведут соответствующие институциональные преобразования: снижение коррупции будет устойчивым и продолжительным, а рынок по-настоящему конкурентным.
Фото: сгенерировано ИИ.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!