Инвалидность, любовь к книгам и уникальный алматинский колорит стали основой для мистического детектива, созданного автором, который стремится вывести казахстанскую литературу на мировой уровень
- Эльдар, ваша книга "Дело было в Алматы. Алмазные двери" сочетает элементы криминала, мистики и драмы. Что вас вдохновило на выбор такой темы и как вы пришли к этой идее?
- До того, как начать писать, моим любимым занятием было и остаётся чтение. Может быть, в силу инвалидности и малоподвижного образа жизни я стал книголюбом… И уж точно об этом не жалею! Читаю, как говорится взахлёб, люблю всё новое, с лихо закрученными сюжетами и головоломками. Постигаю через тексты традиции разных стран и народов. Но однажды мне стало как-то грустно. Вот, например, весь мир не может оторваться от книг Ю. НЕСБЁ из Норвегии, ЛЮ Цысиня из Китая, Фредрика БАКМАНА из Швеции, Норы САКОВИЧ из США. Мы искренне переживаем, смеёмся и плачем над судьбами героев с труднопроизносимыми для нас именами. Перечитываем непонятные названия улиц и городов, увлекаемся их историей и достижениями современности. Нам интересны их народные приметы и ремёсла… А кому интересны мы? Почему нас, казахов, казахстанцев, нет в литературных трендах? В моей любимой стране, в моём родном Алматы столько красот, чудесных людей, межнациональных нюансов! А наша богатейшая история? А наши обычаи? Ау, народ! Почему мы потерялись? Короче, я решил исправить ситуацию! Написал про Алматы и её жителей мистический детектив. Надеюсь, тут пояснять не нужно. Я романтик и мечтатель, а жанры фантастики и детектива - самые востребованные в мире. И если читатель увлечётся сюжетом, то, книга за книгой, он узнает о нашей стране много интересного.
- Как вы работаете над созданием персонажей? Используете ли вы реальных людей как прототипов, или все герои — вымышлены?
- Понимаете… Когда в семье растёт малоподвижный ребёнок инвалид, у родителей два пути: либо стенать и заламывать руки, оградившись от остального мира, либо считать своего ребёнка абсолютно нормальным и жить как жили, не отказывая себе в общении. Мои родители выбрали второй путь. Поэтому я с рождения рос в среде их друзей, сидел полулёжа в специальном стуле за столом, где ели, пили и дымили. Слушал взрослые разговоры и всегда был в теме, что происходит. Оставлять меня без присмотра они не решались. В результате я заговорил в полтора года, причем сразу связно и разборчиво. В общем, моими первыми друзьями были товарищи родителей, те самые из лихих девяностых. Многих персонажей я "срисовал" с них и их судеб. Сами знаете, в жизни такое бывает, специально не придумаешь! Маленький Ержан - это, конечно, мой прообраз.
- Как вы оцениваете современную литературу Казахстана? Какие основные тенденции, по вашему мнению, существуют в казахстанской литературе сегодня?
- Давайте начистоту! Несмотря на то, что по паспарту я казах и во мне течёт доля казахской крови, родной язык я знаю исключительно на бытовом уровне, поэтому прочитать современных казахских авторов в подлиннике не могу. Жаль! Буду стараться наверстать… А вот на русском современных казахстанских авторов и не знаю… Вот из бывших легко могу перечислить: Ильяс ЕСЕНБЕРЛИН "Золотая орда" - дома вслух читали, Мухтар АУЭЗОВ "Путь Абая" - в школе проходили и, между прочим, понравилось, Булат ДЖАНДАРБЕКОВ "Томирис" - мамина любимая, Абдижамил НУРПЕИСОВ "Кровь и пот" - сильное произведение. Да ещё много перечислять можно, тут времени не хватит. А вот по современной я не эксперт. Стыдно… Нужно исправляться.
- В чем для вас заключается главная цель писателя? Создавать увлекательные истории или затрагивать социально важные темы?
- Привлекать внимание к социально важным темам вплетая их в канву интересных сюжетов.
- Вы активно работаете в области инклюзивного туризма и социальных проектов. Как вы считаете, насколько важна роль литературы в изменении общественного восприятия людей с ограниченными возможностями?
- Инклюзивный туризм должен быть в нашей стране обязательно! Мои "сумасшедшие" родители таскали мою малоподвижную тушку по разным странам. И я был счастлив! В раннем детстве я обожал фэнтези и ужастики, прочитал Брема СТОКЕРА "Дракула" и возжелал посетить его замок. И мы отправились в Румынию! На машине! Мама посчитала, что так будет дешевле! Представляете, меня на руках таскали по замкам и прочим таинственным местам. Прочитать это здорово, а вот увидеть - ещё лучше! И самое трогательное, что где бы мы ни бывали: Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, все люди нас поддерживали и помогали как могли. Это было здорово! Я видел парк скульптур в норвежском Осло и плавал на паромах из Финляндии в Швецию. Знакомился, пытался говорить по-английски, пробовал разные блюда… Но мне хотелось этого опыта, потому что я много читал об этом. Я видел много диковинных пейзажей Доминиканы и Таиланда, но скажу, что и у нас в Казахстане есть крутые места. В прошлом году наша маленькая группа ребят инвалидов посетила Чарын. Незабываемое впечатление! Если человек любит путешествовать, у него должна быть такая возможность, даже если он человек с ограниченными возможностями.
- С какими сложностями вы сталкивались при издании книг в Казахстане и что, на ваш взгляд, можно сделать для улучшения процесса для начинающих авторов?
- Нужно больше литературных конкурсов! Пусть кто-то напишет новые казахские сказки, а кто-то казахскую фантастику! Пусть у творческих личностей будет мотивация популяризировать родной край. И не беда, если будут писать на русском, главное, чтобы о Казахстане! А классную книгу всегда можно перевести и на казахский, и на английский. Содержание важнее всего!
- Какие писатели или книги оказали наибольшее влияние на ваше творчество и помогли сформировать ваш стиль?
- Мои предпочтения могут удивить и показаться несовместимыми. Назову нескольких: Сергей ДОВЛАТОВ - "Чемодан", "Заповедник", Анджей САПКОВСКИЙ - "Ведьмак", Джоан РОУЛИНГ - серия детективных романов "Корморан Страйк". Было время, зачитывался Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО, кстати уроженцем Казахстана, города Каратау.
- Как вы подходите к написанию диалогов в своих произведениях? Есть ли у вас специфический подход или метод, который помогает вам создать живые разговоры между героями?
- Никакого специального метода у меня нет. Всё происходит иначе. Я словно переношусь в ситуацию, которую рисует мой мозг, и перед глазами оживает картинка. Герои там встречаются, расстаются, разговаривают… А я лишь успеваю стучать по клавишам. Вот честное слово - творят что хотят! Другое дело - если включается сеттинг древности… Например, сейчас начал писать новый роман, и там древние саки. Тогда мне приходится перелопать кучу сайтов на эту тему, нахожу даже научные статьи и рефераты, стараюсь максимально передать традиции эпохи, их манеру разговора, употребляю вышедшие из обихода слова.
- Какие темы вы хотите исследовать в своих будущих книгах? Планируете ли вы продолжить развивать жанр криминальных драм или хотите попробовать что-то новое?
- Буду писать о людях Казахстана! Как мы тут живём, чему радуемся, на что злимся. В каждом романе буду брать за основу какое-нибудь наше историческое событие. В прошлой книге "Алмазные двери" я уделил внимание аспекту, связанному с формированием этнического разнообразия казахстанцев. Писал о принудительной высылке на нашу землю. Мне кажется, это важно, чтобы юные головы понимали, как так получилось и что за этим стояло. И задумались - как с этим жить, чтобы всем было хорошо. Прошлого не переделать, а вот будущее можно планировать. Кто-то должен объяснять, что многие русские казахстанцы и в России-то никогда не были и не ждёт их там никто, и нет у них другой родины, кроме этих степей и гор. Прямо сейчас пишу продолжение "Алмазных дверей", в новой книге те же герои, Каниша, Ержан и Валентин, будут распутывать новый клубок тайн, связанных с сакскими курганами Есика. Это будет очень мистический роман, читатели будут перемещаться из наших дней в разные времена и локации: древний Вавилон, стоянки тигрохаудов, археологические раскопки 1969 года.
- Как вы думаете, в чем заключается сила литературы? Может ли книга изменить общество и влиять на изменения в обществе, или все же литература больше для личных переживаний читателя?
- Полагаю, это взаимосвязано. Допустим, хорошая, умная книга с добрым посылом (а я считаю, что в каждой книге есть посыл) помогла читателю на примере вымышленных героев разобраться "что такое хорошо, а что такое плохо". Книга запала в душу этого человека. И он, этот читатель, станет уже немного другим, более осмысленной, толерантной, добропорядочной частью общества. Мы - это и есть общество! Больше хороших книг - больше хороших людей. Много хороших людей - легче оздоровить общество.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!