Милый мальчик по сходной цене. Про роль бачей в истории Туркестана

12861 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 26 Мар 2022, 14:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

На снимке: танец бачей.

Сегодня, когда однополые ценности стали олицетворением подлинной демократии и либерального прогресса, стоит вспомнить, что кочевые культуры Великой Степи "про это" вообще не знали. А если и знали, то только посмеивались над постыдностью явления, бытовавшего у южных соседей по Средней Азии. По крайней мере, ничего порочащего заповеданную брутальность казахов в этнографических источниках XIX века мне не встречалось. Источники же эти далеко не всегда отличались политкорректностью и бесстрастно фиксировали простодушные и преувеличенные рассказы самих номадов (о добрачной и внебрачной жизни, к примеру).

Читайте также
Пленного зоолога Северцова ждал в Туркестане кол. Но он оставил нам уникальные описания города Хазрета

Оседлые народы Туркестанского края в этом отношении имели отличие кардинальное. Значение трансвеститов-бачей – смазливых "мальчиков-плясунов", услаждавших откровенную похоть тонких ценителей в чайханах и гаремах – имело важное место в здешней субкультуре. Описывая край, про этих публичных плясунов (и их ценителей) не говорил только самый ленивый.

Чтобы не ходить далеко вокруг да около, процитирую Николая СЕВЕРЦОВА, про "туркестанские мытарства" которого рассказывал не так давно. Вот выдержка из его пространного очерка "Месяц плена у Коканцев"(СПб. 1860), где он описывает свои наблюдения за охранявшим его караулом:

"У них была и прислуга, на весь караул, т. е. человек на 10-15, два, иной вечер три мальчика лет 16-20, безбородых, но с преизношенными физиономиями, с довольно, впрочем, правильными чертами лица, за то с противным взглядом, бесстыдным, нахальным и вместе боязливым, подобострастным, как у самых окончательно распутных женщин. Ночью, в бессонницу, мне доводилось иногда слышать шепот, поцелуи, прерывистое дыхание..... я невольно вспоминал то, что ЭВЕРСМАНН и МЕЙЕНДОРФ писали про бухарскую безнравственность, и применял отчасти к коканскому ханству, тем более, что упомянутые юноши были сарты, иначе таджики (первое название более употребительно), племени иранского, которое и в Персии, и в Бухаре, и в Хиве отличается нравственным упадком…"

Читайте также
Туркестан: завоёванный, отвоёванный, взятый приступом и прихваченный мимоходом. Сколько раз за свою биографию он переходил из рук в руки

В русской аудитории, разговоры "про это" велись с нескрываемой брезгливостью и озабоченностью – в самой России гомосексуализмом была заражена лишь тонкая прослойка самой утончённой аристократии, познавшей Европу (или наоборот?).

Вот характерная выдержка из популярного путеводителя И. И. ГЕЙЕРА (Ташкент 1901) о среднеазиатских чайханах:

"… В каждой из них в качестве прислуги служат разряженные в шёлковые халаты мальчики, ноги которых украшены браслетами с погремушками. Роль их составляет язву мусульманских нравов и кончится не ранее прекращения затворничества мусульманской женщины".

Удивляясь распутству нравов, некоторые авторы пытались связать явление с привычной в Туркестане наркоманией. Вот что писал П. В. ПУТИЛОВ ("Из путевых этнографических наблюдений совместной жизни сарт и русских". Омск, 1877):

"Но злоупотребление опием и гашишем имеет еще и другую сторону. Оно путем психопатического мозгового вырождения может иногда вести к древнему пороку Ваал Фегора, прославившему Калигулу, Гелиогабала, Нерона и Адриана <...> и который от древних персов перешел и в рассматриваемую нами местность, где откровенно "батчи" сопровождают седых и почтенных на вид аксакалов и танцуют на их пирушках".

Читайте также
А где на всех токал найти? Сколько жён было у казахов старого времени на самом деле

К порокам общества относил бачизм и князь МОСАЛЬСКИЙ ("Россия. Полное географическое описание нашего отечества". СПб., 1913. Т. 19. Туркестанский край).

"Существовали притоны, в которых любители предавались помимо различных азартных игр (в карты, кости и др.) и гомосексуальным развлечениям с бачами, пьянству, курению гашиша (наша), употреблению кукнара (суррогат опия)".

Сложно сказать, когда это явление стало обыденным в Средней Азии и откуда оно здесь появилось. Скорее всего - из Персии. Надо вспомнить, что огромное число "коренных" жителей Туркестана, горожан-сартов, были ираноязычными.

По свидетельству Антония ДЖЕНКИНСОНА (1558), одного из первых европейцев, которому удалось проникнуть в Хиву, уже тогда:

"Каждый хан или султан имеет, по крайней мере, 4 или 5 жён, не считая молодых девушек и мальчиков, так как жизнь они ведут порочную".

При упоминании о бачах сразу вспоминается пронзительное по своему обличительному пафосу полотно великого художника-гуманиста Василия ВЕРЕЩАГИНА – "Продажа ребёнка-невольника", созданное в 1872 году. Это картина, которая находится ныне в Третьяковской Галерее, была написана под впечатлением поездки в Туркестанский край, завоевание которого ещё только началось.

Верещагин интересовался всем – и ходом боевых действий (сам принимал участие!), и величественными памятниками тимуровых времён, и жизнью всех слоёв местного общества. И достижениями, и нравами, и язвами. И он, конечно же, не мог пройти мимо бачизма.

Читайте также
Когда и как на территории Казахстана поселились первые русские

Вот, что писал художник в своих воспоминаниях:

"В буквальном переводе "батча" значит мальчик; но так как эти мальчики исполняют ещё какую-то странную и, как я уже сказал, не совсем нормальную роль, то и слово "батча" имеет ещё один смысл, неудобный для объяснения.

В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на добывание денег родителей ребёнок попадает на руки к одному, двум, иногда многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших карьеру плясунов и певцов выучивают этим искусствам своего питомца и, раз выученного, няньчают, одевают как куколку, нежат, холят и отдают на вечер за деньги желающим для публичных увеселений".

Верещагину даже удалось заглянуть на одну приватную вечеринку для узкого круга любителей – "тамашу", главным действующим лицом которой и был бача.

"В одной из комнат … несколько избранных, большею частью из почётных туземцев, почтительно окружили батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления; его преображали в девочку, привязали длинные волосы в несколько мелкозаплетённых кос, голову покрыли большим светлым шёлковым платком… Перед батчой держали зеркало, в которое он всё время кокетливо смотрелся. Толстый претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей…

Читайте также
Барымта: преступление или наказание? Почему власти Российской империи не восприняли древний обычай казахов

…Я сказал выше, что батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жён, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь".

А вот "картинка" от другого наблюдателя – военного и публициста Михаила ТЕРЕНТЬЕВА ("Туркестан и туркестанцы", Вестник Европы, № 11. 1875):

"Поклонник и обожатель красоты и грации не знает, как угодить плясуну баче. Бача одет в женское платье. Длинные косы, сплетенные из конского волоса, висят по плечам и спине. Бусы и золоченые русские монеты украшают его грудь... Никто не скажет, что это не девушка - так красив и кокетлив бача. Другой еще продолжает танец, плавно выступая по ковру босыми ногами под такт нескольких бубен и пронзительный визг дудки... Бача есть, так сказать, законное следствие изгнания женщины из общества. Есть особые мастера, воспитывающие бачей, обучающие их танцам, грации и самому циническому кокетству…

Телодвижения мальчика, лукавые и вовсе недвусмысленные взгляды, грациозная поступь под звуки не всегда пристойной песни - все это, конечно, должно действовать на чувственного азиата. Роскошная одежда, добрый конь и толпа поклонников в свите еще издали выдают бачу во время его прогулок. В лавках он заставляет покупать себе лакомства и бросает их народу, а не то распоряжается таким же образом и деньгами своих обожателей. Народ восхваляет щедрого бачу и сыплет комплименты: "глаза твои - что звезды, поцелуй - словно жаркое дыхание меккского ветра"...

Почти у каждого богача есть свой бача…"

Читайте также
Как великий путешественник Григорий Потанин оказался в одной камере с казахскими конокрадами

Любителями мальчиков-трансвеститов, повторю, были в основном "сарты" - жители среднеазиатских городов. И оседающие там же тюрки. Там, где обитали лишь кочевники, всё это не имело никакого значения. Но часто имело последствия.

Вот, что пишет один из советских этнографов В. Н. БАСИЛОВ, относительно нравов каракалпаков:

"Известны случаи жестокого наказания шаманов, носивших женскую одежду, в XIX в.: в Каракалпакии таких шаманов зарывали по пояс в землю, и вдохновлённая муллами толпа побивала их камнями до смерти; затем их хоронили вне общего кладбища лицом вниз. Однако это была кара не за шаманство, а за нарушение норм шариата. Шариат запрещает мужчине одеваться в женскую одежду, а женщине – в мужскую".

А этот показательный случай неприятия номадами "сартовских штучек", произошедший в другом конце Средней Азии, в Киргизии. О нём поведал историк П. П. РУМЯНЦЕВ:

"В том же 1862 году манап, рода Султу, Байтык послал своего сына Байсалу в Пишпек к Рахаматулле-беку в обучение, но Рахаматулла-бек сделал Байсалу своим "бачёй". Весь род Султу был возмущён этим поступком. Решено было отмстить кокандцам за позор. Байтык, не показывая, что знает поступок Рахметуллы, пригласил его к себе в гости. Когда Рахметулла прибыл с небольшим конвоем, то киргизы напали на конвой, перебили его и убили самого бека. Боясь мести со стороны кокандцев за убийство Рахметуллы, киргизы рода Султу послали в укрепление Верное к начальнику края КОЛПАКОВСКОМУ посольство с изъявлением готовности перейти в русское подданство при условии взятия Пишпека. Колпаковский согласился на условие султинцев и выступил на Пишпек. После 10-дневной осады Пишпек был взят 10-го ноября 1862 года",

Читайте также
Тёмный момент в биографии города Верного: захват чужих жён и головы на пиках

Занятно, что противоестественная приязнь кокандцев к мальчикам помогла Колпаковскому и ранее, во время знаменитой Узун-Агачской битвы. Вот обстоятельство, которое приводит наблюдатель (ПИЧУГИН), хотя не повлиявшее на исход сражения, но ускорившее поражение и облегчившее победу. Речь о деморализации кокандского военачальника Канаат-ша, в какой-то момент устранившегося от руководства своим воинством.

"Незначительное обстоятельство имело влияние на истощение его энергии: любимый бача (мальчик, заменяющий любовницу у зажиточных сартов) Канаат-Ша был убит, и коканский главнокомандующий, пораженный этой потерей, перестал распоряжаться. Атаки сартов тогда почти прекратились".

Бачизм, таким образом, был явлением не только субкультуры, но фактором истории. Неудивительно, что среди знаковых фигур Внутренней Азии XIX века встречались и такие, чей карьерный рост проистекал по типичному ныне "голливудскому сценарию". Одним из персонажей, начавшим жизнь бачёй и закончивший властелином, считается знаменитый Счастливец-Бадаулет – Якуб-бек, владыка Кашгарии. Весьма заметный противостоятель русскому влиянию в Туркестане. Вот, что сообщает источник:

"Достигши юношеского возраста, Якуб начал посещать чай-ханэ, при чем обнаружил способность к пению; a так как он имел красивую наружность, то его стали называть Якубом-бачею. … Один из пскентских жителей, Абдухалык, находившийся в услужении у кереучинского бека Ирназар-Беглярбега, рекомендовал Якуба в служители к минбаши Гадай-Баю. Обязанности Якуба состояли только в том, что он грел кумган и подавал чилим своему хозяину. От Гадай-Бая Якуб перешел на службу к Мухаммед-Кериму Кашке, беку ходжентскому, и исполнял те же услуги",

Читайте также
"Принадлежат к числу богато одарённых народов": что ещё сообщали о казахах старые русские энциклопедии

Любопытно, что беспокойную жизнь Бадаулета, по одной из легенд, также фатально укоротил (в 1877 году) обиженный бача. Подсыпавший яда в яства своего благодетеля.

О проникновении явления во все уголки общественных отношений в регионе свидетельствует любопытный рассказ М. Терентьева. В нём повествуется о расследовании автором некоего семейного дела, связанного с тем, что жена одного туземца изменила ему с другим. В доверительной беседе она так аргументировала свой поступок:

"По ее словам, муж долго был бачей в разных чайных и в том числе у своего отца... Женясь на ней, чтоб иметь в доме помощницу для его матери, он почти весь день проводит на базаре, а ночью спит в лавке, балагурит с гостями и вспоминает холостую жизнь... Ей всего пятнадцать лет, и она желала бы видеть в муже поболее нежности... Быть замужем и спать одной ей тяжело...

Вот почему она пошла на свидание с соседом; да она и совсем уйдет, потому что жить с мужем не хочет: бачи никогда не бывают хорошими мужьями"..,

Как широко бытовало явление?

Терентьев писал:

"Кто не знает, что бачебазство составляет обычное явление в Турции, Персии и в соседних с ними землях. Греки, армяне, грузины заимствовали этот обычай как моду. В одну категорию с Турцией и Персией надо поставить и всю Среднюю Азию с Хивой, Бухарой, Коканом, Кашгаром и русским Туркестаном".

Читайте также
Как из казахов пытались сделать буддистов, христиан, иудеев и… "ортодоксальных мусульман"

…Бачизм в самом Туркестанском крае начал исчезать к началу XX века. Под напором мер колониальной администрации, которая считала пристрастие азиатов к мальчикам явлением ненормальным и пагубным, и была последовательной в искоренении этого развратного элемента туземного быта. Про бачей в советской Средней Азии уже вспоминали только старики – новая власть наконец-то эмансипировала женщину, вывела её из затвора и сорвала с неё паранджу. Потребность в продажных мальчиках пропала.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган
11 лет назад никто и не предполагал, что Казахстан будет требовать с акционеров Кашагана 150 млрд долларов упущенной выгоды
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
1 мая - исконно американский праздник
День международный солидарности трудящихся появился в результате событий, имевших место именно в США
Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Адвокатам Бишимбаева не понравились футболки потерпевших
Защита экс-министра потребовала удалить тех, кто в футболках с надписью "За Салтанат"
Казахстанские чиновники продолжают закупать георгиевскую ленту ко Дню Победы
Они никак не поймут, что эта лента не имеет никакого отношения к 9 мая и Казахстану
Жаксылык Омар не исполнил мечту Даниала Ахметова
В трамвайный парк Усть-Каменогорска закупили микроавтобусы, но на рынок безрельсовых маршрутов предприятие не вышло
Депутат получил срок за реальные деньги и мнимых коров
Под несуществующий скот он взял государственные деньги якобы на развитие животноводства
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.