Каким образом энергосистема региона дошла до такого состояния, выясняли общественники СКО
Очередное заседание Общественного совета Северо-Казахстанской области было посвящено недопущению необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги, а также поддержанию баланса интересов между потребителями и субъектами естественных монополий. Ответ перед общественниками держал руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по СКО Дамир ТОКТАМЫСОВ.
- Департамент регулирует деятельность 57 субъектов естественных монополий, из которых семь работают по долгосрочным тарифам на пятилетний период, имеют утвержденные долгосрочные инвестиционные программы, направленные на модернизацию, реконструкцию и обновление основных средств на общую сумму 30,1 млрд тенге, - сказал Токтамысов.
Отвечая на вопрос члена Общественного совета Юрия БЕЛОНОГА, выявляет ли департамент какие-то несоответствия между заявленным объемом инвестирования и фактическим, он пояснил, ежегодно к 1 мая монополисты отчитываются об исполнении инвестиционных программ.
- В случае неисполнения каких-либо мероприятий, в том числе нецелевого использования амортизационных отчислений, к монополисту применяется такая мера, как компенсирующий тариф, - сказал Токтамысов. – Тогда путем снижения утвержденного тарифа обеспечивается возврат необоснованно полученного дохода. Кроме того, мы проводим плановые и неплановые проверки. В прошлом году вместе с прокуратурой выявили неисполнение инвестиционной программы АО "Севказэнерго" на сумму свыше 987 млн тенге. Учли это в структуре тарифа на тепло и не допустили его роста. Данный монополист был привлечен к административной ответственности, штраф составил свыше 5 млн тенге.
По словам спикера, инвестиционные программы монополистов утверждаются двумя органами – антимонопольным департаментом и управлением энергетики и ЖКХ СКО. Госорганы корректируют программы, следят, чтобы не было дублирования мероприятий.
- Какие-то мероприятия мы исключаем, какие-то корректируем с сторону снижения или замены, тем более что могут быть разные источники финансирования: что-то за счет бюджетных средств, а что-то за счет тарифов, - сказал Токтамысов. - Всю инвестиционную программу реализовать за счет тарифов невозможно, это неподъемно.
Общественники попросили докладчика ответить откровенно, достаточно ли 30 млрд в качестве инвестиций на пять лет? Он сказал, что, по его мнению, это "неоправданно, так как требуются колоссальные средства", явно необходим дополнительный объем за счет бюджета областного или республиканского, привлечения иных источников, например, банков, международных финансовых организаций.
Свое мнению по поводу работы энергосистемы высказали председатель постоянно комисии по правовым вопросам Общественного совета СКО Евгений КИНЦЕЛЬ, член совета Владимир ПРИТЧИН. Они подробно остановились на работе энергетиков, пояснив, в чем заключается принцип работы Петропавловской ТЭЦ (прославившейся на всю страны падением дымовой трубы в 2022 году).
По данным общественников, в январе 2014 года тариф на электричество составлял 13,7 тенге за кВт/ч, а в январе 2024 года уже - 27,14 кВт/ч,то есть, за 10 лет вырос на 106,1%. То же самое с тарифом на тепло: в январе 2014 года он составлял 4 134,67 тенге за г/Кал, а в январе 2024 года уже - 11 596,09 тенге за г/Кал, то есть вырос за это время на 180%.
А ведь отопление является вопросом выживания в холодных климатических условиях. Кроме того, каждый тенге, на который возросла стоимость тепловой- и электроэнергии, в итоге отражается на стоимости продуктов питания, услуг, товаров повседневного спроса, отметили общественники. Сейчас по многим позициям цены в СКО выше, чем в других областях, а доходы населения существенно ниже. Раньше, если сравнивать цены на любой товар с соседним российским Омском, в СКО цены были намного ниже, и россияне приезжали сюда закупаться. А теперь, наоборот, в СКО цены в полтора и более раз выше.
"Пока цены на электричество и тепло будут расти, ни о какой конкурентоспособности нашей экономики не может быть и речи, - отмечено в документах совета. - Хуже того, малый и средний бизнес вообще могут приказать долго жить. А ведь на его развитие, как на массовую базу экономики, делается ставка во всех программах развития страны".
А вот еще несколько красноречивых цифр: на 2024 год износ оборудования Петропавловской ТЭЦ-2 составляет 57,32 %, Северо-Казахстанской РЭК – 96,6%, теплосетей – на 77,5%.
"Вот только каким образом коммунальная энергетика дошла до такого состояния и почему население из своего кармана должно исправлять многолетние ошибки, ответа получить до сих пор так и не удается", - указали общественники.
Они также привели такие данные: на балансе отдела ЖКХ акимата Петропавловска числятся 376 объектов теплоснабжения общей протяженностью 71 421 погонный метр, в доверительном управлении ТОО "Петропавловские тепловые сети" находятся 113 объектов теплоснабжения общей протяженностью 10 016,8 метра, которые изготовлены из современного материала, обработаны полиуретаном, что сводит теплопотери к нулю. Однако за тепловую энергию в 2023 году акимат Петропавловска оплатил 382 262,59 тыс. тенге.
"В бюджете монополистов заложены расходы как на их текущее содержание, так и на дальнейшее развитие, - отметили общественники. - Огромный запас амортизационных средств позволяет монополисту сделать ремонт и восстановление основных средств, не повышая тарифы. Нашим монополистам не стоит постоянно покупать новое оборудование. Департаменту комитета по регулированию естественных монополий необходимо провести тщательный анализ с учетом высказанных мнений и предложений, и разобраться в явных и скрытых причинах ежегодного повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Необходимо проводить общественный мониторинг, чтобы потребители могли проверять смету монополистов, знать, не завышена ли она и куда вообще деваются наши деньги, на какие цели тратятся".
Фото: ОС СКО.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!