Мечети Казахстана: чем они уникальны и характерны

3474 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 06 Окт 2024, 18:30

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Представить себе облик РК без разбросанных по городам и весям мечетей ныне невозможно. Для этого нужно заглянуть в прошлое. Правда, не такое далёкое, как кажется многим молодым казахстанцам. Всего на какие-то полвека назад. Когда даже столица, Алма-Ата, располагала единственным храмом для поклонения Аллаху, непритязательным строением чуть выше автовокзала "Саяхат" (именно там позже воздвигли одну из красивейших в РК соборную мечеть). Многие мечети, оставшиеся от досоветского времени, были в лучшем случае объявлены "памятниками архитектуры" и поставлены в этом статусе под охрану государства. Потому только они и сохранились до нашего времени. 

Представить себе современный Казахстан без мечетей – немыслимо. А есть ли какое-то коренное свойство, которое отличает казахстанские мусульманские храмы от аналогов, разбросанных по просторам исламского мира? Есть. Их величайшее разнообразие. Не имея каких-то явных архитектурных традиций в строительстве культовых сооружений, вдохновители строительства не только черпали варианты из доисламских эталонов, но и брали понравившиеся образцы отовсюду. Отсюда и проистекает великое изобилие стилей, версий и образцов, которые можно повстречать на территории современного Казахстана. Многие современные казахстанские мечети позаимствованы с аналогов Аравии, Египта, Персии, Турции и Туркестана. 

Самая известная мечеть Казахстана высится в Туркестане над могилой Ходжи Ахмеда ЯСАВИ. По сути своей это огромный культовый комплекс, включивший в себя ещё и ханаку дервишей, библиотеку, мемориальный зал самого Тимура-Тамерлана (с гигантским бронзовым казаном и древком от знамени), пищеблок для паломников, элементы дворца и массу прочих помещений. Однако благодаря своей знаменитой "мечети" Туркестан с полным основанием можно назвать единственным местом Казахстана, вовлечённым в мировую паломническую сеть. 

Но самые оригинальные и архаичные молельни располагаются на Мангышлаке и обычно приурочены к древним кладбищам, основу которых составляет мазар какого-нибудь суфийского святого. В основе их лежат пещеры, сакральная жизнь которых начиналась вообще-то неизвестно когда. Одна из самых красивых "подземных мечетей" Мангышлака – Шакпак-ата. Началом функционирования её считается Х век, когда подземный храм был приспособлен к традициям новой религии. В западном крыле появилась михрабная ниша и кельи отшельников. Окончательный облик памятник принял в ХIII–XV веках. 

В отличие от пещерных храмов Мангышлака, мечеть Аккойлы, высящаяся на лысом пригорке в долине Арыса в Южном Казахстане, выглядит совсем новой. На самом деле её строили ещё в позапрошлом веке, а в начале этого лишь привели в божеский вид после десятилетий забвения. По этому поводу рассказывают о трёх братьях, некогда переселившихся сюда, на берега Арыса, откуда-то из-под Лугового. Их чем-то там сильно обидел родной отец, и они решили откочевать вместе со своими семьями. Потом, правда, папа спохватился и приехал просить сыновей вернуться обратно. Но те отказали старику. Причём главным их аргументом было то, что они уже начали строить на новом месте мечеть. Но недолго здание служило верующим. В 20-е годы в СССР начался период безбожия. Сначала с купола содрали полумесяц, а потом обустраивающиеся атеисты начали вообще растаскивать мечеть по кирпичикам. Для строительства собственных домов. Рассказывают, что все расхитители мечети как бы попали под заклятие – семьи их пополнялись только мертворождёнными детьми и постепенно угасали. 

А вот мечеть Карахожа в дебрях пустыни Моинкум потерпела уже позже – от современных "реставраторов". На фотографиях, сохранившей её первоначальный облик, она выглядела гораздо значимее. Однако такие перманентные ремонты-перестройки, вообще говоря, весьма характерны для культовых сооружений не только в Казахстане. Хотя построена эта мечеть относительно недавно, но самое знаменательное в ней - местоположение, вдали от крупных населённых пунктов, посередь пустыни. 

Особняком в этом архитектурном отношении стоит единственная в своём роде Жаркентская мечеть, выстроенная по заказу магната-мецената Вали-Ахун ЮЛДАШЕВА, уйгурского "переселенца первой волны", который имел перед глазами лучшие китайские образцы и пригласил воплощать свои мечты именно китайского архитектора Хон-Пике. Деревянное здание впечатляет не только своими характерными линиями "парящих крыш" и пагод-минаретов, пёстрым цветочным декором, но и своими размерами. Главный двухэтажный зал, занимает солидное пространство - шириной в 28 и длиной в 54 метра. 

Совершенно иная традиция просматривается там, куда в XIX веке распространилось влияние "татарских мулл", принесших с собой на территорию Казахстана и свои архитектурные пристрастия. В этом отношении интересно побывать в Семипалатинске, где до наших дней сохранились несколько исторических "татарских мечетей". В том числе "единственная на территории Казахстана" двухминаретная мечеть, построенная в 1858-1862 годах на средства местных купцов СУЛЕЙМЕНОВА, АБДЫШЕВА, РАФИКОВА, ХАЛИТОВА. 

Но не во всех зданиях культового зодчества лежат заповеданные традиции. Имеется среди новых храмов, построенных продвинутыми заказчиками и архитекторами-модернистами в последние десятилетия, и мечети, вызывающие своим ультрасовременным обликом невнятный ропот у ортодоксальных мусульман. Например – эта, расположенная в курортной зоне Борового. Если о ней что-то и можно сказать, то только то, что… она есть. 

Честно говоря, если бы я исповедовал ислам, то предпочёл бы этим дерзким храмам новаторской архитектуры, молитву в таких вот небольших молельнях, сработанных в глухих сёлах силами местных умельцев и строителей на деньги, собранные селянами вскладчину. Вроде этой вот старой мечети в селе Сункар у подножия гор Кетмень. И хотя Аллах, думается, примет всякую молитву, исходящую от чистого сердца, из таких простых храмов слова поклонников достигают Его ушей гораздо скорее…

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером