КТЖ: по рельсам, по рельсам, да – на грабли

8589 просмотров
0
Ярослав Разумов
Пятница, 14 Июн 2024, 11:00

Чем грозят "разборки" между Высшей аудиторской палатой и нацкомпанией

Фото: rus.azattyq-ruhy.kz.

Заявление о возможном дефолте национальной компании "Қазақстан темір жолы" (КТЖ) и быстрая реакция на это самой компании можно расценивать как "событие недели" в экономической жизни страны. Конечно, имеет свою проекцию эта история и на традиционно амбициозные планы Казахстана по развитию международного грузового транзита. Что думают об этом представители транспортно-логистической сферы? Ratel.kz побеседовал об этом с известным отечественным экспертом, председателем совета Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадием ШЕСТАКОВЫМ.

Фото: radiotochka.kz.

- Геннадий Алексеевич, мы наблюдаем фактически заочную полемику о ситуации в КТЖ между самой компанией и весьма серьезным госорганом - Высшей аудиторской палатой. Понятно, что профессиональные ассоциации вряд ли обладают инсайдерской информацией, но тем не менее вам чьи оценки кажутся более близким к реалиям?

- Сама эта информация большой неожиданностью для нас не стала, соответственно, нам ближе то, что заявил Алихан СМАИЛОВ. Не потому, что нам нравится, что работу компании подвергли критике, а потому, что она заслуженная. Я об этом уже рассказывал на ваших "страницах". Ничего не изменилось, могу все сказанное тогда повторить. Что к этому добавить? Приобретение собственного подвижного состава у компании не слишком растет, большую часть его КТЖ арендует у частных собственников, а тем не очень нравится это: у "Қазақстан темір жолы" крайне неэффективно налажена диспетчеризация, большие холостые пробеги, в результате велика нагрузка на вагоны, они изнашиваются, ремонты зачастую несвоевременны.

Читайте также
Почему и как в Казахстане растут железнодорожные тарифы

Что касается отношения бизнеса и компании, то скажу так: КТЖ работает как "пылесос", по крайней мере, в последние лет десять. То есть перспективные направления по железнодорожным перевозкам забирает под себя через создание дочерних компаний, например, "КТЖ экспресс" или "КТЖ логистик". Это касается такого интересного коридора, как Актау-Баку-Поти, где она создала одного перевозчика. Сейчас идет развитие коридора Юг-Север, вдоль Каспия, и там такая же картина. Называть это откровенной монополизацией не стану, там еще есть и другие экспедиторские компании, но рыночными и одинаковыми условиями для всех это назвать трудно. И вот мы видим, что уже пять лет идет поступательное сокращение экспедиторского бизнеса, а в последний год так особо.

- Недавно было сообщение о серьезном сокращении транзита китайских грузов через Казахстан. Это связано с проблемами, о которых мы говорим?

- Напрямую нет, это две самостоятельные проблемы. Но параллельно с падением транзита через Казахстан Россия существенно нарастила свои перевозки из Китая, и Казахстан мог бы выступить здесь как эффективное транспортное "плечо" для поставок из Китая в западные и центральные регионы России. Но такого нет. Вероятно, это результат тарифной политики российских железных дорог, но можно предположить, что и те проблемы, о которых мы говорим, косвенно на это влияют. Это ведь проблемы системные, у них есть проекция, так или иначе, на всю сферу работы компании.

- Самый главный вопрос для предпринимателей и, в итоге, для всех нас, потребителей: тарифы на железнодорожные перевозки будут расти?

Читайте также
От Каспия до Тянь-Шаня по новым рельсам

- Ну а как же? Растет цена на энергоносители, на электроэнергию, на железнодорожные контейнеры. Растет общая инфляция. Но главный мотив поднятия тарифов, это покрыть долги, накопившиеся в результате неэффективной деятельности компании. И надо ясно понимать, что этот процесс будет и дальше идти, не приходится ждать их стабилизации на сколько нибудь длительный срок.

- Вся эта "рельсовая" история, что прозвучала на этой неделе, может снизить транзитный потенциал Казахстана?

- Ну конечно же! У нее и имиджевый аспект есть, и тарифы, как мы только что сказали, повысятся. Какой это фон для восприятия транзитного потенциала для потенциальных клиентов?

- В мире пишут о проблемах, связанных с ростом цен на аренду контейнеров в Китае. Наш бизнес это ощущает?

- Конечно, рынок логистических услуг ведь один из наиболее интегрированных в мировом масштабе, где-то "аукнется" и откликается по всему миру. Сохраняется, и даже растет, дефицит контейнеров. На них у перевозчиков очередь, а в таких случаях всегда есть те, кто хочет ее для себя сделать короче известными способами - дать большую ставку за аренду контейнера.

- В Казахстане могло бы быть свое производство контейнеров?

- А почему бы нет? Есть свой металл, есть какое-то количество металлообрабатывающих производств. Конечно, это не такое простое изделие, как может со стороны показаться, требуются компетенции, сертификация. Но, в конце концов, это и не космический корабль. И были сообщения, что с 2022 года у нас "отлаживают" производство 20-ти и 40-футовых контейнеров, но сейчас на рынке необходимого массового производство наших контейнеров нет. А было бы хорошо, в том числе с точки зрения того же транзитного потенциала, собственные контейнеры запускать в оборот по себестоимости: это и удешевление себестоимости перевозки, и привлекательно для клиентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Всё, что вы хотели узнать о "КазМунайгазе", но не знали где
О зарплатах топ-менеджеров, судебных исках и цене на нефть
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
Вести с тарифного фронта: Китай наступил на 100-летние "грабли Америки"
Страна стремится помочь экспортёрам перенаправить продажи на внутренний рынок , что может привести её к более глубокой дефляции
Кошкарата – золотой ключик города Шымкента
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
АО “Самрук-Энерго” не сошлось в показаниях с ООО “Интер РАО”
Строительство трёх ТЭЦ в Казахстане и энергоблока на ГРЭС-2 россиянами буксует, но минэнерго отдаст им АНПЗ?
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Вымогатель требовал миллион с "заказчика" убийства, обещая рассказать всё полиции
В итоге миллион взыскали с самого вымогателя
Усть-Каменогорская ГЭС закупает внедорожник за 62 млн на фоне повышения цен на электроэнергию для потребителей
Похоже, подведомственная организация АО "Самрук-Казына" больше не стремится снизить эксплуатационные расходы и выбросы СО₂
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Тридцати трём жителям СКО простили кредиты, но вопросы остались
Главный из них: выявлены ли при проверке банков системные нарушения?
В Жетысу прошлогодняя сахарная свёкла превращается в упитанных червей
От нашествия насекомых страдают сельчане вблизи Аксуского сахарного завода
Акимат Алматы снова отбирает землю у ЖК “Ак Бота”
Новый сервитут появился прямо в ходе судебных разбирательств
В Жетысайском районе при пожаре на АЗС JOL YRYSY двое мужчин получили смертельные ожоги
Виновными признаны водитель автомобиля автоцистерны и управляющий директор ТОО
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.