КТЖ: по рельсам, по рельсам, да – на грабли

8522 просмотров
0
Ярослав Разумов
Пятница, 14 Июн 2024, 11:00

Чем грозят "разборки" между Высшей аудиторской палатой и нацкомпанией

Фото: rus.azattyq-ruhy.kz.

Заявление о возможном дефолте национальной компании "Қазақстан темір жолы" (КТЖ) и быстрая реакция на это самой компании можно расценивать как "событие недели" в экономической жизни страны. Конечно, имеет свою проекцию эта история и на традиционно амбициозные планы Казахстана по развитию международного грузового транзита. Что думают об этом представители транспортно-логистической сферы? Ratel.kz побеседовал об этом с известным отечественным экспертом, председателем совета Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадием ШЕСТАКОВЫМ.

Фото: radiotochka.kz.

- Геннадий Алексеевич, мы наблюдаем фактически заочную полемику о ситуации в КТЖ между самой компанией и весьма серьезным госорганом - Высшей аудиторской палатой. Понятно, что профессиональные ассоциации вряд ли обладают инсайдерской информацией, но тем не менее вам чьи оценки кажутся более близким к реалиям?

- Сама эта информация большой неожиданностью для нас не стала, соответственно, нам ближе то, что заявил Алихан СМАИЛОВ. Не потому, что нам нравится, что работу компании подвергли критике, а потому, что она заслуженная. Я об этом уже рассказывал на ваших "страницах". Ничего не изменилось, могу все сказанное тогда повторить. Что к этому добавить? Приобретение собственного подвижного состава у компании не слишком растет, большую часть его КТЖ арендует у частных собственников, а тем не очень нравится это: у "Қазақстан темір жолы" крайне неэффективно налажена диспетчеризация, большие холостые пробеги, в результате велика нагрузка на вагоны, они изнашиваются, ремонты зачастую несвоевременны.

Читайте также
Почему и как в Казахстане растут железнодорожные тарифы

Что касается отношения бизнеса и компании, то скажу так: КТЖ работает как "пылесос", по крайней мере, в последние лет десять. То есть перспективные направления по железнодорожным перевозкам забирает под себя через создание дочерних компаний, например, "КТЖ экспресс" или "КТЖ логистик". Это касается такого интересного коридора, как Актау-Баку-Поти, где она создала одного перевозчика. Сейчас идет развитие коридора Юг-Север, вдоль Каспия, и там такая же картина. Называть это откровенной монополизацией не стану, там еще есть и другие экспедиторские компании, но рыночными и одинаковыми условиями для всех это назвать трудно. И вот мы видим, что уже пять лет идет поступательное сокращение экспедиторского бизнеса, а в последний год так особо.

- Недавно было сообщение о серьезном сокращении транзита китайских грузов через Казахстан. Это связано с проблемами, о которых мы говорим?

- Напрямую нет, это две самостоятельные проблемы. Но параллельно с падением транзита через Казахстан Россия существенно нарастила свои перевозки из Китая, и Казахстан мог бы выступить здесь как эффективное транспортное "плечо" для поставок из Китая в западные и центральные регионы России. Но такого нет. Вероятно, это результат тарифной политики российских железных дорог, но можно предположить, что и те проблемы, о которых мы говорим, косвенно на это влияют. Это ведь проблемы системные, у них есть проекция, так или иначе, на всю сферу работы компании.

- Самый главный вопрос для предпринимателей и, в итоге, для всех нас, потребителей: тарифы на железнодорожные перевозки будут расти?

Читайте также
От Каспия до Тянь-Шаня по новым рельсам

- Ну а как же? Растет цена на энергоносители, на электроэнергию, на железнодорожные контейнеры. Растет общая инфляция. Но главный мотив поднятия тарифов, это покрыть долги, накопившиеся в результате неэффективной деятельности компании. И надо ясно понимать, что этот процесс будет и дальше идти, не приходится ждать их стабилизации на сколько нибудь длительный срок.

- Вся эта "рельсовая" история, что прозвучала на этой неделе, может снизить транзитный потенциал Казахстана?

- Ну конечно же! У нее и имиджевый аспект есть, и тарифы, как мы только что сказали, повысятся. Какой это фон для восприятия транзитного потенциала для потенциальных клиентов?

- В мире пишут о проблемах, связанных с ростом цен на аренду контейнеров в Китае. Наш бизнес это ощущает?

- Конечно, рынок логистических услуг ведь один из наиболее интегрированных в мировом масштабе, где-то "аукнется" и откликается по всему миру. Сохраняется, и даже растет, дефицит контейнеров. На них у перевозчиков очередь, а в таких случаях всегда есть те, кто хочет ее для себя сделать короче известными способами - дать большую ставку за аренду контейнера.

- В Казахстане могло бы быть свое производство контейнеров?

- А почему бы нет? Есть свой металл, есть какое-то количество металлообрабатывающих производств. Конечно, это не такое простое изделие, как может со стороны показаться, требуются компетенции, сертификация. Но, в конце концов, это и не космический корабль. И были сообщения, что с 2022 года у нас "отлаживают" производство 20-ти и 40-футовых контейнеров, но сейчас на рынке необходимого массового производство наших контейнеров нет. А было бы хорошо, в том числе с точки зрения того же транзитного потенциала, собственные контейнеры запускать в оборот по себестоимости: это и удешевление себестоимости перевозки, и привлекательно для клиентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Технология слива: на что идут судьи ради престижных должностей в казахстанских судах
И насколько круто умеют работать следователи полиции, когда дело касается важных должностных лиц
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Стоят ли российские нефтяники в очереди за казахскими НПЗ
Эпоха лёгких денег и непуганых инвесторов закончилась
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Аулие-Ата: чем и как жили в "русской части" города в начале XX века
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Димаш Кудайбергенов избил кыргызского инвестора
Генконсульство Кыргызстана обратилось с нотой в представительство МИД РК, прося содействия в объективном расследовании уголовного дела
Как ботаники в Казахстане прививают обществу интерес к науке
Три года назад казахстанцы получили возможность участвовать в конкурсе по сбору данных о растениях и животных на онлайн-платформе iNaturalist
"Сотрудники" антикоррупционной службы хотели заработать на оральном сексе
Бизнес-план обернулся скамьёй подсудимых и уголовными сроками
Лидеры казахстанско-кыргызской преступной группировки получили реальные сроки
Транзит сигарет через Казахстан в Россию без акцизов обернулся уголовным делом
Казахстанские чиновники потеряли человечность
Избитый пенсионер в Темиртау почти неделю лежал дома с сотрясением мозга
Собачий вопрос разделил жителей СКО
Пока одни требуют "убрать" бродячих животных, другие на свои деньги создают приюты
В Жетысу перевоспитывают трудных подростков с помощью специальных чатов и секретных бесед
В регионе  реализуют новую методику профилактики правонарушений в школах
Алматинский активист судится с акиматом
Он требует признать незаконным проект детальной планировки исторического центра города
Главному бухгалтеру полиции Шымкента вынесен приговор
Вместе с ним осуждены двое его помощников и бизнесмен
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.