Почему и как в Казахстане растут железнодорожные тарифы

3072 просмотров
0
Ярослав Разумов
Вторник, 20 Фев 2024, 09:00

Старый советский опыт мог бы притормозить их рост

В динамику инфляции, кроме тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ, большой вклад вносят тарифы на транспортные перевозки. В Казахстане они растут и практически гарантированно будут расти и дальше. Недавно эту проблему в мажилисе поднял депутат Мукаш ИСКАНДИРОВ, озвучив такой факт: КТЖ подала в Комитет по регулированию естественных монополий Миннацэкономики заявку на повышение ценовых пределов на услуги МЖС (магистральная железнодорожная тяга) в этом и следующем годах. Ratel.kz поговорил об этой проблеме (ибо рост тарифов, даже обоснованный, это всегда проблема) с известным экспертом, председателем совета Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадием ШЕСТАКОВЫМ.

Читайте также
От Каспия до Тянь-Шаня по новым рельсам

- Геннадий Алексеевич, что в Казахстане в последнее время с железнодорожными тарифами? Понятно, что растут, как и все, но как?

- Динамично и постоянно. Это ясно показал в своем выступлении депутат Искандиров. Хотя вот тот казус, который стал поводом для его выступления, даже на таком фоне стал неожиданным. Это нам предыдущее правительство почти под занавес своей плодотворной работы сделало подарок – ноябрьский приказ министра национальной экономики "О внесении изменений и дополнений в приказ…" об утверждении правил формирования тарифов. Теперь предопределен дальнейший рост. Для сравнения - Китайская железная дорога, у которой железнодорожный тариф единый, то есть не делится на составляющие, как у нас, за последние годы повысила его всего на 10%.

- Чтобы разобраться не-транспортникам, поясните, на какие составляющие делится казахстанский тариф?

- Их две: за пользование локомотивной тягой и за МЖС. Первая - это оплата работы подвижного состава. Вторая - всей задействованной в перевозках инфраструктуры: использование путей, ремонт путей, подача электричества, услуги связи, сигнализация, безопасность движения. Большая часть оплаты приходится на МЖС, локомотивная тяга поменьше.

- Можно эту ситуацию попробовать объяснить так же, как в энергетике или ЖКХ: на железной дороге у нас оборудование, фонды очень изношены, и, хочешь не хочешь, а их надо спасать, поднимая тарифы?

Читайте также
Налоговая политика: хорошие новости с "камнем за пазухой"

- Давайте я сейчас скажу одну важную вещь, чтобы всеми быть правильно понятым, чтобы никто не говорил, что грузоотправители "топят" за то, чтобы они хорошо зарабатывали, а железная дорога нищала и разваливалась.

Для подъема тарифов есть ряд объективных оснований. Например, растет в цене железнодорожное оборудование. Оно все необходимое, в этой сфере нет такого, на наличие или неисправность чего можно махнуть рукой. Номенклатура оборудования очень разнообразная, у нас почти не производится или в очень малых количествах. Приходится импортировать. В Казахстане, кстати, своих вагоностроительных заводов, например, ни одного нет. А нужно ремонтировать дороги, строить новые, обновлять системы безопасности. Солярка сильно выросла в цене после пандемии, а на ней работают тепловозы…

- А рост тарифов на электроэнергию сказывается на железнодорожных тарифах? На казахстанских железных дорогах ведь и электрическая тяга используется.

- Не очень много, у нас электрифицированных линий лишь около трети от их общей протяженности. Но, конечно, электроэнергия, это базовая вещь в системе любого технологического процесса и тарифообразования, если не напрямую, то через другие товары и услуги ее цена заходит в железнодорожный тариф. То есть повышение тарифов в нынешней экономической ситуации понятно. Но не в таких размерах. Ведь предлагается поднимать их не на десятки процентов, а в разы!

- Но в практике грузоперевозок КТЖ есть и использование понижающего тариф коэффициента.

Читайте также
Хочешь быть богатым – строй дороги

- Понижающий коэффициент есть, но он на общую динамику цены грузоперевозок не слишком влияет. Такие коэффициенты используются на определенный, довольно короткий, период времени и для ограниченной номенклатуры товаров, когда идут массовые перевозки на подвижном составе КТЖ. Например, когда после сбора урожая осуществляется транспортировка зерна. Могут низкие тарифы временно вводиться на уголь, руду. Это чтобы экспортный потенциал поддержать.

- Вот депутат Мукаш Искандиров как раз говорит про "риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта". Так, если есть практика понижающих тарифов, может экспортерам нечего бояться?

- Ну, во-первых, невозможно же весь экспорт поддерживать таким образом. По сути, в ручном режиме. Потом в цене экспортеров же есть и их затраты, например, на необходимые им оборудование и материалы, которые они завозят на свои заводы или агропроизводства по КТЖ. А эти перевозки и для них подорожают. А потом, как при такой практике стимулировать появление новых товарных позиций, предназначенных на экспорт? Вот, например, нашла некая казахстанская компания покупателя в Европе или в Китае для своей продукции. И что, ей сразу предоставят понижающий коэффициент? Смешно говорить.

И, опять же, поддержка экспорта - дело сверхнужное, но ведь и своих производителей, работающих на внутренний рынок, необходимо поддерживать. Это все вместе и создает мультипликативный эффект поднятия экономики и создания своих рабочих мест. Нужно рынки Актау, Атырау снабжать товарами из Алматы, Караганды, Астаны или же смириться с тем, что на них доминируют производители из соседних стран? И наоборот: например, нужно рыбную продукцию с Каспия поставлять на восток, север Казахстана? Так не получится, при таких условиях рыбка будет золотой. И будут эти наши регионы есть российскую рыбу, которая, хоть привезена с Тихого океана, но по цене оказывается более-менее приемлемой.

Читайте также
Как перенести "сердце" энергосистемы Казахстана из России

Нет, тут иллюзий не должно быть ни у кого: рост железнодорожных тарифов ударит по всем. 

- Объективные основания для роста тарифов вы выше назвали, а субъективные, на ваш взгляд, они каковы?

- В большой мере – организационные. В исчислении тарифа есть несколько составляющих, например, коэффициент использования парка подвижного состава, коэффициент порожнего пробега под погрузку. Раньше был единый диспетчерский пункт, который контролировал эти процессы. Были очень жесткие требования к этому, если они не соблюдались, то перед начальником станции, и перед начальником дороги вставали серьезные проблемы для их карьерного роста. Но единый диспетчерский пункт упразднили, а функции этой структуры передали частным лицам. Одновременно появился парк частных вагонов, и это хорошо, в принципе, это элемент конкуренции какой-никакой, но отсутствие единого диспетчерского пункта стало для КТЖ рычагом давления на грузоотправителей при введении повышающего коэффициента на перевозку. То есть в КТЖ говорят, что предоставляют не свой подвижной состав, а тот, что компания взяла в аренду у частных компаний, по "вот такой вот цене", поэтому для вас она будет вот такой. Это дело совершенно не прозрачное, реальную "отпускную" цену вагонов и локомотивов для КТЖ узнать мы не можем. 

- И что можно делать, чтобы сдерживать рост тарифов?

- Можно было бы попытаться воссоздать старый, еще советский опыт организации и контроля за грузоперевозками. Может быть, создать компанию, которая бы специально занималась организацией именно железнодорожного движения и, наконец-то, снова вернула такие практики, как подсчет коэффициента использования парка, холостого пробега вагонов. Это было даже при СССР, в нерыночной экономике, а уж сейчас-то почему мы без этого? Если за этими показателями внимательно следить, то рост тарифов, конечно, будет, но не таким стремительным. Ведь у нас очень много пустых перегонов.

Читайте также
В Красном море аукнулось, откликнется ли на Каспийском

И вот, например, ситуация: груз в Бурундае, а подвижной состав для него гонят из Караганды. И вагоны идут порожняком, создавая нагрузку на МЖС. А в это время где-нибудь недалеко, в той же Алматы, могут стоять свободные вагоны или их можно собрать на нескольких ближайших станциях, но об этом никто не знает. Крайне нерациональное, недопустимое использование подвижного состава, и у нас это обычное дело. А это от того, что нет единой диспетчерской сети. В результате простои вагонов, большой холостой пробег, а это ненужная нагрузка на локомотивную тягу, на магистральные пути.

И за эту беспечную бездеятельность в итоге платим мы все. Это не преувеличение – у нас же большая часть потребительских товаров импортная, а импорт в значительной мере перевозится по железной дороге. При том, что в ряде регионов страны, например, в западных, едва ли не большая часть рынка – это привезенные туда товары. Даже если не из-за границы, а из других областей Казахстана, но по железке же!

- А автомобильные грузоперевозки в этом вопросе не могут стать альтернативой дорожающим железнодорожным?

- А что, они не дорожают? Тоже – топливо, запчасти, ремонт. И потом, это же рынок, "качели": подорожает доставка по железной дороге, поднимут цены и автоперевозчики.

Фото: rail-news.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.