Об особенностях национального отношения к деньгам
Принято считать, что основной жанр комиксов – это приключения. То есть боевики, фантастика, ужасы, рассказы о супергероях. Казахстанские журналисты Вероника ЛИМ, Вячеслав ЩЕКУНСКИХ и Аскар КУБАЙЖАНОВ вместили в свои комиксы, пожалуй, все вышеперечисленное – потому что тема обязывает.
Тема – финансовая грамотность населения.
Герои – казахстанская семья Акшамовых.
И, в отличие от персонажей Marvel, эти герои - совсем не супер. Живут одним днем, тратят деньги, которых у них нет, берут кредиты на свадьбы и тои в надежде «отбить деньги с подарков», а когда это не получается, идут за новым кредитом.
Экономить, копить, считать – это не про них. Их глаголы – тратить, покупать, занимать, перезанимать. А так как, по задумке авторов, Акшамовы – это олицетворение самой обычной, среднестатистической казахстанской семьи и ее безалаберного отношения к деньгам, то получается, что не в лучшем свете - все мы.
Выходит, это чисто наша история, если хотите - особенности национального отношения к деньгам. И вот тут можно было бы, конечно, обидеться на авторов, мол, «это не про нас», «мы не такие» - но не получится, потому что обижаться не на что. Разве только что на цифры различных исследований. Создатели комиксов про финансовую грамотность говорят, что перед тем как приступить к работе, а это было два года назад, они изучили многочисленные исследования на предмет финансовой грамотности казахстанцев. И результаты оказались не самыми оптимистичными. Поэтому, как говорится, ничего личного.
Вероника Лим: На тот момент по оценке Standard & Poor’s только 40% населения Казахстана было признано финансово грамотным. Мы были на одном уровне с Кенией, Бахрейном, Замбией, Танзанией. То есть это уже о чем-то говорит. Изменилась ли ситуация сегодня? К сожалению, нет. В открытом доступе есть опрос - насколько население финансово грамотно. Так вот, 39% казахстанцев вообще не ведут семейный бюджет.
Только половина опрошенных подписывают договоры после внимательного изучения, при этом больше 20% подписывают бумаги, полагаясь на слова менеджера, а 18% делают это, даже если что-то осталось непонятным. При этом около 60% респондентов не знает, куда обращаться в случае нарушения их прав как потребителей финансовых услуг.
Вы основательно готовились к созданию комиксов, подвели базу. Проводили ли вы какие-то личные исследования?
Аскар Кубайжанов: Как только мы приступили к работе над комиксами, мы начали проводить собственные соцопросы. Спрашивали своих родственников, друзей, коллег на предмет финансовой грамотности: как они ведут своей бюджет, берут ли кредиты, скрупулезно ли относятся к деталям, «попадали» ли они когда-либо на деньги из-за необдуманных решений. Информации было настолько много, что сначала мы составили топ-20 серьезных финансовых прегрешений казахстанцев. Затем выбрали самое актуальные и остановились на 9. Собственно, именно столько у нас и выпусков комиксов.
Вероника Лим: Каждая серия посвящена определенной теме. Например, потребительскому кредитованию, правильному расчету кредита. Мы также акцентируем внимание на том, что нужно знать о депозитах, рассрочках, онлайн-платежах. Но главное, о чем мы хотели рассказать, – это о существовании различных мошеннических схем. Вроде бы все всё о них знают, но мы порой настолько доверчивы и безграмотны в плане финансов, что готовы брать деньги под кабальные условия и у первых встречных. Три выпуска посвящены именно этому.
Вячеслав Щекунских: А ведь сегодня есть масса материалов на тему финансовой неграмотности, но современное поколение с клиповым мышлением уже не способно воспринимать большой объем информации, особенно если в ней присутствует сложная специфическая терминология. Поэтому мы решили, что развлекательный формат комиксов – идеальное решение для повышения уровня финансовой образованности. Все ситуации житейские, знакомые, и мы не «грузим» банковскими терминами. Объясняем все просто.
И все-таки, что показали ваши личные исследования? Что можете сказать о главных финансовых «грехах» казахстанцев? В чем наша проблема?
Аскар Кубайжанов: Несмотря на то, что нашей банковской системе уже больше 25 лет, мы по-прежнему умудряемся наступать на те же самые грабли. Например, наша зависимость от кредитов. Мы их берем и не думаем, как будем отдавать. Причем многие считают, что они умнее всех и обращаются за кредитом не в официальные финансовые структуры, а к людям «с улицы», мошенникам, которые обещают быстро и без проволочек оформить кредит. Без документов и подтверждения доходов. В итоге, казалось бы, простой кредит обходится очень дорого и загоняет в еще большую кабалу.
Отдельная тема – это стремление жить на широкую ногу. Это наша черта, менталитет, понты, если хотите. Мы желаемое выдаем за действительное. Если машина, то джип из салона. Ни для кого не секрет, как у нас делают свадьбы. На это тоже берут кредиты, и нередко случается так, что обеспечения под них у людей нет, у них нет возможности рассчитываться по ним, потому что, скорее всего, есть и другие займы. Поэтому они надеются на деньги, которые подарят гости. Вот почему прийти сегодня на свадьбу без 100 долларов – это дурной тон.
Неужели это наша национальная особенность?
Вячеслав Щекунских: Очень долгое время нам пытались экстраполировать культуру общества потребителей. И не безуспешно. Все проблемы от того, что культура потребления уже есть, а вот «потреблять» не на что. Или даже если средства есть, то не всегда наши траты осмыслены и обоснованы. То есть речь идет о дефиците знаний. Главный посыл наших комиксов – пора думать прежде чем что-то делать и изучать информацию. И по ходу действия наши герои учатся и получают позитивный опыт, становятся более продвинутыми.
Расскажите, как вообще появилась семья Акшамовых? Почему-то они какие-то совсем безнадежные…
Аскар Кубайжанов: Семья появилась не сразу. Было много идей, кого сделать героями комиксов: от Алдара Косе до чокнутого профессора а-ля «Назад в будущее». В итоге мы решили, что это должна быть обычная казахстанская семья, что-то очень близкое и понятное для нас. Характер персонажей рисовали с людей, которых мы знаем. Есть в них что-то и от нас. То есть это такие собирательные образы. Какие-то черты героев преувеличены, какие-то ситуации поданы гротескно, но к этому располагают жанр и задача комиксов.
У нас - глава семейства, жена, старший сын-студент, младшая дочь, а также родители – бабушка и дедушка. Особая наша гордость – это кот Тенгебай, олицетворение здравого смысла в этой семье.
Вообще комиксы – это специфический жанр, считается, что это подростковая тема. На кого ориентированы ваши «рассказы в картинках»?
Вероника Лим: Мы с этим не согласны. Например, комиксы Marvel популярны во всем мире, их читают не только тинейджеры. Мы считаем, что аудитория наших комиксов, в зависимости от того, в каком формате и месте их преподносить, - это люди от 14 до 60 лет.
Аскар Кубайжанов: Конечно, больше всего вопросы финансовой грамотности актуальны для людей от 26 до 40 лет, то есть это экономически активное население. И именно эта категория людей, согласно статистике, чаще всего становится жертвой мошенников. Но это важно и для молодежи, потому что завтра она станет экономически активным населением. Не стоит сбрасывать со счетов и старшее поколение. Например, я был очень удивлен, что моя мама, оказывается, довольно-таки продвинутый пользователь различных онлайн-платежей. У нее есть интернет-банкинг, где она проводит все операции. Получается, что все платежи, счета у нее в одном месте. Для меня это был шок.
Сегодня уже сами банки заинтересованы в том, чтобы казахстанцы лучше разбирались в финансовых вопросах. Может показаться, что им выгодны не очень грамотные клиенты, которые берут и берут кредиты. Но на самом деле это палка о двух концах, потому что при таком подходе растет процент проблемных займов. Стоит также отметить, что финансовая грамотность очень важна и с точки зрения политической, экономической и социальной стабильности. Чем выше уровень образованности, тем ниже уровень социального протеста в обществе. Так что пусть небольшой, но свой вклад в дело стабильности нашей страны мы своими комиксами сделали…