Комиксы по-казахски

15762 просмотров
0
Эльвира САФИНА
Воскресенье, 21 Мая 2017, 16:00

Об особенностях национального отношения к деньгам

Принято считать, что основной жанр комиксов – это приключения. То есть боевики, фантастика, ужасы, рассказы о супергероях. Казахстанские журналисты Вероника ЛИМ, Вячеслав ЩЕКУНСКИХ и Аскар КУБАЙЖАНОВ вместили в свои комиксы, пожалуй, все вышеперечисленное – потому что тема обязывает.

Тема – финансовая грамотность населения.

Герои – казахстанская семья Акшамовых.

И, в отличие от персонажей Marvel, эти герои - совсем не супер. Живут одним днем, тратят деньги, которых у них нет, берут кредиты на свадьбы и тои в надежде «отбить деньги с подарков», а когда это не получается, идут за новым кредитом.

Экономить, копить, считать – это не про них. Их глаголы –  тратить, покупать, занимать, перезанимать. А так как, по задумке авторов, Акшамовы – это олицетворение самой обычной, среднестатистической казахстанской семьи и ее безалаберного отношения к деньгам, то получается, что не в лучшем свете - все мы.

Выходит, это чисто наша история, если хотите - особенности национального отношения к деньгам. И вот тут можно было бы, конечно, обидеться на авторов, мол, «это не про нас», «мы не такие» - но не получится, потому что обижаться не на что. Разве только что на цифры различных исследований. Создатели комиксов про финансовую грамотность говорят, что перед тем как приступить к работе, а это было два года назад, они изучили многочисленные исследования на предмет финансовой грамотности казахстанцев. И результаты оказались не самыми оптимистичными. Поэтому, как говорится, ничего личного.

Вероника Лим: На тот момент по оценке Standard & Poor’s только 40% населения Казахстана было признано финансово грамотным. Мы были на одном уровне с Кенией, Бахрейном, Замбией, Танзанией. То есть это уже о чем-то говорит. Изменилась ли ситуация сегодня? К сожалению, нет. В открытом доступе есть опрос - насколько население финансово грамотно. Так вот, 39% казахстанцев вообще не ведут семейный бюджет.

Только половина опрошенных подписывают договоры после внимательного изучения, при этом больше 20% подписывают бумаги, полагаясь на слова менеджера, а 18% делают это, даже если что-то осталось непонятным. При этом около 60% респондентов не знает, куда обращаться в случае нарушения их прав как потребителей финансовых услуг.

Вы основательно готовились к созданию комиксов, подвели базу. Проводили ли вы какие-то личные исследования?

Аскар Кубайжанов: Как только мы приступили к работе над комиксами, мы начали проводить собственные соцопросы. Спрашивали своих родственников, друзей, коллег на предмет финансовой грамотности: как они ведут своей бюджет, берут ли кредиты, скрупулезно ли относятся к деталям, «попадали» ли они когда-либо на деньги из-за необдуманных решений. Информации было настолько много, что сначала мы составили топ-20 серьезных финансовых прегрешений казахстанцев. Затем выбрали самое актуальные и остановились на 9. Собственно, именно столько у нас и выпусков комиксов.

Вероника Лим: Каждая серия посвящена определенной теме. Например, потребительскому кредитованию, правильному расчету кредита. Мы также акцентируем внимание на том, что нужно знать о депозитах, рассрочках, онлайн-платежах. Но главное, о чем мы хотели рассказать, – это о существовании различных мошеннических схем. Вроде бы все всё о них знают, но мы порой настолько доверчивы и безграмотны в плане финансов, что готовы брать деньги под кабальные условия и у первых встречных. Три выпуска посвящены именно этому.

Вячеслав Щекунских: А ведь сегодня есть масса материалов на тему финансовой неграмотности, но современное поколение с клиповым мышлением уже не способно воспринимать большой объем информации, особенно если в ней присутствует сложная специфическая терминология. Поэтому мы решили, что развлекательный формат комиксов – идеальное решение для повышения уровня финансовой образованности. Все ситуации житейские, знакомые, и мы не «грузим» банковскими терминами. Объясняем все просто.

И все-таки, что показали ваши личные исследования? Что можете сказать о главных финансовых «грехах» казахстанцев? В чем наша проблема?

Аскар Кубайжанов: Несмотря на то, что нашей банковской системе уже больше 25 лет, мы по-прежнему умудряемся наступать на те же самые грабли. Например, наша зависимость от кредитов. Мы их берем и не думаем, как будем отдавать. Причем многие считают, что они умнее всех и обращаются за кредитом не в официальные финансовые структуры, а к людям «с улицы», мошенникам, которые обещают быстро и без проволочек оформить кредит. Без документов и подтверждения доходов. В итоге, казалось бы, простой кредит обходится очень дорого и загоняет в еще большую кабалу.

Отдельная тема – это стремление жить на широкую ногу. Это наша черта, менталитет, понты, если хотите. Мы желаемое выдаем за действительное. Если машина, то джип из салона. Ни для кого не секрет, как у нас делают свадьбы. На это тоже берут кредиты, и нередко случается так, что обеспечения под них у людей нет, у них нет возможности рассчитываться по ним, потому что, скорее всего, есть и другие займы. Поэтому они надеются на деньги, которые подарят гости. Вот почему прийти сегодня на свадьбу без 100 долларов – это дурной тон.  

Неужели это наша национальная особенность?

Вячеслав Щекунских: Очень долгое время нам пытались экстраполировать культуру общества потребителей. И не безуспешно. Все проблемы от того, что культура потребления уже есть, а вот «потреблять» не на что. Или даже если средства есть, то не всегда наши траты осмыслены и обоснованы. То есть речь идет о дефиците знаний. Главный посыл наших комиксов – пора думать прежде чем что-то делать и изучать информацию.  И по ходу действия наши герои учатся и получают позитивный опыт, становятся более продвинутыми.

Расскажите, как вообще появилась семья Акшамовых? Почему-то они какие-то совсем безнадежные…

Аскар Кубайжанов: Семья появилась не сразу. Было много идей, кого сделать героями комиксов: от Алдара Косе до чокнутого профессора а-ля «Назад в будущее». В итоге мы решили, что это должна быть обычная казахстанская семья, что-то очень близкое и понятное для нас.  Характер персонажей рисовали с людей, которых мы знаем. Есть в них что-то и от нас. То есть это такие собирательные образы. Какие-то черты героев преувеличены, какие-то ситуации поданы гротескно, но к этому располагают жанр и задача комиксов.

У нас - глава семейства, жена, старший сын-студент, младшая дочь, а также родители – бабушка и дедушка. Особая наша гордость – это кот Тенгебай, олицетворение здравого смысла в этой семье. 

Вообще комиксы – это специфический жанр, считается, что это подростковая тема. На кого ориентированы ваши «рассказы в картинках»?

Вероника Лим: Мы с этим не согласны. Например, комиксы Marvel популярны во всем мире, их читают не только тинейджеры. Мы считаем, что аудитория наших комиксов, в зависимости от того, в каком формате и месте их преподносить, - это люди от 14 до 60 лет.

Аскар Кубайжанов: Конечно, больше всего вопросы финансовой грамотности актуальны для людей от 26 до 40 лет, то есть это экономически активное население. И именно эта категория людей, согласно статистике, чаще всего становится жертвой мошенников. Но это важно и для молодежи, потому что завтра она станет экономически активным населением. Не стоит сбрасывать со счетов и старшее поколение. Например, я был очень удивлен, что моя мама, оказывается, довольно-таки продвинутый пользователь различных онлайн-платежей. У нее есть интернет-банкинг, где она проводит все операции. Получается, что все платежи, счета у нее в одном месте. Для меня это был шок. 

Сегодня уже сами банки заинтересованы в том, чтобы казахстанцы лучше разбирались в финансовых вопросах. Может показаться, что им выгодны не очень грамотные клиенты, которые берут и берут кредиты. Но на самом деле это палка о двух концах, потому что при таком подходе растет процент проблемных займов. Стоит также отметить, что финансовая грамотность очень важна и с точки зрения политической, экономической и социальной стабильности. Чем выше уровень образованности, тем ниже уровень социального протеста в обществе. Так что пусть небольшой, но свой вклад в дело стабильности нашей страны мы своими комиксами сделали…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента