Ratel.kz продолжает дискуссию сторонников и противников строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» в предгорьях Заилийского Алатау
Продолжение. См. начало: «Куда ни кинь – везде Есимов», «Акимат Алматы снова навострил лыжи на «Кокжайлау», «Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить», «ГЛК «Кокжайлау»: за и против».
Жанна СУЛТАН:
Это довольно опасная затея для Алматы
Надо ли говорить, что наша страна все еще переживает период циничного инфантилизма, детского, но уже пубертатного возраста взрослых дядек, вызванного большим кэшем? ГЛК на «Кокжайлау» - это не просто какая-то прихоть и блажь для Алматы, это еще одно и, возможно решающее звено в числе всех тех безобразий, которые навалились на город, с тех пор как у наших людей пошли большие деньги.
Посудите сами. Малое Алматинское ущелье приватизировано почти всё. Медео и Шымбулак - тоже, все прилегающие к городу природные рекреации закрыты для горожан, находятся в мертвой зоне частной собственности. Сады вокруг вырублены.
Если ехать по улице Оспанова, то вы упретесь в нашу местную «сонную лощину», где в яме между сопками стоит новая деревня из особняков, в геопатогенной зоне, между прочим! Дома «взасос» к друг другу, убей не знаю, как это называется, но раньше там были дачи, а дальше сады, которые тоже выкуплены, и вы там больше никогда не погуляете. Каждый день на проспекте Достык, утром и вечером, трафик - как на аль-Фараби в час пик.
Если ехать еще дальше в сторону обсерватории, то вы упретесь в ворота бывшего санатория, на которых написано «Запрещено! Частная собственность». А путь через него выходит прямо на Кокжайлау. То есть еще один из самых живописных трекинговых маршрутов для горожан уже вырублен. Получается, что огромный кусок горного массива, тоже кем-то приватизирован?
Из доступного остается пока путь через «Просвещенец». Еще есть Бутаковка, тоже пока. Но это очень узкая народная тропа до водопада и обратно… гуляй не хочу. Это всего лишь несколько примеров, но их очень много, если начать писать... Так что пишите всё, что знаете!
Так вот, о чем я? А о том, что за 25 лет для Аты так и не было не было разработано отдельного, адекватного и актуального/рабочего генерального плана по нашим горам, в доступном радиусе вокруг города, как естественной рекреационной зоны Алматы, с учетом роста населения города, интенсивности строительства, неубиваемого транспортного трафика, миграционных потоков и агломерационного фактора.
Также нет [плана], где и как, в какой очередности что осваивать, что оставить в области, а что отнести к городу, какова специализация отдельных горных территорий. Где лежит взаимная ответственность города и Алматинской области за земли Иле-Алатауского национального парка в рамках развития горного туризма?
Учитывая, что наши горы - это как море для приморских городов, найдите пожалуйста генпланы прибрежных зон в мировом опыте и посмотрите, как относятся мэрии этих городов к развитию местного туризма.
Зато у нас - стихийная приватизация и захват земель, полный разгром ближайшего горного ландшафта, с точки зрения баланса земель целевого использования и природоохранных земель, опасных земель и стратегических для функционирования Алматы.
Есть прецеденты, не побоюсь этого слова, кощунственного изменения территории нацпарка. О них надо писать отдельно. Я уже не говорю, о том, что у нас сейсмо-, лавино- и селеопасные горы с повышенными баллами. Кстати, Шымбулак и всё, что выше, относятся к территориям повышенной опасности. То же самое - и склоны Кокжайлау, ну, может, чуть меньше.
Поэтому одномоментное прибытие туда нескольких тысяч человек (до 5000) - это нарушение всех норм безопасности, включая экологическую, транспортную, стихийную и даже террористическую, несмотря на то что эти объекты находятся в непосредственной близости к городу.
Короче, нельзя превращать эти объекты в городские парки. Что, собственно, и произошло с нашим красивейшим Шымбулаком, который, имея трассу международного олимпийского стандарта, мог бы стать центром профессионального гонолыжного спорта в Казахстане.
Но увы, сегодня это всего лишь городской парк skydrom, работающий по выходным в самом экстремальном режиме, невзирая на то, что он находится в зоне повышенной опасности, согласно классификации горных территорий.
На строительство ГЛК «Кокжайлау» надо смотреть еще и в этом ракурсе. И если мы нормальные патриоты Алматы, то позаботиться об этом нужно было уже давно, а сейчас тем более. Потому что это будет очень опасный прецедент, который усугубит и без того плачевную ситуацию, описанную выше, и продолжит ее.
Полагаю, что ГЛК «Кокжайлау» постигнет та же судьба, что и Шымбулак, с единственным отличием, что там зароют предположительно $1,5 «ярда» государственных денег, в интересах какой-то одной группы лиц.
Сейчас, в условиях «новой реальности», а также, чего нельзя исключать, в условиях транзита власти, будут разрабатываться любые мало-мальские активы и за любые деньги, куда, по несчастью, попадает и наше Кокжайлау.
Таким образом, мы находимся в жесточайшей дилемме. С одной стороны, есть как бы программа развития туризма в Алматы, но, с другой, есть жесткая проблема, уже свершившаяся с нашими горами. Есть еще не решенные моральные аспекты этого вопроса. Это всё, кроме множества экспертных заключений, включая и от международных организаций, почему нельзя строить ГЛК «Кокжайлау».
Более того, всем, кто хочет делать бизнес на Кокжайлау или жить там, то, согласно мировому опыту, практически все известные горнолыжные курорты мира являются убыточными по сути и субсидируются из местных бюджетов, так как относятся к социально значимым объектам, в рамках развития местного спорта и туризма.
Большая часть европейских горных резортов являются «большой альпийской семьей», располагающей огромным, по нашим меркам, количеством трасс разного профиля, включая фрирайд (катание на сноубордах или горных лыжах вне подготовленных трасс и вне области обслуживания горнолыжной индустрии - Ред.).
И еще это огромное количество бенефитов для туристов: например, вы можете приехать на лыжах из Швейцарии в Италию или во Францию со всеми полагающимися бонусами, это уже мощная сложившаяся культура.
Нам тоже реально нужен серьезный горнолыжный курорт, и не один. Нам нужен такой курорт, который станет брендом Казахстана. Вопрос в том, где его ставить.
И второй вопрос: он должен отвечать всем мировым требованиям по количеству и профилю трасс, по отелям и кемпингам, по уровню сервиса и доступности - а это целый кластер, начиная с аэропорта, коммуникаций, сервисных конгломератов, он должен быть в сети туристических маршрутов ЦА и Китая. И у нас есть такие возможности, только они находятся не в Алматы, а в Алматинской области. Так что не туда смотрим.
Вот на фоне такой постановки вопроса затея ГЛК «Кокжайлау» - это довольно опасная затея для города! Через лет пять Алматы со своей агломерацией уплотнится еще до 3 млн человек, потом еще больше. Еще десятки тысяч горожан встанут на лыжи, и что тогда будет с Шымом и Кокжайлау?
Страшно представить, что будет с Алматы и перегрузом южных границ города, со сверхуплотненным строительством в этой части? Что стало с Шымом, мы уже видим: пробки в выходные дни начинаются с уровня ресторана «Беладжио», как в новогодние выходные...
Так что будет весьма разумно эти $1,5 «ярда» государственных денег потратить на строительство современных многоэтажных паркингов в Алматы: и деньги отобьются, и городу хорошо, и люди спасибо скажут.
Нурлан ТУРЕХАНОВ, дизайнер:
Чем плохо, что у нас появится еще один Чимбулак?
С точки зрения обладания, личной выгоды, мне абсолютно всё равно - станет Кокжайлау лыжным курортом или так и останется диким местом. Я не хожу в горы, я не катаюсь на лыжах.
Осторожно предположу, что таких, как я, в городе подавляющее большинство. То большинство, которое раз или два в год так или иначе забирается полюбоваться природой на Медео, на Чимбулак, но никогда, никогда не было и не будет на Кокжайлау.
Почему? Ответ на поверхности: не надо потеть и лезть в гору, тебя привезут и отвезут с комфортом.
Что такое Кокжайлау? Это красивое ровное место с великолепной панорамой, длинными склонами, нетронутой природой и прочими прелестями наших гор.
И каким бы красивым оно ни было, это всего лишь место, маленькое пятнышко в массиве Заилийского Алатау, которое простирается на сотни километров вправо и влево и на семьдесят километров вглубь, в Киргизию.
Что имеют защитники Кокжайлау?
Они, их мало, напомню, они имеют практически недоступный для большинства горожан и гостей города закрытый клуб «Кокжайлау». Это офигенно какая привилегия, и естественно, расставаться с ней они не хотят.
Но кто же вот так просто, на голубом глазу, честно и откровенно скажет об этом? Никто. Поэтому они придумывают красивые причины, чтобы скрыть свои нехитрые помыслы: это «лёгкие города», это единственное место, куда можно пойти погулять, это последняя надежда горожан.
Когда это не помогает, они начинают пугать: водонапорная башня не выдержит землятресения, упадет и смоет пол-Алматы, канализация заразит городской водопровод холерой, власти сделают платный въезд, и никто не сможет больше туда попасть. Последнее, признаться, в нашей стране вполне возможно, но не обязательно.
Но таковы уж издержки проживания в огромном мегаполисе, что дикие места для избранных постепенно облагораживаются и становятся не дикими и с этим бороться можно, но бесполезно.
Да и не завод по выпуску химудобрений там собираются строить, а курорт. Лыжный курорт на радость всем любителям спорта и активного отдыха. Не за это ли вы ратуете всё время? Вы же из тех, кто радовался велодорожкам в городе? Катайтесь теперь.
Хоть я и не лыжник, но знаю, какие огромные пробки в сторону Чимбулака, какие огромные очереди на горе, как тесно там и базарно. Чем плохо, что у нас появится еще один Чимбулак? Не понимаю. Вернее, я вас-то очень хорошо понимаю, но теперь, когда ваши тайные помысли вскрыты, вы же не станете упорствовать?
Знаю, что вы не церемонитесь со своими оппонентами и в очередной раз нашлете на меня свои проклятия, как будто я собираюсь отобрать вашу личную вотчину, но мне плевать. Жизнь должна двигаться вперед, город должен обустраиваться во благо всех его жителей и становиться доступным для всех и везде, даже в горах.
Хотите дикого? Это всего лишь на один перевал дальше будет.
На Кокжайлау должен быть курорт для всех.
Другое дело, что на это, кажется, уже совсем не осталось ни денег, ни желания. Придет ли частный инвестор? Зарубежный, наверное, нет, а наши уже не при деньгах, так что и спорить-то особого смысла нет.
Суббота. Солнце.
Виски с кедровыми шишками, костер, шашлык…
На карте Альп кружочками отмечены все горнолыжные курорты: синие - французские, красные - швейцарские, зеленые кружочки - итальянские и белые - курорты Австрии.
На втором фото одиннадцать крупнейших курортов Австрии, где указана общая длина трасс и перепады высот.
Посчитаете сами, или поверите мне? Общая длина лыжных трасс этих одиннадцати австрийских городков более 2 456 километров. Это через весь Казахстан от Каспийского моря до Монголии, это три часа полета на Боинге, это из Астаны до Дели, это от Канады до Норвегии через весь Атлантический океан.
И это только австрийская часть Альп, сопоставимая по размерам с нашим Заилийским Алатау, и то, только одиннадцать городков.
Понятно, что к нам кататься никто и никогда не приедет и международным курортом мы никогда не станем в ближайшие тысячу лет. Но для себя? Для себя мы можем построить хотя бы десять километров грёбаных лыжных трасс, чтобы не торчать половину воскресенья в очередях?
Чего вы вцепились в КЖ, как старая девственница в …? Вам гулять негде?
Австрия - благословенная страна с территорией в три раза меньшей, чем Алматинская область, с населением в пол-Казахстана и с лыжными трассами в тысячу раз длиннее наших, находит, где гулять, и живет в десять раз лучше нас. А нам, б.., совершенно негде, негде гулять.
Фото: civ-def.org.
Источники: страницы Жанны СУЛТАН и Нурлана ТУРЕХАНОВА в Facebook. Публикуется с письменного разрешения авторов.