Ratel.kz начинает дискуссию между сторонниками и противниками строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» в предгорьях Заилийского Алатау
Иллюстрация: панорама курорта «Кокжайлау» (эскиз 2014 г.).
Продолжение. См. начало: «Куда ни кинь – везде Есимов», «Акимат Алматы снова навострил лыжи на «Кокжайлау», «Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить».
Строительство инфраструктуры горнолыжного курорта «Кокжайлау» было начато в 2013-2014 годах, но затем на несколько лет приостановлено. Поздней осенью минувшего года «активности» возобновились.
9 ноября 2017-го аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК на пресс-конференции в СЦК заявил о твердом намерении реализовать проект, пусть и оптимизированный. Днем ранее городское управление туризма и внешних связей заключило договор о разработке ТЭО (технико-экономического обоснования) строительства ГЛК «Кокжайлау» с ТОО «Almaty Mountain Resorts», которое само же и учредило. На 175 млн тенге (без НДС).
Несмотря на решимость акимата, противники проекта надеются, что ситуация обратима и еще не поздно поставить на нем крест. Потому что, по их мнению, он не принесет никакой пользы, кроме вреда.
На разработку ТЭО, без которого невозможно начать новое строительство, отведено 150 дней. То есть оно будет готово не раньше апреля.
Ratel.kz решил воспользоваться этой паузой и начать дискуссию между сторонниками и противниками проекта ГЛК «Кокжайлау». Предпочтение будет отдаваться взвешенным мнениям, аргументированным не эмоциями, а цифрами, проверенными фактами и экспертной оценкой.
Куат ДОМБАЙ, общественный деятель:
Алматы без международного туризма умрет
- Есть какая-то несуразность в позиции защитников Кокжайлау. Они выставляют себя поборниками чистой экологии и говорят, что Кокжайлау - это «лёгкие города». Однако, если прямо сейчас просто выглянуть в окно и посмотреть, где в Алматы эти «лёгкие»? Мы дышим и болеем онкологией из-за смога, но я не я не вижу, чтобы эти поборники экологии пикетировали действительные загрязнители воздуха в нашем городе. Предложил им пойти вместе попикетировать ТЭЦ... всех кокжайлаусцев куда-то сдуло.
Что касается самого проекта строительства горнолыжного комплекса на Кокжайлау, поразмыслив, решил, что я поддерживаю его. Вот три самые важные причины:
1. Международный туризм. Шымбулак сейчас не является международной дестинацией по простой причине. Там можно кататься всего 3 дня максимум (очевидно, имеется в виду – 3 дня в неделю. – Ред.). Поэтому его невозможно продавать пакетом. Просто скучно. Кокжайлау заполнит эту брешь, дав полновесные три добавочных дня, и тогда триада Шымбулак, Медеу, Кокжайлау станут полновесным международным курортом. Можно продавать пакеты на 6 дней. Это же даст и мощный толчок развитию Медеу как центральной дестинации с гостиницами и пр. В самом городе откроются сотни новых гостиниц всех категорий, я не говорю уже о ресторанах и прочей инфраструктуре.
2. Алматы без международного туризма умрет. Он уже превратился в большую деревню полубарахолку. Развитие туризма даст городу десятки тысяч (!) рабочих мест - это рестораны, гостиницы, сервис. Это живая валюта, которая попадает не в призрачный Фонд поддержки банков, а напрямую народу. Народ, который либо станет официантами, либо отрастит бороды и завтра захватит Акимат с «калашниковыми». Развитие международного туризма в Алматы - это вопрос социальный, экономический и безопасности нашего города. Именно так стоит вопрос.
3. Логическим продолжением туристского кластера станет и аэропорт... Но это уже из другой оперы, хотя как международный хаб он даст мультипликативный эффект для восстановления экономики города. Алматы тогда будет уже формировать не призрачные 20% налоговых посутплений, а даст приток реальной валюты, развития МСБ (не ПИТ, а настоящий).
Только что я вернулся с трекинга на пик Фурманова, для меня как коренного алматинца наши горы и Медеу являются гордостью, это часть моей жизни. Мне также нравится Шымбулак, как и десяткам тысяч других алматинцев. Давайте не будем ханжами, проблемы экологии города Алматы - это не Кокжайлау, иначе тогда бы мы не строили то, чем гордимся. Я – «за» строительство горнолыжного комплекса с обязательным соблюдением всех международных экологических стандартов, где готов быть волонтером. Я считаю, нашему городу нужен этот проект, он нужен и всем горожанам которым надо зарабатывать на хлеб насущный. А бередить воздух защитника Кокжайляу - далбаса это и фейсбучное ханжество. Еще раз рекомендую выглянуть просто в окно и подумать, где у нас проблемы.
Нурсултан БЕЛХОДЖАЕВ, специалист по маркетингу:
Массового туризма в Казахстане никогда не будет
- Почитал посты интересных людей. Люди пишут про никому не нужную защиту деревьев, про черно-белый мир и что делать надо всё с умом. Хороший лозунг, кстати.
Что же, если действительно подключать мозги, то есть несколько аспектов, игнорировать которые можно только без этого самого ума.
Вот это небольшое ущелье и территории выше него находятся в центре Национального парка Иле-Алатау. И если бы с умом, то надо бы послушать национальный парк о значении Кокжайлау для нацпарка. Можно узнать для себя много новых вещей от профессионалов, кстати. Например, они (нацпарковские эксперты) говорят, что все территории отчуждения под этот самый курорт напрямую повлияют на пути естественной миграции животных и нацпарку как системе будет нанесен непоправимый урон. Это не считая 10 тысяч срубленных деревьев (в Ате вообще обожают этим заниматься). Но это если спрашивать с умом, ТЭО требовать, читать это ТЭО и анализировать его, а если делать по принципу «я сбегал на КЖ, там всё норм», то да, можно говорить, что курорт «ничему не может навредить».
Далее, если спрашивать профессиональных проектирующих горнолыжные курорты людей, то они скажут, что трассы в этом месте получаются «черными» по степени сложности. Это данные, кстати, из официального ТЭО курорта. Значит, такой курорт интересен только катающимся очень продвинутого уровня, на грани экстрима. Не «попса», в общем, получается у ребят, а значит, рассчитывать на кучу людей, мейнстрим то есть, не приходится. Особенно если брать масштабы курорта в соотношении с Чимбулаком (курорт на Кокжайлау всего-то в 10 раз больше). Грубо говоря, вы хотели пополнить свой парк мопедов для проведения соревнований, а получили вполне себе грузовик. Зато кричите всем, что пополнили автопарк «техническими средствами». Но это, опять же, если спрашивать профессионалов, книги читать, отчеты, а если «я сбегал на КЖ, там всё норм», то и так сойдет.
Третье - маркетинг и спрос, это по адресу. В этом государстве реальная покупательная способность населения упала за последние два года ровно на размер двух девальваций. Условно скажем, большинству населения нашей маленькой 18-миллионной страны совсем не до курортов близ Алматы. Ой, совсем не до курортов. Спроса на курорт без увеличения покупательной способности населения не будет. А ее (покупательской способности) сегодня нет, она упала. От того ли народ второй год бойкотирует цены на Чимбулаке, что хочет второй курорт? Ну, с этим же надо как-то считаться, если подходить к вопросу с умом. Это в целом к вопросу о планировании.
Об изучении потенциального рынка. Господам БАЙБЕКУ (аким Алматы. – Ред.), БАЙТАСОВУ (издатель Forbes Kazakhstan, активный сторонник проекта. – Ред.), ТУРЕХАНОВУ (известный дизайнер. – Ред.) - вы, ребята, ошиблись страной при планировании курорта. Чтобы писать «я считаю, что курорт нужен, и таких, как я, большинство», - надо совершенно потерять контакт с реальностью в Казахстане. Либо надо находиться в другой стране, тысяч на шесть или больше километров западнее от Алматы. Зарплатами и мозгами - точно. Но этот аргумент работает, только если относиться к делу курорта трезво. Если же нет, если же «я вот на КЖ сбегал - отличная тема», тогда да. Тогда вообще нет разницы - мусороперебатывающий завод, горнолыжный курорт с «черными трассами» и любая иная идея, которая появится после очередного «зажигает».
Любителям аргумента «Я вот примерил это на себя - я хочу» - примерьте на себя среднюю зарплату в Алматы: около 204 тыс. тенге в месяц до вычета налогов, на 12 месяцев - поживите, может, на зарплату новый шлем купите, а может, хоть что-то понятно станет в голове. Еще есть классная фраза Игоря КАЧАЛОВА: «Если вам кто-то говорит – «Я делаю вот так и вот так, и поэтому так делают все» - игнорируйте это мнение, оно не стоит ничего, ибо только цифры играют роль». А если это вам говорит ваш маркетолог, то его впору увольнять. Интересно было бы, если бы эти господа были маркетологами...
Четвертое - туризм. Опять же, «если по уму», то хорошо бы спросить: а кто вообще поедет в Казахстан кататься на лыжах? Тогда хорошо бы послушать профессионалов в туризме в Казахстане, которые говорят: Казахстан - это удаленная дестинация. Массового туризма здесь никогда не будет. Это экзотика, и причиной тому - вагон и маленькая тележка причин. Вот этот аргумент, кстати, стал причиной того, что в последнем ТЭО проекта число катающихся из других стран в расчетах резко поменяли с 70% иностранцев на 96% казахстанцев. При средних зарплатах в 700 долларов рассчитывать на 96% местных было как минимум непрофессионально еще тогда. Как и не профессионально было ссылаться на число катающихся в Австрии, Германии, Франции и, конечно, Швейцарии. Но это в 2013-14 годах, до двух девальваций. А сегодня?
Ну, и пятое направление - инвестиционная привлекательность, про которую никто почему-то не говорит. Ни Байбек, ни Байтасов, ни его жена, ни Туреханов. Этот проект становится чем-то там привлекательным, только если появляется инвестор, который строит там жилье и продает его. Привлекательным он является только тогда, когда все сети тащит государство: воду, электричество, дороги. Это же абсолютно не тронутые человеком места, а значит, прокладка инфраструктуры там стоит космических денег. Сомневаетесь? Спросите у любого, кто строил что-то на пустом месте. Умножьте это раза в 3: вы же на высоте 2400м, и у вас нет даже дороги. Предыдущий проект учитывал постройку 130 000 кв. м жилья. Вот там экономика играла, на готовых госсетях. Получилась отличная модель - мы толкаем курорт, мы строим дома, хорошо зарабатываем на продаже жилья, а государство.... строит нам все сети. Инвестиционная привлекательность у проекта есть, для весьма ограниченного числа реципиентов, правда.
Кстати, прошлое ТЭО обещало стоимость проекта в 1,3 миллиарда долларов и было весьма предварительным и размытым. Может, поэтому 90% людей на всех голосованиях (без участия ботов) всегда были против курорта на Кокжайлау?
Ребята, у меня еще по сейсмике есть что сказать. Писать? Ну, если вкратце, то сель 1973 года (Гугл в помощь про плотину Медео и ее роль в этом) начался с прорыва маленького озерца на высоте 3200 м над уровнем моря. Объем того озерца, кстати, был 220 тыс. куб.м. Ну вот, поскольку снега на КЖ не 9 метров, как обещали официальные лица, то для курорта надо три таких озерца общим объемом 330 тыс куб.м. Так-то конечно, «я на КЖ сбегал – всё норм». Но вот если подключить мозги... да если бы «Казселезащите» дали слово... они бы вам много интересного рассказали бы!
Иллюстрация: tengrinews.kz.
Источник: страницы Куата ДОМБАЯ и Нурсултана БЕЛХОДЖАЕВА в Facebook. Публикуется с письменного разрешения авторов.