Возможна ли в принципе модернизация экономики в стране, где главный бизнесмен - государство, а производство унижено?
На снимке: 6 декабря 2016 года. Аким ЮКО Жансеит Туймебаев запускает сталелитейный завод, который до сих пор не выдал ни одной единицы продукции.
Чего ни хватишься – ничего не работает
В первый день весны Ratel.kz рассказал о том, что сталелитейный завод в индустриальной зоне «Бадам» Южно-Казахстанской области, торжественно открытый накануне 25-летия независимости, до сих пор не приступил к выпуску продукции.
Причина банальная: к зоне не подвели электричество и газ. Хотя должны были – еще в июне прошлого года: к этому сроку ИЗ обещали сдать под ключ. В ответе – управление энергетики и ЖКХ ЮКО, проводившие тендер на строительство промзоны. Цена вопроса – 2,4 млрд тенге.
Ввод в эксплуатацию не готовых к работе предприятий стал таким же невинным национальным обычаем, как поедание конины, еженедельный шаттл по маршруту Астана-Алматы-Астана, свадьба в кредит и фраза «есть же» («бар ғой») в качестве прицепа к любому предложению.
Два года назад в той же области по телемосту дали старт тракторосборочному производству Kazkioti. Надо ли говорить, что ни один трактор не огласил поля своим «дыр-дыр-дыр».
Тем не менее, как сообщает собкор Ratel.kz Динара БЕКБОЛАЕВА, акимат ЮКО бюджетными деньгами поддерживает вегетативное существование завода.
Инновационное предприятие по производству планшетов, телевизоров и мониторов «Акку» в Актау, тоже открытое онлайн в 2011-м, два года занималось тем, что перепродавало самсунговские гаджеты, выдавая за свои. Государству нанесен ущерб в 200 млн тенге.
Карагандинский завод «КазАвиаСпектр» на низком старте шесть лет назад грозился выпускать не только сельхозавиацию, но даже малые пассажирские и реактивные (!) самолеты. Очарованное дерзновенными мантрами, АО «КазАгроФинанс» выделило ему кредит на 880 млн тенге.
А в программе «Дорожная карта бизнеса-2020» заложили 202 млн тенге на прокладку трассы к предприятию. Но завод оказался бескрылым и даже захудалого самолетика «Фермер» за минувшее время не произвел.
Аким Кызылординской области Крымбек КУШЕРБАЕВ с 2014 года нянчит идею стекольного завода. И строительство с государственным софинансированием началось.
Но стеклянную мечту разбил Куандык БИШИМБАЕВ, в бытность главой холдинга «Байтерек» соорудивший с коллегами схему по хищению 1 млрд тенге на этом прорывном проекте.
«Приняли» Куандыка Валихановича в конце прошлого года, уже с поста министра нацэкономики. Достроят ли теперь завод, поди знай.
…Может сложиться впечатление, что ни одно из свежеиспеченных предприятий в Казахстане не работает. Это не так. Работают. Например, пивзавод Derbes в Алматы. Или производство по разведению рыбьей молоди Маргулана СЕЙСЕМБАЕВА. Но они построены без государственного участия. А у тех, кто подсел на бюджетные деньги, складывается общая кривая судьба.
Дело тут, думаю, немного глубже затертого постулата «государство – плохой менеджер». Проблема в том, что за последние 25 лет в Казахстане унижено производство материальных ценностей как таковое.
Мордору припарки
…В СССР в перекосах недостатка не было. У советской экономики хромала «мелкая моторика» - выпуск товаров народного потребления. Но форматы помасштабнее – сборка грузовиков, тракторов, военной техники, космических кораблей, литьё чугуна и стали, возведение ГРЭС, ТЭЦ и АЭС – худо-бедно ладились. Кстати, на останках той индустрии зиждется тяжелая промышленность современного Казахстана.
В 1990-х уважение к производству было сброшено с корабля независимости. Первое десятилетие это как-то оправдывалось всеобщей разрухой из-за развала СССР.
Но с начала 2000-х Казахстану поперла нефтяная масть и легкое бабло. Казалось бы, вот он - шанс модернизировать экономику. Но распорядителями нахлынувших прибылей овладела расслабляющая психология рантье. И при таких деньжищах умудрились не построить даже четвертый НПЗ.
В конце «тучных нулевых» опомнились: промышленность воскрешать как-то надо. И с 2010 года запустили госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития. Результат – как Мордору припарки.
Точку невозврата проскочили, не заметив: после золотого дождя прошлого десятилетия управители бюджетных потоков и их получатели рассматривали предприятия ФИИР прежде всего как объекты для отката и распила (см. перечень в начале статьи).
А с кризисом смысл во вводе производственных мощностей и вовсе пропал.
Год назад мне довелось слушать выступление главы Freedom Finance Тимура ТУРЛОВА по поводу финансовых процессов в Казахстане и в мире. Так вот, он сказал: те, кто в период шоковых девальваций предпринимал активные действия - запускал новые проекты, инвестировал в производство, то есть занимался бизнесом, - все они потеряли. А кто заранее вывел активы за рубеж, хранил их там в долларовой инкарнации и, грубо говоря, ничего не делал, - наоборот, выиграл. Это, по словам Тимура, наши чиновники.
…Вот у меня и созрел риторический вопрос. А возможны ли в принципе модернизация экономики и технологический прорыв в стране, где главный бизнесмен – это государство, производство опущено ниже плинтуса, а в зданиях госорганов отбирают смартфоны, расценивая их как угрозу национальной безопасности?
Знал ли аким?
И вопрос номер два. Знал ли аким Южного Казахстана Жансеит ТУЙМЕБАЕВ, занявший пост в октябре 2016 года и 6 декабря нажимавший красную кнопку «пуск», рапортуя об успешном выполнении всех поручений главы государства, - что к промзоне не подведена инфраструктура?
Если не был в курсе – значит, не владеет информацией о вверенном ему регионе. Тогда что это за аким?
А если знал, то, стало быть, пустить пыль в глаза президенту проще, чем валить на предшественников – Аскара МЫРЗАХМЕТОВА, ныне вице-премьера и главы Минсельхоза, и Бейбута АТАМКУЛОВА, министра того, чего нет: оборонной и аэрокосмической промышленности.
И ничего тут страшного нет.
Во-первых, рапорт о пуске «потемкинского» предприятия не такой уж смертный грех: очень хотелось с праздником поздравить, да и все так делают. Во-вторых, Мырзахметов и Атамкулов теперь вышестоящие, с этим надо считаться. А в-третьих, большинство госслужащих класса «А», как и Жансеит Кансеитович, бродят по замкнутому кругу «министр – посол – аким». (Иногда размыкая его, чтобы вырваться в вице-премьеры и даже премьеры. Или в тюрьму, не дай бог, конечно.) И никто из них не ведает, на какой участок его бросят завтра. Под кем или над кем он окажется.
Поэтому аппаратную этику на всякий случай надо блюсти. Эта штука будет поважнее всяких там заводиков.