Политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев о последних крупных кадровых перестановках в Казахстане
Произошли кадровые перестановки в тех структурах, которые отвечают за политическую и социально-экономическую стабильность в стране. Нурлан НИГМАТУЛИН (на снимке - слева) избран спикером мажилиса, Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ (на снимке - справа) назначен руководителем администрации президента (АП).
Что из этого следует?
Хочется верить, что эти перестановки не сводятся лишь к смене декораций. Давно уже пора говорить о качественных изменениях.
Сейчас главная задача, которая стоит перед всеми без исключения госорганами, - снять розовые очки и научиться не только получать объективную картину того, что на самом деле происходит в стране, но и оперативно доносить ее до президента. А это тяжело сделать без наличия эффективных коммуникационных каналов как снизу вверх, так и по горизонтали внутри самого бюрократического аппарата. В противном случае эти структуры будут играть лишь роль камердинера у дверей главы государства или выполнять функцию его секретарей.
Что касается руководителя администрации президента, то Адильбек Джаксыбеков уже возглавлял это ведомство с 2004-го по 2008 год, когда было «шоколадное» время высоких цен на нефть, что позволяло заливать экономику нефтедолларами и гасить всевозможные социальные конфликты. Хотя тогда в Алматы и произошли небезызвестные события в «Шаныраке», но воспринимались они как случайность. Теперь же выясняется, что многие проблемы, которые долгие годы накапливались в социально-экономической жизни страны и загонялись вглубь, просто ждали более благоприятного момента, чтобы заявить о себе.
Сейчас всё кардинально изменилось: кризис, низкие цены на энергоносители, металлы и т.д. А тут еще митинги по «земельному вопросу», теракты в Актобе, новые геополитические конфликты на постсоветском пространстве, странные события вокруг Тохтара ТУЛЕШОВА…
Вызовы времени диктуют необходимость адекватных изменений и в деятельности администрации президента. В этом плане у Адильбека Джаксыбекова работы - непочатый край.
Да, основной задачей АП является обеспечение реализации полномочий президента в разных областях, начиная от социально-экономической, внутренней и внешней политики, обороноспособности и национальной безопасности и заканчивая выстраиванием отношений с парламентом и акимами областей.
Да, миссией администрации президента, в том числе, является «качественное и своевременное информационно-аналитическое обеспечение деятельности президента».
Да, это всё так. Эти задачи никто не отменял. Вместе с тем перед новым главой администрации встает актуальнейший вопрос превращения этой структуры в эффективно работающий инструмент, который позволяет всегда, что называется, «держать руку на пульсе».
Может быть, начать следовало бы с оптимизации самой структуры администрации президента, которая, на мой взгляд, довольно громоздка. Например, непонятно, какую функцию выполняют несколько помощников и советников главы государства, включенных в эту структуру. Также было бы интересно узнать КПД заместителей главы АП, руководителей около десяти отделов, а также нескольких аналитических организаций, входящих в администрацию. Среди них есть и аналитический отдел, и ситуационный центр Совета безопасности РК, и даже Центр стратегических разработок и анализа. С учетом проблем по многим направлениям внутренней и социально-экономической политики возникает вопрос: к этим структурам не прислушиваются или они неэффективно выполняют свою работу? То есть в первую очередь следует вывести на новый уровень аналитику, результатом которой должна стать разработка четких эффективных сценариев в ответ на любой внутренний и внешний вызов.
Посмотрим, как у Адильбека Джаксыбекова это получится…
Что касается парламента, то прежде всего необходимы изменения в нынешнем фактическом статусе законодательного органа, который продолжает играть подчиненную роль по отношению к исполнительной власти. Очень хотелось бы, чтобы парламент стал равноправным партнером правительства, а депутаты - самостоятельно мыслящими политическими фигурами с инициативой и обостренной реакцией на проблемы, возникающие перед страной. Слабые, непопулярные и неконкурентоспособные партии, а также управляемые депутаты не смогут достойно отвечать на вызовы времени и не сделают парламент важнейшим политическим предохранителем.
Хотя глава государства и обратил внимание на необходимость более активного взаимодействия парламента с исполнительной властью, в действительности депутатам не хватает и активного взаимодействия с населением. Это нужно хотя бы для того, чтобы выражения вроде «кто как работает, тот так и содержится» больше не звучали из уст людей, которые формально до сих пор именуются «народными избранниками». Кстати, всех этих избранников что-то не было видно ни в одной конфликтной ситуации - например, на митингах по поводу Земельного кодекса, в качестве посредников между властью и обществом. Не было таких посредников и среди членов провластных политических партий, входящих в нижнюю палату парламента.
Более того, сами же депутаты, одобряя те или иные спорные законопроекты, например, о пенсионной или земельной реформе, своими действиями нередко создавали поводы для роста социальной напряженности. В результате на некоторые из этих решений глава государства, в конце концов, накладывал мораторий. Возникала странная ситуация. В разработке таких законопроектов участвовали и правительство, и АП, и парламент, а конечным итогом являлся президентский мораторий - как ответ Акорды на негативную реакцию снизу…