
Корейцы первыми пожаловались на дешёвую нефть для казахстанских заводов
Инвесторы из Республики Корея стали первыми иностранными партнёрами, публично выразившими недовольство существующим в Казахстане механизмом "обязательных поставок нефти на переработку" на принадлежащие "КазМунайГазу" нефтеперерабатывающие заводы.
Делегация Корейской национальной нефтяной корпорации (KNOC) во главе со старшим исполнительным вице-президентом КВАК Вонджуном специально прилетела в Астану на встречу с недавно назначенным министром энергетики Республики Казахстан Ерланом АККЕНЖЕНОВЫМ, чтобы обсудить операционную деятельность дочерних компаний KNOC в Казахстане: "Кен-Сары", "Меербуш" и "Алтиес Петролеум Интернэшил Б.В.".
Все эти компании ежемесячно получают от минэнерго разнарядку: какое количество из добытой нефти они обязаны поставить на НПЗ, и на какой из трех именно, и сколько им будет разрешено в этом месяце экспортировать. Регламентируются и поставки полученного с завода топлива, выработанного из их сырья. Так, например, в апреле текущего года ТОО "Кен-Сары" обязано направить с Павлодарского НХЗ полученные после переработки на регулируемый государством внутренний рынок 3144 тонны бензина Аи-92, 1157 тонн Аи-95 и еще 5255 тонн такого же бензина отправить на АЗС. Только при этом условии компания получит от министерства экспортную квоту. Аналогичная ситуация и по другим "дочкам" KNOC.
Между тем, по оценкам экспертов, из-за разницы экспортной и внутренней цены, ставя на НПЗ сырую нефть, производитель получает лишь 32-35% от той выручки, на которую мог бы рассчитывать, экспортируя эту партию. Что, естественно, вызывает недовольство инвесторов. Раньше скрытое, а теперь, как видим – и явное.
У государства – свои аргументы. "Мы ценим вклад KNOC в развитие нефтегазовой отрасли Казахстана. В то же время, в условиях прогнозируемого снижения добычи у ряда недропользователей и планов по увеличению объемов переработки нефти внутри страны, выполнение обязательств по поставкам на внутренний рынок приобретает особое значение. Министерство применяет утвержденные механизмы распределения нефти для всех игроков рынка, и мы рассчитываем на понимание и неукоснительное следование этим правилам со стороны партнеров из KNOC для поддержания стабильности", – цитирует г-на Аккенженова пресс-служба министерства.
Экономические стимулы всегда работают лучше директив – это аксиома. Будет цена на бензин справедливой (сегодня из десятка стран-соседей и партнеров по Таможенному союзу бензин и дизтопливо дешевле только в Иране и Туркменистане), компании будут поставлять сырье на заводы наперегонки, а не из-под палки.
Сегодня же более 50% от всего объема поставок нефти на НПЗ обеспечивают три компании: "Мангистаумунайгаз", "Озенмунайгаз" и "CNPC-Актобемунайгаз". В двух из них – китайские акционеры. Если государство продолжит сдерживать цены, они будут следующими протестовать? Тем более совместная казахстанско-китайская компания "КС Energy Group", помимо обязательств по поставкам бензина на внутренний рынок, исполняет еще поручение министерства по отгрузке дизтоплива по льготной цене сельхозтоваропроизводителям.
Объявленное в начале года плавное дерегулирование цен на бензин и дизельное топливо должно привести, наконец, к исчезновению ценового дисбаланса, что позволит повысить инвестиционную привлекательность нефтедобывающей отрасли за счет выравнивая нетбэка на экспорт и внутренний рынок. В свою очередь, это даст возможность нефтепроизводителям инвестировать в разведку новых месторождений и интенсификацию добычи на действующих.
Тогда и ходокам не нужно будет записываться на приём к министру энергетики.
Фото: пресс-служба министерства энергетики
Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".