
Несмотря на умные информационные системы распределение квот на экспорт нефти осуществляется в режиме ручного управления
“Серая зона” казахстанской нефтепереработки – в ней скрыты ответы на вопросы: кто, как и по каким критериям решает, сколько та или иная нефтедобывающая компания в этом месяце отправит нефти на экспорт, а сколько – на переработку на отечественные НПЗ.
Разница для компаний есть, и колоссальная – если за проданный за границу баррель нефти она может получить в среднем 75-80 долларов США, то за отправленный на НПЗ – всего 27-30 долларов. Такова обратная сторона дешевого бензина и дизтоплива в стране, цену которого государство регулирует десятилетиями.
Рулят в этой схеме чиновники Министерства энергетики РК, ежемесячно утверждающие так называемый График поставок нефти. Автор телеграм-канала “Дикая Орда” Данияр АДИЛБЕКОВ, опубликовавший несколько постов о способах и тайных пружинах формирования этого графика, поплатился за свое творчество свободой, получив осенью прошлого года 4,5 года колонии за заведомо ложный донос и распространение заведомо ложной информации. Не оправдываем его, так как не знакомы с материалами уголовного дела, но подозреваем, что он обвинял конкретных людей бездоказательно, не имея на руках документальной базы.
А мы имеем. В частности, предписание №01-13/139-И от 15 января 2025 года “Об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции”, направленное Агентством РК по защите и развитию конкуренции в адрес Министерства энергетики РК.
“Правилами формирования графика поставки нефти предусмотрено регулирование объемов поставок нефти на внутренний рынок через механизм утверждения Министерством месячных графиков поставок… Уполномоченный орган определяет объем поставки сырой нефти производителю нефтепродуктов для каждого недропользователя. Однако в Правилах не регламентирован механизм расчета процентной нагрузки по регионам, не предусмотрены критерии формирования перечня недропользователей, осуществляющих поставки на внутренний рынок и экспорт, а также определения объемов для каждого недропользователя”, – констатируется в документе.
В теории правила предусматривают “поддержание равномерной нагрузки на недропользователей”. На деле же Антимонопольное ведомство выявило, что “при распределении квот на экспорт двух нефтедобывающих организаций (НДО) с сопоставимыми объемами добычи Министерство произвольно меняет квоту от 0% до 100% от поданной заявки без объяснения причин”.
Для примера, в июле 2024 года ТОО “ФИРМА АДА ОЙЛ” получило экспортную квоту в объёме 2000 тонн. Однако после оплаты ТОО “ФИРМА АДА ОЙЛ” всех необходимых платежей, включая экспортную пошлину, Министерство энергетики в одностороннем порядке отменило вышеуказанную квоту без объяснения причин.
А как же принцип равномерности?
С 2015 по 2024 годы “ФИРМА АДА ОЙЛ” направляет в среднем 70% добытой нефти на внутренний рынок, хотя минимальные обязательства, в соответствии с государственной политикой, предполагают объем поставок на отечественные НПЗ в размере 30%. Даже будучи вынужденной практически все объемы отдавать на переработку, и здесь компания сталкивается с дополнительной дискриминацией со стороны чиновников профильного ведомства.
Согласно графику Министерства энергетики, стоимость переработки одной тонны нефти на Атырауском НПЗ составляет 60 984 тенге, на Павлодарском НХЗ – 29 680 тенге, на Шымкентском (ТОО “ПКОП”) – 39 576 тенге.
Так вот, начиная с августа 2024 года, за исключением октября 2024 года (и то, потому что в сентябре АНПЗ встал на ремонт), министерство систематически направляет всю нефть Товарищества именно на Атырауский НПЗ, где платить за переработку приходится почти вдвое больше, чем на других НПЗ. Как можно объяснить решение минэнерго, что из всех недропользователей Актюбинской области ТОО “Фирма Ада Ойл” обязано было с 2024 по 2025 гг. направлять все объемы добытой нефти, предназначенной для внутренненго рынка ТОЛЬКО на АНПЗ? Может, это такой изощренный способ наказания? Только вот за что?
Антимонопольное ведомство констатирует, что такое не поддающееся логическому объяснению регулирование приводит к:
- диспаритету поставок на внутренний рынок (у одних компаний квота составляет 40-45%, у других 75-100%) и, как следствие, диспаритету в квотах на экспорт;
- недополучению справедливого дохода некоторых недропользователей ввиду разных нетбэков (индекс экспортного паритета – цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) цены экспорта и внутреннего рынка.
Установленные в ходе расследования обстоятельства указывают на факты неравного подхода при распределении поставок на внутренний рынок среди НДО, без учета основанных на рентабельности, экономической и логистической составляющих, которые заложены при разработке заявок каждой конкретной НДО, говорится в предписании.
Министерство энергетики в начале года с помпой презентовало Информационную систему автоматизации графика поставки нефти “ОТМ Energy Tech”, отметив, что ее основной задачей является упрощение подачи и согласования заявок и повышение прозрачности и эффективности взаимодействия всех участников процесса. Проведенная антимонопольщиками проверка выявила, что, несмотря на умные информационные системы, “распределение квот на экспорт нефти осуществляется в режиме ручного управления, не регламентированы критерии и требования, по которым они распределяются среди нефтедобывающих организаций, что приводит к предоставлению отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ в виде большего объема экспортных квот, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами, в виде снижения экспортных квот, в том числе до нуля”.
А теперь – внимание, вопрос: кто конкретно в Министерстве энергетики принимает решение о “предоставлении отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ”?
Вряд ли это вопрос к министру, от которого АЗРК в своем предписании потребовало “в срок до 1 мая 2025 года обеспечить внесение изменений в Правила формирования графика поставки нефти, а также в Правила формирования графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, с целью регламентации прозрачного и равного механизма государственного регулирования поставок нефти для обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами и квот на экспорт, предусмотрев расчет равной процентной нагрузки недропользователей, внедрив критерии соответственно объемов добычи нефти и географического расположения месторождений, согласовав изменения с Агентством”.
Искать ответ на этот вопрос, думается, должны Генеральная прокуратура и Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции. Просим считать эту статью официальным запросом в их адрес.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!