Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Перманентное улучшение среды своего обитания для более комфортной жизни свойственно человеку. Но большинство из нас не выходит при этом за рамки своих квартир и приусадебных участков. Хотя периодически возникают и те, кто мыслит более глобально.
Вот несколько авторов и проектов, которые могли коренным образом изменить природу Казахстана в случае реализации.
1. Франц Шилленгер. Мегазаповедник в Тургайской ложбине
Создание огромного природного резервата, на территории которого строгая охрана животных сосуществовала бы с "правильной охотой" на дичь. Автор проекта (пожалуй, самого гуманного и "экологичного" из всех в этом списке) Франц Францевич ШИЛЛЕНГЕР – потомственный лесничий, зачинатель охраны природы в СССР. Заповедник, по его планам, должен был занять Тургайскую ложбину и протянуться таким образом от Аральского моря до Западно-Сибирской низменности.
Свой выбор Шилленгер обосновывал следующими доводами:
"Арало-Тургайский пролив представляет ещё громадный интерес и тем, что он одновременно служит небывало интенсивным местом гнездования водоплавающей, болотной и другой пернатой дичи. Следовательно, мы имеем здесь дело не только с величайшим внутриматериковым пролётным путём нашего Союза, но в то же время значительным внутриматериковым местом гнездования охотничье-промысловой дичи… Охранным районом Арало-Тургайского заповедника объявляется, по возможности, вся Арало-Тургайская депрессия, а также острова Аральского моря…"
В начале 1930-х проект Шилленгера был официально одобрен на республиканском уровне, но вскоре автора арестовали, обвинили в шпионаже и отправили в ГУЛАГ (откуда он не вернулся).
Инициатива заглохла сама собой.
2. П. С. Калачёв. Или-Чуйский канал
В 1950-е годы в поле зрения советских преобразователей попала река Или. Обсуждался и проект, автором которого был инженер П. С. КАЛАЧЁВ.
Согласно его планам, после строительства Капчагайского водохранилища, ниже по течению предполагалось перегородить реку ещё одной плотиной в Кулан-Басском створе и создать второе рукотворное море. А от него протянуть широкий Или-Чуйский канал в сторону реки Чу и далее - на орошение Бетпак-Далы и до самой Сырдарьи.
На пути следования илийской воды должен был появиться целый каскад новых ГЭС со своими водохранилищами. А весь водный путь сулил ещё и транспортную связь Алма-Аты с Южным Казахстаном и даже с Аральским морем посредством водного транспорта.
Вот, что писал по поводу проекта Калачёва академик-энергетик Ш. Ч. ЧОКИН:
"Строительство Или-Чуйского канала позволит вовлечь в сельскохозяйственное использование около 3,5 млн га земель, расположенных в юго-западной части пустыни Бетпак-Далы, получить свыше 2 млрд квт-ч в год электроэнергии от трёх ГЭС (Койжарылганской, Андасайской и Уланбельской)…"
Но у проекта были и противники. Ведь на другой стороне весов лежала судьба Балхаша, который при таком раскладе неминуемо превратился бы в "несколько небольших, разобщённых между собой водоёмов" и источником пыльных бурь.
Последовательный неприятель, казахстанский геолог Т. Н. ДЖУРКАШЕВ, излагал свои аргументы:
"Проект Н. С. Калачёва таит опасность многих осложнений. Прежде всего ставятся под угрозу ондатровое хозяйство в дельте Или и рыбные промыслы на озере. Кроме того, крупнейшие промышленные центры – Балхашский медеплавильный комбинат и Саякский рудник – лишатся источника воды для технических нужд".
3. Сталинградский канал
Ещё один гидрологический проект, направленный на коренное преобразование природы Западного Казахстана, не имел какого-то одного автора. Скорее всего идея явилась в процессе проектирования Сталинградской ГЭС и очередного искусственного водохранилища на Волге. Реализация задуманного позволила бы сотворить из пустынного Западного Казахстана очередную "житницу". И не только хлебную, но и мясную, рыбную, и даже лесную.
Суть проекта – перенаправление значительной части стока Волги из Сталинградского моря на восток, к реке Уралу, посредством мощного магистрального канала. По этому поводу в те годы писали:
"Работы по проведению Сталинградского канала в Казахстане позволят коренным образом изменить природные условия Прикаспийской низменности".
Было подсчитано, что новая гидрология в регионе в 30 раз расширит производство кормовых трав, в 40 раз – корнеплодов, в 7 раз увеличит продуктивность скота. В 10 раз возрастёт объём рыболовства на новых прудах и водохранилищах. А по берегам рукотворных рек и искусственных морей зашелестят 100 тысяч гектаров дубовых и сосновых лесов, которые в скором времени станут источником ценной древесины.
Более подробно об этом проекте я рассказывал ранее.
4. Инженер М. М. Давыдов и др. Поворот Сибирских рек
Самый долгоиграющий и неоднозначный проект, обсуждение которого началось более ста лет назад и не закончилось до сих пор, во всех версиях сводился к тому, чтобы развернуть великие реки Сибири в сторону Казахстана и Средней Азии. Существовала масса всяких вариантов, но остановимся на одном из самых амбициозных – строительстве Обь-Арало-Каспийского канала. Схему проекта составил инженер М. М. ДАВЫДОВ в середине прошлого столетия.
По задумке автора, на Оби, ниже впадения Иртыша, строилась плотина, за которой появлялось огромное море площадью 250 тыс. кв. км. Южный берег водохранилища заходил обширным заливом в Тургайские ворота. Отсюда сибирская вода через канал и углублённое русло реки Тургай изливалась бы в Аральское море. А далее, по староречьям Сырдарьи и новым водным магистралям, через Сары-Камышскую котловину и Узбой, доходила бы до самого Каспия.
Канал также должен был стать судоходным и по пути питать водой не только поля и пастбища, но и турбины нескольких ГЭС.
Однако, по подсчёту автора, одной лишь обской воды для реализации проекта не хватало. Оставшуюся (примерно треть) должен был додать Енисей, также перегороженный плотиной и соединённый каналом с водной системой в нашей республике.
Вот, что писали авторы капитальной академической монографии 1952 года – "Очерки по физической географии Казахстана":
"Грандиозный масштаб нового водного пути, его значения для освоения пустынь и изменения климата Казахстана трудно вообразить… При широком использовании механизации и взрывных работ ввод в эксплуатацию этого гигантского сооружения может быть осуществлён в течение 3 – 4 пятилеток".
…Если не принимать во внимание скромный канал Иртыш-Караганда, построенный в 1968 году, все грандиозные гидропроекты прошлого века в Казахстане так остались на бумаге.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!