Как в Казахстане прокладывали автомобильную трассу через древнее городище, которое находится под охраной ЮНЕСКО
На снимке: в 2014 году через древнее городище Талгар (VII-XIV вв.), входящее в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, начали строить трассу на курорт Акбулак. Фото 2016 года.
Продолжение интервью с руководителем казахстанского экологического общества «Зеленое спасение» Сергеем КУРАТОВЫМ. Начало см. здесь.
В первой части нашей беседы Сергей Георгиевич рассказал, как наши власти, реализуя проект курорта «Кокжайлау», попирают не только собственные законы, но и многочисленные международные обязательства Казахстана. Сегодня он говорит о том, к каким чудовищным последствиям для природного и культурного наследия приводит такой «правовой хаос».
На снимке: Сергей Куратов.
Как уничтожали урочище Шымбулак
- В урочище Шымбулак мы наблюдаем сходную ситуацию, - продолжает Сергей Куратов. – Нам тоже обещали: будем строить курорт, развивать инфраструктуру. Но ответьте на простой вопрос. А чья она – территория Шымбулака? Вроде как частная. Ну а склон-то - чей? И тут выясняется, что эта территория сдана национальным парком в аренду владельцам курорта «Шымбулак».
На снимке: бульдозеры появились на Шымбулакском склоне больше 10 лет назад. Фото 2006 года.
В таком случае арендатор должен соблюдать все требования, предъявляемые к особо охраняемой природной территории. Потому что территория не выведена из национального парка и подчиняется его администрации.
Но что мы видим? В урочище уже уничтожено более 10 гектаров не только растительности, но даже почвы. Это что – такая природоохранная деятельность?
На снимке: склон Шымбулака после «профилирования».
- Причем это сделано еще перед Азиадой 2011 года. Тогда весной, летом и осенью я поднимался на канатке на Талгарский перевал и постоянно видел на склоне работающие будьдозеры.
- Более того, сейчас строители забрались на Талгарский перевал, проложили ветку в сторону ущелья Левый Талгар и продвигаются вверх, к леднику Богдановича (имеются в виду новые ветки гондольной трассы. – В. Б.).
На снимке: после уничтожения почвы в урочище Шымбулак стали образовываться селевые потоки.
В результате полного уничтожения растительности и почвы на склонах для катания стали формироваться мощные дождевые паводки: раньше влагу удерживала растительность, сейчас вода просто стекает по камням, и образуются потоки. Выше Горельника дорогу в 2011 и 2013 годах чуть не смыло. Один раз паводок даже трактор унес.
На снимке: трактор, стаскивавший со склона бревна, селевым потоком смыло в реку, откуда его насилу достали.
После этого понадобились средства, чтобы построить дополнительную селезащитную плотину там, где раньше была речушка, которую мы в детстве шутя перепрыгивали.
Вот они – плоды нарушения строительных норм, закона «Об особо охраняемых природных территориях», несоблюдения арендатором природоохранных требований. Вот он – горнолыжный курорт. Вот она – обратная сторона таких проектов.
Если посчитать убытки от такой деятельности, то, боюсь, они превысят всю прибыль, которая была получена от курорта.
Я уже не говорю о том, что склон Шымбулака стал голым и каменистым, хотя раньше его покрывала великолепная буйная растительность, через которую было даже трудно пройти.
Как китайцы спасли от разрушения городище Талгар
- В первой части нашей беседы вы говорили, что номинация «Северный Тянь-Шань (Иле-Алатауский национальный парк)» пока находится в предварительном перечне для включения в Список всемирного наследия от Республики Казахстан. А как поживают казахстанские объекты, которые уже получили этот статус и находятся под охраной ЮНЕСКО?
- Даже включение территорий в Список всемирного наследия воспринимается нашими чиновниками, скажем так, несерьезно. Ярким примером нарушения Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, является история, произошедшая с городищем Талгар.
Объект включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО летом 2014 года. А осенью – того же 2014 года – через городище решили… построить автомобильную дорогу.
На снимке: трассу прокладывали прямо через городище Талгар.
На снимке: раскоп по трассе планируемой дороги.
На снимке: при реставрации часть крепостного вала была разрушена, на ее месте построили новый вал из шлакоблоков. Июнь 2016 года.
На снимке: древнее городище – место выпаса овец.
- А куда она шла?
- На горнолыжный курорт Акбулак. Что для нас важнее? Курорт или объект всемирного наследия? А почему бы не сохранить и то и другое?
Приезжает одна комиссия из Центра всемирного наследия и ИКОМОС (ИКОМОС – Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест. – В. Б.), вторая, третья. Комитет всемирного наследия принимает одно решение за другим о том, что Казахстан нарушает Конвенцию. И что? А ничего. Только после того, как поднимается грандиозный скандал, в октябре 2016 года в Талгар приезжает Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ (в то время вице-премьер. – В. Б.) и буквально стирает в порошок специалиста, который дал заключение археологической экспертизы. И огромную выемку под дорогу, проложенную через южную часть городища, примерно 10 м шириной, 10 м глубиной и 150-200 м длиной, в течение нескольких дней засыпают землей.
На снимках: к приезду комиссии Центра всемирного наследия котлован под трассу наспех засыпали.
Наспех расставляют заборы, вешают плакаты. Снова приезжают международные эксперты, им объясняют: «Вот видите, ничего не было».
На снимке: …кое-как установили информационные щиты.
На что члены комиссии заявляют, что они получили фотографии и видели, что здесь произошло. Они знают, что южная часть городища была уничтожена.
На снимке: комиссия Центра всемирного наследия и ИКОМОС на городище Талгар. Ноябрь 2016 года.
В 2017 году Комитет принимает еще одно угрожающее решение в отношении Казахстана. Но в течение года после отъезда комиссии городище находится в абсолютно заброшенном состоянии.
На снимке: комиссия уехала – и на средневековом городище снова бродит скот. Март 2017 года.
На снимке: билборды сорваны. Март 2017 года.
На снимке: река Талгар размывает временные дороги, построенные в буферной зоне городища. 2017 год.
Надо сказать, что первыми подняли шум в 2014 году по поводу Талгара китайцы. Видимо, не осталась в стороне и Киргизия. Ведь городище входит в совместную, с участием трех государств, номинацию «Великий Шелковый путь: Чанъань-Тянь-Шанский коридор», инициированную Китаем. Китай и Киргизия не хотят страдать из-за глупостей, которые мы натворили. Я подозреваю, что вклад казахстанской стороны в прекращение безобразия минимальный: нас принудили остановить разрушение городища благодаря Китаю.
На снимке: фрагменты средневековой керамики, найденные на городище Талгар.
Вот вам пример, наглядно показывающий, как наше государство откровенно, без зазрения совести пренебрегает своими международными обязательствами.
Фото с сайта экологического общества «Зеленое спасение» и Вадима БОРЕЙКО.
Окончание интервью следует.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
«Куда ни кинь – везде Есимов».
«Акимат Алматы снова навострил лыжи на «Кокжайлау».
«Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить».
«ГЛК «Кокжайлау»: за и против».
«Кокжайлау: дикое место или курорт?».
«Юрист Виталий Воронов: Делать бизнес на власти - это и есть коррупция».
«Запомнить красоту, пока она есть».
«Азамат Джолдасбеков: Как нам обустроить Кокжайлау».
«Кокжайлау нужно превратить в экопарк».
«Лишать алматинцев такого отдыха - это преступление».
«Проект курорта «Кокжайлау» - это грандиозная афера».