Ratel.kz продолжает дискуссию сторонников и противников строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» в предгорьях Заилийского Алатау
Продолжение. См. начало: «Куда ни кинь – везде Есимов», «Акимат Алматы снова навострил лыжи на «Кокжайлау», «Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить», «ГЛК «Кокжайлау»: за и против», «Кокжайлау: дикое место или курорт?», «Юрист Виталий Воронов: Делать бизнес на власти - это и есть коррупция».
Алмас ЧУКИН, экономист:
Не разбив яиц, не сделаешь яичницу
- Нурлан ТУРЕХАНОВ зажигает по поводу Кокжайлау. Тут для меня всё понятно, и я поддерживаю и его позицию, и проект развития горнолыжного кластера.
Поднялся летом ради интереса на эту долинку. Нелёгкая задачка, кстати, со стороны Медео: местами чуть не за ветки надо цепляться, чтобы устоять на ногах. Говорят, со стороны Навои длиннее, но спокойнее подъём.
Но я хотел о другом. Меня давно занозит бестолковщина в головах людей про экологию. Уровень понимания такой: засорять - это «плохо», а не трогать - это «хорошо». Чёрное - белое. Зло и добро. Ну, на таком пингвиньем уровне: пузо белое, а спинка чёрная, чтобы не спутать, - мы далеко не уедем.
Два примера. Наши некоторые любители природы, не очень вдающиеся в нюансы, любят порвать глотку и клавиатуру с криками: «не рубите, не губите». Увидят где-нибудь, что деревья спилили: давай шум поднимем. Спору нет – деревья без нужды пилить не надо.
Но, как нам недавно показали в кино, есть минимум 50 оттенков серого. Ответ не такой простой – не трожь, и всё.
А если задачку чуть усложнить. Больное дерево рухнуло на машину и задавило людей внутри. Где экология? Деревья тоже не вечные, их надо лечить и рубить, когда надо. Или, другой вариант, стоит куча деревьев справа от тяжёлого перекрёстка, их спилить и построить дополнительную дорожку направо – это зло или добро? С точки зрения сохранения воздуха - безусловное добро. Двадцать-тридцать деревьев не компенсируют многочасовую работу сотен двигателей, стоящих в пробке.
Сто домов с печным отоплением делают больше вреда для воздуха города, чем парк 28 панфиловцев способен скомпенсировать. Я не предлагаю парк вырубить, я предлагаю немножко головой думать. Вот несколько лет назад ураган повалил десятки тысяч деревьев в ущелье на Медео. И что? Что-то изменилось с воздухом? А вот то, что на 29-м маршруте мэрия поставила автобусы на газе, реально изменило ситуацию. На Достык стало легче дышать.
Вот в Кыргызстане пять лет не давали крупнейшему предприятию в стране - золотодобытчикам Кумтора - расширяться из-за того, что им надо было убрать ледник. Экология. Полный бред с рациональной и экономической точки зрения.
Бюджету очень нужны источники доходов, люди болеют, и не хватает средств на их лечение, школы перегружены, и их надо строить, да много проблем. Нет, у нас важнее проблема – надо сохранить ледник. Ледник?! Ё-моё...
Во-первых, ледник не дерево. Через 10 лет, когда из-под него вытащат золото и рудник закроется, ледник сам «вырастет» опять. На то он и ледник.
Во-вторых, из-за глобального потепления и так 20% площади ледников уже растаяло и без Кумтора. 93% территории Кыргызстана - горы, процентов 10 ледники. Один ледник Давыдова - это примерно как один стул на футбольном стадионе. Но, понятно, приятнее пошуметь именно про этот ледник, золото, миллионная компания, глядишь, и разговор получится.
Экология - это наука. Ей в университетах учат. Доктора наук есть, только что-то их не слышно у нас. И у экологии есть огромная экономическая составляющая. Человек должен жить и брать что надо от природы. Не разбив яйца, не сделаешь яичницу. Но надо по возможности быть эффективным.
Вот долго носились с заводом по переработке мусора. Один даже был, уже обанкротился. Хотят ещё один сделать. На мой взгляд, глупость. Надо сделать перевалочную базу на железной станции в городе. У нас мусоровозы ездят за 20-30 км по городу в сторону Каскелена, чтобы вывалить мусор. Коптят, два, от силы три рейса в день могут сделать.
А вот если бы они где-нибудь в районе железнодорожного вокзала в мусоропоезд это вываливали бы - то и ехать недалеко, и машин меньше надо было бы. А один поезд в конце дня весь мусор куда-нибудь подальше вывозил бы на полигон. Чего-чего, а пустой земли вокруг города избыток.
А повторное использование материалов у нас не работает. Никому не нужна эта пластмасса и мокрая бумага. Нет промышленности и спроса.
В общем, я за развитие с умом. А не так, как в шутке: если человек, ни в чём не разбирается, он всё-таки разбирается в трёх вещах – в футболе, в педагогике и в медицине.
Юрий ДОРОХОВ, директор PR-агентства «Insight Media»:
Они всегда получают то, что им нужно, выжимают, а потом выбрасывают
- В выходные сводил отряд бойцов 8-11 лет на Кокжайлау. В условиях нехватки чая (забыл дома горелку) парни без стонов не только зашли наверх, но и затащили рюкзаки и тяжелые аргамаки.
Пока поднимались, вспоминал недавние посты о том, что узок, страшно узок круг людей, которые способны взойти на КЖ.
Этот круг действительно невелик. В него входят лишь дедушки с бабушками, куча студентов, дети (мои впервые поднялись своими ногами один в шесть, другой в пять лет), куча студентов, спортсмены, пара нефтяников лет за 60 с пузами и еще понемножку.
В общем, за время подъема насчитал всего-то полсотни человек от 4 до (на вид) 70 лет, да еще наверху была компания школьников - человек 20.
В этот круг не входят очень многие люди, которым ну ващще в лом напрягаться. Они в офисе напрягаются и дома напрягаются, а еще за развитие туризма ох как напрягаются! Они желают подъемник и автодорогу за счет госбюджета. И чтобы к приезду был накрыт стол в ресторане. Заведения на аль-Фараби давно надоели, «Есентай» надоел - нужно пожрать и бухнуть в новом месте.
Посмотрите на эти снежные склоны. Даже по фотографиям чувствуется, какая там стоит тишина. Как там не хватает тынц-тынц-музыки из динамиков. Как здорово будут смотреться эти елки, если из них сделать лесенки и веранды!
И они сделают. Будьте уверены. Они всегда получают то, что им нужно, выжимают, а потом выбрасывают.
На спуске по отсыпанной песком дороге мы прошли мимо развороченного колесами места. Сын спросил:
- Папа, помнишь, как мы тут катались на санках? Кажется, уже не покатаемся больше. Но хорошо, что мы успели тут покататься, пока я был маленьким, да?
Он тогда совсем мелкий был, лет шесть ему было. Не думал, что запомнит.
Сводите детей на Кокжайлау. Во-первых, такие прогулки - масса впечатлений и безумно полезны для здоровья. Во-вторых, пусть они запомнят эту тихую красоту, пока она есть. Жральни-едальни они и в городе посмотрят, а такие жайлау - нет.
Не откладывайте. Скоро и тут не будет.
Источник: страницы Алмаса ЧУКИНА и Юрия ДОРОХОВА в Facebook. Публикуется с разрешения авторов.
Фото: Алмас ЧУКИН и Юрий ДОРОХОВ.