Бу-бу-бу

7946 просмотров
0
Айдан КАРИБЖАНОВ
Четверг, 11 Июн 2015, 15:33

Упали цены на нефть - иссякли источники погашения кредитов

Хотел бы посмотреть на ситуацию с нацкомпаниями не с точки зрения того, "что есть куча", и на какую зарплату Голдман Сакс готов переманить Бахмутову, Шукеева и Рахметова. Это вещи малосущественные и скорее юмористические.

Долг государственной нефтяной компании в $18 млрд - это уже вещь существенная. Копился он много лет и стал результатом растущих амбиций. Через КМГ государство купило много активов во многом под давлением общественного мнения. "Почему иностранцы из нашей земли нефть добывают, по чьей земле ходят и т.д." Хорошо хоть, что не просто отобрали (хотя было и такое), иначе еще сто лет ходили бы со спущенными штанами по международным арбитражам.

Как всем было известно, нефть могла только дорожать! Чтобы купить месторождения, добывающие нефть, которая через год и десять лет будет только дороже, почему бы не взять денег в долг? Тем более, что деньги эти в долг иностранные инвесторы давали с удовольствием - не сможет КМГ, так государство поможет и заплатит, оно богатое. Весь этот фестиваль-карнавал очень напоминал историю с вечно дорожающими квартирами, ипотеками и спекулянтами. Упали цены на нефть - иссякли источники погашения кредитов.

Все это есть отражение очень большой недоговорённости в том, что делает государство. У государства есть роль контролировать, как нефтекомпании добывают нефть, соблюдают экологические требования, уважают трудовое законодательство и т.д. В условиях СРП, Кашагана и Карачаганака оно должно следить за тем, как компании делают инвестиции, контролировать расходы. А еще оно должно собирать с компаний много денег. В виде налогов, причитающейся нефти и т.д. Это очень большой спектр вещей, которые надо иметь волю делать, да еще и с должным умением. Хоть и прогресс в этом есть, но государство это делает пока плохо. А еще эта функция довольно конфликтная, государство при всей мягкости риторики про любовь к иностранным инвесторам в отношении сырьевых компаний должно умеючи вести перманентную войну. Если этого не делать - сядут на голову.

Вдруг в какой-то момент времени государство начинает активно лезть на другую сторону баррикад. Становится участником разных больших проектов, не имея должной экспертизы и глубоких карманов, становится "инвестором." Причем не главным, не сидит в водительском кресле, а больше в качестве статиста. Причем заплатив большие деньги, взятые в кредит. Складывается абсурдная ситуация, когда одним полушарием мозга государство должно заботиться о максимизации налогов, увеличении нагрузки, местном содержании, использовании местных кадров. С другой стороны, государство как инвестор должно думать о минимизации налогов, уворачиваться от экологических требований, хитрить и обманывать свое другое полушарие. Еще большую пикантность этому придает тот факт, что ключевые решения и по одним, и по другим вопросам принимают одни и те же люди.

В результате имеем то, что имеем. Что надо делать дальше? Дать денег из Нацфонда на развитие нефтянки и спасение КМГ? А разве Нацфонд не создан, чтобы инвестировать в несырьевые инструменты? А, кстати, куда инвестирует Нацфонд? Все ли там в порядке с инвестициями? А может КМГ лучше продать некоторые из своих победоносных активов? А почем? А кому? А почему РД КМГ сидит на куче денег и не инвестирует их?

А можно посмотреть еще шире и выйти за пределы КМГ и нефтяного сектора. А что происходит с долгами КТЖ? А КТЖ не просит денег из Нацфонда? А скольким компаниям КТЖ должна денег? А платит ли она их вовремя? А есть ли достаточный поток транзитных грузов из Китая, чтобы оправдать все эти эпические логистические проекты?

Или посмотреть на проблемы финансового сектора. Про девальвацию и курс тенге - уже оскомина. Тут у них один рецепт - может быть, рубль и нефть вырастут, тогда, может быть, и не придется ничего делать. А если не вырастут? Не вырастут - тогда и думать будем. Огосударствленная пенсионная система жива или нет? Что за чудовищные сделки по покупке облигаций, о которых мы слышим на рынке последние месяцы? Это какие такие частные компании теперь намерены осуществлять ее управление? Никаких внятных ответов на это нет. Зато нам рассказали про новый финансовый центр в Астане и английских судей, которые будут творить арбитраж в стеклянных зданиях будущей ЭКСПО.

Вопросов накопилось много. Никаких существенных ответов не них никто не дает. Только слышится какая-то монотонная колыбельная мелодия. Бу-бу-бу. Бу-бу-бу. Доиграемся мы так скоро.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента