Заявление об аварии удивительным образом совпало с обсуждением в Европе ужесточения санкционного пакета в отношении России
Авария на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске приведёт к проблемам с экспортом казахстанской нефти.
Вечером 21 марта пресс-служба консорциума сообщила, что из-за урагана и сильного шторма в районе порта Новороссийск был серьезно поврежден комплекс выносных причальных устройств (ВПУ). Если говорить упрощённо, это расположенная в бухте система насосов и шлангов, по которым сырая нефть с расположенных на берегу резервуаров закачивается в танкеры, стоящие на погрузке.
"По итогам внеочередной инспекции выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. В этой связи принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. По результатам водолазного обследования выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ", – говорится в сообщении консорциума.
Таким образом, из трех перекачивающих устройств в рабочем состоянии осталось только одно.
Пресс-служба утверждает, что в распоряжении КТК есть аварийный комплект необходимых шлангов, но из-за плохой погоды и ожидания специальных танкеров для промывки ремонт может занять продолжительное время: "В этой ситуации руководство консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу".
И это плохие новости для Казахстана. В прошлом году через систему КТК на европейские рынки было поставлено 53,1 миллиона тонн казахстанской нефти – это 78,5% всего объема экспорта углеводородов из страны.
Заместитель министра энергетики России Павел СОРОКИН уточнил, что ремонтные работы займут полтора-два месяца. "Это достаточно серьезные сроки, и мы видим риск того, что может выпасть около 1 миллиона баррелей в сутки", – сказал он.
Согласно прошлогодним данным, 87,4% всей нефти, прокачиваемой в Новороссийск по трубе КТК – это нефть, добытая в Казахстане на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Это и есть список пострадавших от аварии.
Теоретически некоторые объемы добытой на этих месторождениях нефти можно перенаправить в трубу "Атырау-Самара" или же отправлять через морской порт Актау или по железной дороге. Но в случае с "Атырау-Самара" высококачественная тенгизская нефть будет перемешиваться с российской, с западно-сибирских месторождений, которая сейчас из-за санкций торгуется с дисконтом к сорту "брент". А варианты с морем или железной дорогой не стоит и рассматривать всерьез.
Это значит, что планы по увеличению добычи на Тенгизе (по данным министерства энергетики Казахстана, в 2022 году предполагался рост почти на 2,2 миллиона тонн) придется скорректировать. Будут вынуждены снизить добычу и Кашаган, и Карачаганак.
В начале 2000-х в ожидании "большой нефти" Кашагана Казахстан с партнерами разработали проект строительства Транскаспийской системы транспортировки нефти. В 2008 году в Баку главы национальных компаний Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали соглашение о совместной работе по проекту. Особенность его состояла в том, что казахстанская нефть должна была идти на мировые рынки через Каспийское море и далее по системе "Баку-Джейхан" в обход России. Но проект был задвинут в дальний ящик стола, руководство страны ставку сделало на расширение мощности КТК. Зависимость от единственного партнера – России – в вопросе экспорта добываемой в Прикаспийском регионе нефти демонстрирует теперь уязвимость Казахстана.
Сторонники конспирологической версии обращают внимание на то, что заявление об аварии, сделанное руководством консорциума, где Российская Федерация имеет 24%-й пакет акций и её представитель возглавляет КТК, удивительным образом совпало с обсуждением в Европе ужесточения санкционного пакета в отношении России. В частности, страны Евросоюза согласовывают позицию о введении полного запрета на экспорт нефти из России. В условиях шторма на Чёрном море европейцы смогут проверить, как они себя будут чувствовать без нефти из Казахстана.
Фото: kzvesti.kz.