Тенгизскую и кашаганскую нефть запрут в Казахстане

30448 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 23 Мар 2022, 08:30

Заявление об аварии удивительным образом совпало с обсуждением в Европе ужесточения санкционного пакета в отношении России

Авария на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске приведёт к проблемам с экспортом казахстанской нефти.

Вечером 21 марта пресс-служба консорциума сообщила, что из-за урагана и сильного шторма в районе порта Новороссийск был серьезно поврежден комплекс выносных причальных устройств (ВПУ). Если говорить упрощённо, это расположенная в бухте система насосов и шлангов, по которым сырая нефть с расположенных на берегу резервуаров закачивается в танкеры, стоящие на погрузке.

Читайте также
Как правильно погубить нефтяную отрасль Казахстана

"По итогам внеочередной инспекции выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. В этой связи принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. По результатам водолазного обследования выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ", – говорится в сообщении консорциума.

Таким образом, из трех перекачивающих устройств в рабочем состоянии осталось только одно.

Пресс-служба утверждает, что в распоряжении КТК есть аварийный комплект необходимых шлангов, но из-за плохой погоды и ожидания специальных танкеров для промывки ремонт может занять продолжительное время: "В этой ситуации руководство консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу".

И это плохие новости для Казахстана. В прошлом году через систему КТК на европейские рынки было поставлено 53,1 миллиона тонн казахстанской нефти – это 78,5% всего объема экспорта углеводородов из страны.

Заместитель министра энергетики России Павел СОРОКИН уточнил, что ремонтные работы займут полтора-два месяца. "Это достаточно серьезные сроки, и мы видим риск того, что может выпасть около 1 миллиона баррелей в сутки", – сказал он.

Согласно прошлогодним данным, 87,4% всей нефти, прокачиваемой в Новороссийск по трубе КТК – это нефть, добытая в Казахстане на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Это и есть список пострадавших от аварии.

Теоретически некоторые объемы добытой на этих месторождениях нефти можно перенаправить в трубу "Атырау-Самара" или же отправлять через морской порт Актау или по железной дороге. Но в случае с "Атырау-Самара" высококачественная тенгизская нефть будет перемешиваться с российской, с западно-сибирских месторождений, которая сейчас из-за санкций торгуется с дисконтом к сорту "брент". А варианты с морем или железной дорогой не стоит и рассматривать всерьез.

Это значит, что планы по увеличению добычи на Тенгизе (по данным министерства энергетики Казахстана, в 2022 году предполагался рост почти на 2,2 миллиона тонн) придется скорректировать. Будут вынуждены снизить добычу и Кашаган, и Карачаганак.

Читайте также
Дешёвого бензина осталось на пару месяцев

В начале 2000-х в ожидании "большой нефти" Кашагана Казахстан с партнерами разработали проект строительства Транскаспийской системы транспортировки нефти. В 2008 году в Баку главы национальных компаний Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали соглашение о совместной работе по проекту. Особенность его состояла в том, что казахстанская нефть должна была идти на мировые рынки через Каспийское море и далее по системе "Баку-Джейхан" в обход России. Но проект был задвинут в дальний ящик стола, руководство страны ставку сделало на расширение мощности КТК. Зависимость от единственного партнера – России – в вопросе экспорта добываемой в Прикаспийском регионе нефти демонстрирует теперь уязвимость Казахстана.

Сторонники конспирологической версии обращают внимание на то, что заявление об аварии, сделанное руководством консорциума, где Российская Федерация имеет 24%-й пакет акций и её представитель возглавляет КТК, удивительным образом совпало с обсуждением в Европе ужесточения санкционного пакета в отношении России. В частности, страны Евросоюза согласовывают позицию о введении полного запрета на экспорт нефти из России. В условиях шторма на Чёрном море европейцы смогут проверить, как они себя будут чувствовать без нефти из Казахстана.

Фото: kzvesti.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента