Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Базар во все времена был для людей на Западе почти что синонимом Востока. Многие традиционные торжища веками находились тут на одних и тех же местах. И являли собой коренные достопримечательности, аромат которых чувствовался издалека и манил к себе даже тех, кто жил за сотни и тысячи вёрст и миль, за горами и морями. Недаром "восточные базары" во всей их красе до сих пор считаются лакомой приманкой для туристов, отправляющихся в Турцию, Египет, Индию, Эмираты, Узбекистан и т.д. Где рядом с суперсовременными "моллами" всенепременно сохраняются и древние торжища с традиционными товарами.
Своей южной частью и Казахстан исторически был фрагментом этого "сказочного" Востока. Потому-то самые знаменитые и исторические "восточные базары" республики традиционно следовало бы искать в южных городах республики. Так оно совсем недавно ещё и было. Однако гость, который ныне приедет к нам, начитавшись сказок Шахразады, уедет от нас не только разочарованным, но и где-то оскорблённым в своих ожиданиях, увидевши то, что сотворила с нашими восточными базарами эпоха хищной глобализации и банальное недомыслие властей!
Увы, хранившие свои многовековые традиции и упорно сопротивлявшиеся насилию времён базары Алматы, Джамбула, Шымкента и Туркестана, истинные бастионы восточного колорита, один за одним, канули в прошлое на пороге XXI века. Переменив названия и без боя сдав свои позиции безликой целесообразности и всепобеждающему китайско-турецкому оптовому ширпотребу. Они исчезли "как класс" на наших глазах - проиграв битву за территорию (как в Таразе) или традиционно погорев (синим пламенем), как в Шымкенте и Туркестане. И никто не роптал, что бездарно изничтожив эти исторические памятники, мы напрочь лишили себя не только большого куска традиционного культурного поля, но и потенциальной направляющей для вожделенных туристических потоков.
Дольше всех держался знаменитый базар в Туркестане (где и были сделаны 20 лет назад эти снимки). На нём ещё в начале века можно было застать настоящие ряды ремесленников – ювелиров, башмачников, столяров, скорняков, шляпников. И купить, к примеру, камчу или тюбетейку, сработанную в местной кустарной мастерской и пошитую тут же народным умельцем. А на прибазарной площади доводилось встречать настоящих бродячих комедиантов и канатоходцев. Это был воистину экзотический осколок того тысячелетнего Востока, который так сильно завораживал и завораживает европейцев и подпитывает азиатов. Да и для самих туркестанцев он был вовсе не какой-то "живой историей", пережитком прошлого, оставаясь неотделимой частью их повседневной жизни.
Любопытно, что базаром в Туркестане в течение долгого времени руководил… Герой Советского Союза Расул ИСЕТОВ! С этим рынком была связана вся послевоенная трудовая биография бравого фронтовика. Десять лет перед пенсией он и состоял тамошним директором. Случай, надо признать, уникальный. Но, с другой стороны, как это всё понятно для того Востока, который на наших глазах стал достоянием времени…
А в первую тройку достопримечательностей столицы Советского Казахстана входил Центральный колхозный рынок, всем известный под прежним, верненским названием - Зелёный базар. (Наряду с высокогорным катком "Медео" и комплексом восточных бань "Арасан" он-то и составлял перечень главных "изюминок" города). А это значит, что все, кто только ни приезжал в Алма-Ату, в обязательном порядке являлись и на Зелёный базар. И статус самих приезжих при этом не играл никакой роли – сюда приходили и "дикие" туристы, перед отправкой в свои неорганизованные маршруты по Заилийскому Алатау, и народные артисты из гастролировавших театров, и официальные партийные делегаты из стран победившей демократии.
Зелёный базар было очень живым местом в старой столице. Недаром и для самих горожан его еженедельное посещение считалось обязательным, чем-то даже и ритуальным элементом бытия. Потому что был он не только торжищем, но ещё и своеобразной городской агорой, куда приятно было просто заглянуть, потолкаться, поторговаться, послушать новости. Несмотря на то, что Зелёный базар сумел сохранить своё место (можно только догадываться, какого калибра вышние силы его хранили!), от былой "духовной составляющей" и здесь, увы, практически ничего не осталось.
Но совсем уж не повезло на этом фоне другому Зелёному базару, который находился в Джамбуле. Вот где несколько лет кряду можно было не сходя с места дышать воздухом, слушать звуки и напитываться энергией самого кондового Востока! Особенно, осознавая, что внизу, под торговыми рядами, степенными покупателями и гомонящими торговцами, в многометровых культурных слоях, лежат остатки того самого Тараза, которым восторгались средневековые пилигримы и купцы. Знаменитый базар начал умирать на рубеже тысячелетий, задавленный всё тем же: алчной меркантильностью новых времён и всепобеждающим засилием дешёвого эрзаца. А утеряв дух, он лишился и аргументов для дальнейшего существования. Его выкорчевали из городской географии Тараза (момент запечатлён на снимке), как старый кариесный зуб. Не сохранив даже старинную золотую коронку.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!