Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
В начале XIX века "киргиз-кайсацкая орда" была уже более-менее известна образованному западному обществу. Однако исследователей, проникавших вглубь степей, было немного. Казахи, несмотря на своё частичное присоединение к России, не считали себя последовательными подданными царя. Охота за русскими пленниками, высоко ценившимися на невольничьих рынках Бухары и Хивы, планомерные грабежи торговых караванов, угон лошадей – всё это создавало непреодолимые проблему тем, кто вознамеривался изучать степные просторы и их обитателей.
Так в июле 1803-го случилось с торгово-политическим посольством поручика Я. П. ГАВЕРДОВСКОГО. Караван, с которым оно следовало из Оренбурга в Бухару, подвергся нападению грабителей. "Недалеко от Сырдарьи подверглось нападению киргизов посольство поручика Гавердовского. Благодаря упорной обороне ему едва удалось спастись самому, но его жена, врач и большая часть отряда остались во власти степных кочевников".
Посольство Негри
Миссия А. Ф. НЕГРИ была отправлена в 1820 году в Бухару (и благополучно вернулась в Оренбург в 1821-м) для переговоров с эмиром о создании торгового пути. Хотя посольство было отряжено по ходатайству бухарской стороны, его практические достижения были незначительны. Чего не скажешь про "попутные" исследования и "рекогносцировки" специально включённых в состав миссии Негри учёных и офицеров Генерального штаба. Как сама Бухара, так и путь до неё привлекали повышенный интерес властей и научной общественности России.
"Поэтому (как писал советский историк Я. А. ХАЛФИН) царское правительство включило в состав посольства натуралиста Э. А. ЭВЕРСМАНА (позднее - крупный специалист в области естественных наук - А.М.), а также группу офицеров: капитана гвардейского генерального штаба Е. К. МЕЙЕНДОРФА, поручика того же штаба В. Д. ВОЛЬХОВСКОГО (соученик А. С. ПУШКИНА, с отличием окончивший Царскосельский лицей - А.М.), поручика по квартирмейстерской части ТИМОФЕЕВА, инженеров Отдельного Оренбургского корпуса подпоручиков ТАФАЕВА и АРТЮХОВА".
Егор Казимирович Мейендорф, "из прибалтийских баронов", родился в 1794 г. в генеральской семье. И стремительным шагом пошёл по стопам отца – уже в 1818 был произведен в капитаны. Стремительность его карьеры, однако, объясняют не происхождением, а службой. Отечественная война 1812 года, закончившаяся для Егора Мейендорфа в Париже, приводила и не к таким служебным взлётам.
В миссии Негри капитану Мейендорфу вменялось "назначить места, удобные для крепостей вдоль по дорогам от крепостей Орской и Троицкой... до реки Сырдарьи, на коей равномерно назначить место, удобное для крепости", провести астрономическое определение долгот и широт, составить маршруты путей и подготовить "Общую генеральную карту". А также вести своеобразный путевой журнал "Путеследования в Бухару и обратно". С чем он с честью и справился. Как сам он писал позже:
"Мне было поручено собирать географические и статистические сведения о стране, по которой мы собирались проехать".
В результате, вскоре по возвращению, появились статьи Мейендорфа в русской периодике и труд о результатах путешествия, изданный в 1926 году Париже на французском языке. (А ранее в Берлине на немецком языке была опубликована книга Э. ЭВЕРСМАНА "Путешествие из Оренбурга в Бухару"). Книгу Мейендорфа на русском языке издали только в 1975 году, в издательстве "Наука". И, как мне кажется, любителю истории Казахстана будут любопытны некоторые моменты, почерпнутые из труда внимательного наблюдателя 200 лет назад.
***
С пушками, пехотинцами и верблюдами: что нужно взять с собой в степь в 1820 году?
…Нам предстояло пересечь необъятные степи, посещаемые только кочевыми ордами, правительство снабдило нас конвоем из двух сотен казаков и двухсот пехотинцев, к которым затем присоединились двадцать пять всадников-башкир. Мы взяли с собою два артиллерийских орудия; 358 верблюдов везли наш багаж. Кроме того, у нас было 400 лошадей…
Генерал ЭССЕН, предвидевший эти опасности, с удовольствием принял предложение влиятельного киргизского султана Арунгазы АБДУЛГАЗИ о сопровождении нашего посольства до Сырдарьи отрядом в несколько сот киргизов. Генерал придавал большое значение этому предложению, особенно ввиду морального влияния, которое оно должно было оказать на киргизов.
(Генерал Петр Кириллович Эссен (1772 - 1844) - оренбургский военный губернатор с 1817 по 1830 г. Арунгазы Абдулгази - султан казахского Младшего жуза).
В гостях у казахского султана
Приблизившись к аулу, мы заметили юрты разной величины из белого или коричневого войлока; их было около 50, и они беспорядочно располагались группами в три, четыре и даже шесть юрт.
Мы узнали, что это - становище султана Арунгазы, одного из главных предводителей киргизов. Он ожидал нас, чтобы сопровождать до Сырдарьи и этим доброжелательным актом засвидетельствовать свою приверженность к русскому правительству, в помощи которого он, по правде сказать, сильно нуждался из-за своих раздоров с хивинским ханом.
На следующий день после нашего прибытия султан, окруженный свитой из сотни киргизов, прибыл верхом с визитом к г-ну Негри. На голове у него была чалма, что совершенно не принято в этой пустыне, но считается признаком благочестия со стороны магометанина, стремившегося отличить себя от киргизской массы. Все эти кочевники пожелали проникнуть в палатку Негри…
Наказание конокрада: присутствующие смеялись до слёз
Полуобнаженного вора с надетым на шею куском черной кошмы, свисавшей на плечи, два вооруженных нагайками всадника погнали до ближайшей юрты. Там ему вымазали лицо сажей и заставили пройти сквозь группу киргизов. Затем к хвосту лошади привязали веревку, велели вору взять ее в зубы и бежать за лошадью, которую двое гнали вскачь, а мчавшиеся за вором кочевники били его нагайками. Большинство присутствовавших смеялись до слез, некоторые ругались. Наконец спустя несколько минут вора отпустили. Затем он поблагодарил султана и обещал ему более не красть. Лошадь вора подверглась участи, которая первоначально была определена ее хозяину: ей перерезали горло, а затем в одно мгновение она была разъята на части и поделена между присутствовавшими киргизами, причем не обошлось без громких криков, возни и нагаечных ударов.
Интерьер богатой юрты: тигровые шкуры и мясная туша
… Я отправился к султану, который попросил подождать несколько минут, чтобы приукрасить свое жилище. Наконец я был допущен и нашел султана сидевшим почти в центре большой круглой юрты. С одной стороны полукругом восседали его друзья, с другой - были приготовлены места для нас. Стены были украшены коврами, на веревке развешаны одежды, разостланы тигровые шкуры, виднелась богатая очень высокая диадема из золота, отделанная бирюзой и бледными рубинами - головное украшение киргизки. На крюку висела мясная туша, стояли большие бурдюки с кобыльим молоком и несколько деревянных чаш. Предметы роскоши помещались рядом с вещами, предназначенными для удовлетворения насущных житейских потребностей, и любовь к пышности уживалась с примитивными вкусами.
Охота на сайгаков: достаточно одного камыша
Сайгаки необычайно трусливы, и киргизы умеют этим пользоваться. Обычно охотники подкарауливают животных вблизи рек, куда стада сайгаков приходят на водопой. Киргизы втыкают в наклонном положении несколько рядов заостренных стеблей камыша, расположив их полукругом один возле другого на расстоянии около фута. Вокруг камышей они насыпают кучки земли в виде дуги, края которой удалены друг от друга примерно сажен на 50. Когда сайгаки появляются, спрятавшиеся киргизы начинают кричать и гонят их по направлению к дуге. Животные, приняв кучки земли за людей, теснятся к стеблям и напарываются на них.
…Мясо сайгаков восхитительно, а из кожи шьют одежду. Приблизиться к ним, если только нет большой жары, почти невозможно. В поисках тени сайгаки собираются в группы до 20 голов и, опустив головы, держатся один за другим, в то время как вожак стаи прячет голову во впадине или за большим камнем. В этом положении их легко застигнуть врасплох. Когда убивают первого, второй обычно занимает его место, подставляя себя под удар охотника, который таким образом убивает подряд несколько следующих животных.
"Уважение к мёртвым"
Киргизы, как и все восточные народы, испытывают большое уважение к мертвым. Обыкновенно на похоронах присутствуют родные и друзья, жены же покойного остаются дома: они рвут на себе волосы и испускают вопли отчаяния. Затем приходят родственники, чтобы выразить соболезнование неутешным вдовам. Успокоившись, жены велят резать баранов и лошадей, чтобы как следует угостить гостей. Любой праздник, обряд или какое-нибудь сборище всегда заканчивается грандиозным ужином.
Одним из самых больших праздников у этих кочевников считается годовщина смерти главы семьи, особенно первая, на которой обычно присутствуют от 300 до 600 человек; трапеза совмещается с религиозными церемониями.
Благодетельный саксаул
Киргизы и все обитающие в пустыне народности очень ценят этот кустарник; если вечером развести костер из саксаула, то головешки покрываются золой и всю ночь поддерживают в юрте приятное тепло. Это растение - разновидность тамариска, и листья его похожи на листья можжевельника. Его кора серо-желтоватого цвета, а очень тяжелую и крепкую древесину легче ломать, чем рубить. Саксаул имеет в диаметре самое большее два дюйма и растет вплоть до окрестностей Джаныдарьи. В этих местах саксаул - настоящее дерево толщиной полфута, высотой две сажени и размножается, образуя рощи.
Хлеба и рыбы: "Боятся привязаться к земле"
Встретили мы также и других киргизов, у которых хивинцы отобрали скот. Нищета заставила их стать рыбаками и земледельцами. Этими профессиями у киргизов занимаются только бедняки. Эти два народа грабят друг друга уже 30 лет, производя в порядке набега или возмездия то, что у них носит название баранты. Вследствие этих смут киргизы начали пользоваться для своего пропитания мукой, и скоро привычка и бережливость приучили их рассматривать ее как предмет первой необходимости, употребляя ее, впрочем, только в небольших количествах. В пограничных русских и бухарских городах они обменивают баранов, кожи, козью и верблюжью шерсть на муку. Этот способ они считают более легким, чем обработка неблагодарной земли. К тому же они боятся привязаться к земле и считают, что счастье в том, чтобы быть свободными как птицы. (Сравнение, которым они пользуются всякий раз, когда говорят о своей свободной жизни.)
Легко понять, почему зажиточные киргизы никогда не бывают земледельцами. Ведь их древнее предание гласит: "Киргизы потеряют свою свободу с того времени, как поселятся в домах и предадутся земледелию". Это предание подкрепляется примером башкир, судьба которых пугает их.
В тугаях Сырдарьи: печальные песни Луне
Киргизы также любят зимовать в камышах, достаточно густых, чтобы защищать от буранов.
Эти кочевники склонны к меланхолии, и ропот быстрых вод Сырдарьи доставляет им необычайную радость. Ведь ничто так не располагает к мечтательности, как шум речных волн, текущих, подобно времени, с монотонной быстротой. Часто ночью, сидя на камне, они смотрят на луну и поют грустные песни. В этих песнях рассказывается об историческом прошлом киргизов, о славных подвигах народных героев. Эти поэмы обычно исполняются, однако, только профессиональными певцами. Я очень сожалею, что мне не довелось слышать эти песни. Неоднократно я говаривал киргизам, что с удовольствием послушал бы их. То, что я слышал раньше, представляло собой экспромты, содержавшие одни комплименты, адресованные слушателю. Однако несколько отрывков удержались в моей памяти. Один киргизский бий, человек богатый, умный, глава многочисленного семейства, пропел мне следующую импровизацию: "Вам, который желает, чтоб я спел пред вами песню, я скажу, что бедный, но добрый бий стоит больше, чем хан, не заслуживающий уважения". Эти слова точно передавали его мысль, так как он был ярым врагом ханской власти. Этот же бий, проезжая как-то мимо· нас, когда мы обедали, напевал вполголоса: "Посмотрите на этих русских, которые едят свиное мясо и пьют водку. Ну и люди!"
Жёны – рабочая сила, а пастух – весь в красном
Этот кочевой народ страстно любит свободу и презирает всякого, кто на нее посягает. Необузданный, воинственный, киргиз один верхом скачет по степи с поразительной быстротой 500-600 верст, чтобы повидать родственника или приятеля из другого рода. По дороге он останавливается почти у каждого аула, встречающегося на его пути, чтобы рассказать какую-нибудь новость. Он всегда уверен в том, что будет хорошо принят хозяевами, даже если его не знают, и разделит с ними пищу. Обычно это - курт, айран, мясо, а иногда кумыс, напиток, приготовляемый из кобыльего молока и весьма ценный в пустыне. Кочевник прекрасно запоминает местность, по которой путешествует, и, возвращаясь домой через несколько дней, в часы досуга рассказывает своим женам и детям о том, что видел. Жены - единственная рабочая сила в киргизской семье: они готовят пищу, расставляют юрты, седлают коня; обязанности мужчины ограничиваются присмотром за стадами. Я видел, как брат одного весьма уважаемого среди киргизов султана в течение 15 дней пас своих баранов верхом на лошади в одежде из красного сукна, не думая о том, что это унижает его достоинство.
Сила ханской власти: царствуй, пока ты с народом
Хан фактически распоряжается жизнью и смертью киргизов. В случае деспотизма хана они взывают к общественному мнению, которое нигде так не сильно, как у кочевого народа. Недовольные перестают признавать несправедливого государя и избирают себе другого.
И все же власть хана покоится на общем признании: если уж он его приобрел, то может править деспотически, однако лишь тогда, когда он действует в интересах народа. Таким образом, это общественное мнение ограничивает его власть: оно необходимо ему, чтобы удержаться на троне. Горе хану, если он вздумает не обращать на него внимания: та же сила, которая наградила его властью, не замедлит и ниспровергнуть его.
Ошибка наименования: "киргизами их называют башкиры"
Я закончу отступление о киргизах одним замечанием: они не называют себя киргизами, а именуют казаками, что означает "всадник" - по мнению одних, "воин" - по мнению других. Они утверждают, что киргизами их называют башкиры, но им неизвестно, откуда взялось это слово.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!