1937-2016 годы. Хочу помянуть "алма-атинский трамвай" - 5 лет, как его нет с нами

3968 просмотров
1
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 01 Дек 2021, 18:00

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Демонтаж трамвайных путей в Южной столице, начавшийся в 2016-м году, поставил жирную точку в надеждах горожан на чудесное воскрешение этого экологичного вида транспорта. Робкий протест был, но… Партия сказала – надо! Значит, не суждено ему дальше громыхать по рельсам, вызывая зависть зависающих в пробках автомобилистов, не будет он впредь гуманно подбирать припозднившихся студентов, не станет безропотно возить на рынки привычных старожилов.

Но распрощавшись со своим трамваем, горожане всё же не стали поминать его лихом. И не потому, что о мёртвых либо хорошо, либо никак, а оттого, что и оснований особых для этого не было. Та, "наша Алма-Ата", навсегда останется прошитой трамвайными линиями. Потому как убрать трамвай из города – одно, а из памяти горожан – совсем другое.

Главный казахстанский мегаполис недаром считался одним из самых "трамвайных" городов СССР. Поколения горожан рождались и росли под привычный металлический лязг вагонов по рельсам, улыбались паническим трелям звонков вагоновожатых перебегающим пути прохожим, засыпали под далёкий взвизг железных колёс на поворотах. Что до пассажиров трамвая, то это была материя совершенно особая, очень несхожая с пассажирами автобусов или метро.

Трамвай щедро плодил вдохновенных самодеятельных поэтов, капитальных саморощенных философов и преданных патриотов города. Потому что пассажиру его вовсе не нужно было вникать в нюансы движения и напрягаться нервными выкрутасами водителя. Трамвай двигался так, как было заповедано рельсами, без всяких "шагов в сторону". Потому-то он и слыл идеальным местом для ментальной паузы в урбанистической суете большого и шумного города, спокойного размышления "о том и о сём" и совершенного медитативного погружения в благотворную ауру проплывающих за окошком улиц, деревьев, лиц, птиц и пр.

Когда в середине 1930-х Алма-Ата озаботилась прокладкой трамвайных путей, главным моментом их географии стала попытка объять необъятное и связать всё со всем. Из любого конца тогдашнего города трамвай должен был довезти каждого куда надо: рабочего - до станка, ученика – до парты, чиновника – до кабинета, студента – до аудитории, пенсионера – до базара. Вот почему алма-атинский трамвай, появившийся раньше автобуса и троллейбуса, стал истинно народным видом транспорта. Чудесной ретортой, в которой жители города постоянно перемешивались и перетирались друг с другом и друг о друга (в 1982 году наши трамваи перевозили ежедневно 138 тысяч человек!), встречались, знакомились, обсуждали насущное или выясняли отношения (не без того).

Но в том, исконном, трамвае не только размышляли, беседовали и перетирались – в нём ещё и читали. Читали – все. Зубрилы-студенты, брутальные пролетарии, очкастые интеллигенты, матёрые пенсионеры и цветущие девушки. И читали не только книги и конспекты, но и свежие газеты, и толстые литературные журналы. В трамвае, в отличие от тряского автобуса-троллейбуса, читать было несравненно комфортнее и "не так вредно для зрения".

Недаром невинный "трамвайный" вопрос-зачин, с которого начинались многие исходящие последствия, звучал так: "А что это, девушка, у вас за книжка? Интересная, наверное?" Невинный и лукавый. Потому что никого, по большому счёту, в данной ситуации не интересовала книжка. Интересовала девушка. Девушки-алмаатиночки были истинным украшением алма-атинского трамвая! Как чудно по весне высвечивались их лица мелькавшими сквозь ажурную листву солнечными бликами! Каким тёплым ароматом наполняли они холодные железные вагоны зимой! А летом? А осенью? Когда я входил в трамвай и не видел в нём ни одной красивой девушки, я тут же начинал думать: а в Алма-Ате ли я?..

…Не берусь отвечать за всех нынешних горожан, но лично для меня с исчезновением с улиц последних трамваев самобытность города, в котором я родился, вырос и который не перестану любить ни при каких условиях, потеряла ещё одну толику былой прелести. Это - укоризна и попрёк нашим способностям распоряжаться тем, что достаётся нам от предков. Недаром "алма-атинский трамвай" всегда стоял в ряду самых устойчивых городских словосочетаний. Таких, как "алма-атинский апорт" и "алма-атинский тополь", "алма-атинские фонтаны" и "алма-атинские арыки"…

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Борис 2021-12-01 22:09:42
0
Благодарю за "память"!!! Да... Этого уже не вернуть к сожалению...
журналист
Жаслан деген Жасұлан емес пе? Жаслан деген Жасұланның орысша қате жазылған түрі ғой.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Как война в Украине повлияла на военную доктрину Казахстана
В 2023 году Turkish Aerospace Industries объявила, что её беспилотные летательные аппараты Anka будут собираться в Казахстане, который расширяет свою местную оборонную промышленность
В США испытали истребитель, управляемый искусственным интеллектом
Новое поколение пилотов-испытателей обучает ИИ к ведению полётов в боевых условиях
Казахи 200 лет назад: смеялись над конокрадами, боялись башкирской судьбы, ограничивали ханскую власть
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Как нашего подполковника Мукашева прятали от УСБ – часть 2
Замначальника Северного отдела полиции Павлодара, поднявшего руку на беременную подчиненную, прятался от УСБ и за спиной ребенка
Кто лоббирует интересы АО "К-Дорстрой" при ремонте полосы международного аэропорта Астаны
И каким образом компания, признанная недобросовестным участником госзакупок, получила крупный госконтракт
Зачем в ВКО ждут российских инвесторов и как это связано с нехваткой тепловой мощности в областном центре
На подготовку к отопительному сезону в регионе потратят свыше 20 миллиардов тенге
В Атырау рядовой ушёл из части с оружием
Его нашли в кафе и сейчас уговаривают сдаться, он отстреливается
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.