Новое поколение пилотов-испытателей обучает ИИ к ведению полётов в боевых условиях
Года четыре назад рассказал на своей странице о встрече в рамках очередного бизнес-завтрака Технологического совета Северной Вирджинии с вице-президентом по развитию WEB-технологий корпорации Amazon Терезой КАРЛСОН, курировавшей разработку высокотехнологичных сервисов корпорации для разведывательных и военных ведомств США.
Карлсон поведала присутствующим, что, ввиду катастрофического дефицита на рынке труда специалистов по искусственному интеллекту, Amazon был вынужден приступить к обучению ИИ (внимание!) навыкам самообучения. "И прогресс на этом направлении просто потрясающий и восхитительный!", - по-американски жизнеутверждающим тоном подытожила докладчица.
Не успел тогда опубликовать пост, как в комментариях появился полный скепсиса человек, который с апломбом повидавшего жизнь эксперта начал утверждать, что машина никогда (слышите, никогда!) не сможет выйти на уровень самостоятельного "мыслительного" процесса и тем более не станет самодостаточной функциональной единицей, способной принимать полноценные решения без участия человека.
Не являясь специалистом в данном вопросе, в полемику с комментатором вступать не стал. "Время рассудит", - подумал я тогда.
Что ж, прошло всего ничего… На прошлой неделе СМИ обнародовали новость, которую размещаю ниже.
Но перед тем, как вы сможете её оценить, напомню предостережение, которое озвучил патриарх американской внешней политики Генри КИССЕНДЖЕР в мае 2021 года во время форума по международным делам Sedona Forum (ежегодный форум организуемый McCain Institute), характеризуя набирающий обороты кризис в отношениях с Китаем как "самую большую проблему для Америки и мира":
"Мы создали технологию, которая превосходит все, что мы могли вообразить 70 лет назад. Во время советско-американской конфронтации ядерное оружие служило серьезной угрозой. Теперь к ядерной технологии добавился искусственный интеллект. США и Китай - лидеры в этой сфере. Это еще более приближает угрозу "судного дня".
Применение искусственного интеллекта означает, что человек и машина становятся партнерами, и машины могут обрести способность принимать собственные решения. В ходе военного конфликта между высокотехнологичными державами это имеет колоссальные последствия", - предупредил Киссинджер.
Ну а теперь, собственно, сама новость.
***
ВВС США планируют иметь более 1000 беспилотных боевых самолетов с поддержкой ИИ, первые из которых будут готовы к 2028 году.
Глава ВВС США Фрэнк КЕНДАЛЛ заявил, что увидел достаточно, чтобы наделить искусственный интеллект (ИИ) возможностью принимать решение об использовании оружия в ходе боевых действий.
ИИ - один из самых значительных прорывов в американской военной авиации с момента появления самолетов-невидимок со стелс-технологией в начале 1990-х годов.
В четверг экспериментальный оранжево-белый истребитель F-16 поднялся в воздух в лучах полуденного солнца с привычным ревом, ставшим отличительным знаком американской авиации.
Однако последовавший за этим воздушный бой не был похож ни на один из предыдущих: этим F-16 управлял не человек-пилот, а искусственный интеллект. А в кресле пилота сидел министр ВВС Фрэнк Кендалл.
Примечательно, что этот ближний воздушный бой проходил на авиабазе Эдвардс, посреди пустыни в Калифорнии, где в 1947 году американский военный пилот Чак ЙЕГЕР впервые превысил на самолете скорость звука, а военные внедряли самые секретные аэрокосмические разработки.
В секретных тренажерах в зданиях с многоуровневой защитой новое поколение пилотов-испытателей обучает ИИ к ведению полетов в боевых условиях.
Конкретные детали разработки не разглашаются. Известно, что команды инженеров тестируют алгоритмы искусственного интеллекта на базе экспериментального самолета X-62A VISTA.
Разработчики сообщили, что менее чем за год они прошли путь от начальной установки ИИ в бортовые системы X-62A до первых тестовых сражений алгоритмов искусственного интеллекта и живых пилотов.
Истребитель F-16 VISTA, которым управлял ИИ, совершал молниеносные маневры на скорости около 900 километров в час. Он шел почти нос к носу со вторым F-16, которым управлял человек, когда оба самолета летели на расстоянии 300 метров друг от друга, совершая маневры, чтобы поставить воображаемого противника в уязвимую позицию.
После часового полета, Кендалл выбрался из кабины, ухмыляясь. Он заявил приглашенным на авиабазу журналистам, что за время полета увидел достаточно, чтобы доверить все еще обучающемуся ИИ возможность принимать решение об использовании оружия во время военных действий.
"Не иметь его [ИИ] – риск для безопасности. На данный момент мы должны его иметь", - сказал Кендалл в интервью агентству The Associated Press после приземления, журналисты которого, вместе с телекомпанией NBC, получили разрешение стать свидетелем секретного полета при условии, что о нем не будет сообщено до его завершения по соображениям оперативной безопасности.
P.S. В сценариях возможных будущих войн от аналитического центра RAND Corp. отмечается, что стаи американских беспилотных самолетов обеспечат опережающую атаку на оборону противника, чтобы дать США возможность проникать в воздушное пространство без высокого риска для жизни пилотов.
По словам генералов Пентагона, впереди нас ждут меньшие по размеру и более дешевые беспилотные самолеты, управляемые искусственным интеллектом.
Эксперты подчеркивают, что имеющиеся уже сегодня в США самолёты с искусственным интеллектом сначала изучают миллионы точек данных на симуляторе, а затем проверяют свои выводы во время реальных полетов. Эти реальные данные затем возвращаются в симулятор, где ИИ обрабатывает их, чтобы расширить познания и усовершенствовать собственную реакцию на возникающие боевые ситуации. То есть машины демонстрируют стремительно развивающийся процесс самообучения.
Фото: Getty Images.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!